Главная тайна Пушкина

Вячеслав Николаевич Орлов
О тайнах Пушкина написано множество статей и книг. Главной из них кто-то считает тайну отношений с женой, кто-то – тайну утаённой любви, кто-то – тайну последней дуэли, но я думаю, что главной тайной гениального поэта будет тайна того, из-чего мы все восхищаемся Пушкиным, главной его тайной будет тайна его творчества. И здесь мне хотелось бы вспомнить строки другого русского поэта – не гениального, но великого – Фёдора Тютчева. Помните:
                Природа – сфинкс. И тем она верней
                Своим искусом губит человека,
                Что, может статься, никакой от века
                Загадки нет и не было у ней.
    Пушкин во множестве своих произведений гениален, то есть – гармоничен, природен, этим он всех нас и привлекает. Тысяча человек будет стоять на берегу реки и смотреть на летний закат, и у каждого из этой тысячи закат будет свой. Так и Пушкин – в силу своей природности и органичности у каждого читателя он будет – свой, личный.
     Но как же так получилось? Как он смог этого достичь? С помощью образования? Пожалуй, были поэты на формальном уровне и пообразованнее его, иное дело, что Пушкин в силу своей гениальности проникал в тексты туда, куда человек со средним уровнем одарённости проникнуть не мог, и брал из источника то, что этот же средний человек взять не мог. Это – очень важный момент, но он не составляет главной тайны пушкинского творчества – это, в некотором роде один из предисточников гениальных пушкинских произведений.
    Может быть, он достиг этого с помощью трудолюбия? Пушкин был трудолюбив и он при этом не любил показывать своего трудолюбия, но ведь были в поэзии люди и потрудолюбивее Пушкина, исписавшие стихами множество томов. И где эти люди? Что мы знаем о них?
     Так где же она, эта тайна великого поэта, в чём она заключается?
     Она заключается во вдохновении. Пушкин писал стихи по вдохновению. 
     «Подумаешь, открыл тайну!» - скажет читатель этой статьи. Кому же не известно, что стихи пишутся по вдохновению! Вопрос ведь только в том, что люди считаю вдохновением! Обыкновенный стихотворец с сайта «Стихи.ру» считает вдохновением некое особенное настроение, в котором он находится и по поводу которого он пишет стихи. Выглядит это так: загрустил человек – написал грустные стихи, замечтался человек – написал мечтательные стихи, развеселился человек – написал весёлые стихи. Если совсем загрустил, и написал особенно грустные стихи – значит написал  особенные стихи по особенному вдохновению. В пушкинском творчестве всё не так. Да, он тоже писал стихи к случаю – эпиграммы какие-нибудь и дежурные послания, которых до нас дошло совсем не много, а вот то, что мы читаем в собрании его сочинений создано совершенно иным образом.
    Отношения поэта с его музой, с его вдохновением реально можно сравнить только с интимными отношениями с единственной любимой женщиной. Обратите внимание на то, что сам Пушкин очень часто пишет о вдохновении – он едет за ним в деревню, он ждёт его, без него он не может ничего стоящего написать, но о самих минутах вдохновения, о том, что с ним происходит в минуты вдохновения, о том, как оно приближается, как входит в плоть и душу, когда уходит – об этом у Пушкина ничего нет. Это тайна, и доступна она может быть только тем, кто решится посвятить свою жизнь поискам этого драгоценного состояния. Заметим тут же, что состояние можно искать, но не имея крупицы таланта можно даже находясь в поиске, ничего не найти.
   А теперь спрошу Вас, дорогой читатель… Положа руку на сердце, ответьте мне на вопрос: много ли есть на свете людей, готовых ради эфемерного состояния, называемого вдохновением, положить на алтарь его поиска всю свою личную жизнь?  Стихотворцы, которые нас окружают – их множество, и автор этих строк тоже был таким стихотворцем, много думают о себе, имеют немалые амбиции, но все эти амбиции не подкреплены беззаветностью. Люди в состоянии душевного размягчения или в состоянии умственного упорства описывают свои чувства и пишут то, что они пишут, а великий Пушкин ждал особенных минут, в которые его рука водила пером по бумаге и записывала то, что приходило из неведомых самому поэту глубин, а точнее – спускалось к нему с неведомых ему высот. Вот и вся тайна Пушкина – простая и одновременно недоступная. А о самом вдохновенном труде у поэта кстати, кое-что есть… Помните его «Осень»:

                X

   И забываю мир -- и в сладкой тишине
   Я сладко усыплен моим воображеньем,
   И пробуждается поэзия во мне:
   Душа стесняется лирическим волненьем,
   Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
   Излиться наконец свободным проявленьем --
   И тут ко мне идет незримый рой гостей,
   Знакомцы давние, плоды мечты моей.
 
                XI
 
   И мысли в голове волнуются в отваге,
   И рифмы легкие навстречу им бегут,
   И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
   Минута -- и стихи свободно потекут.
   Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,
   Но чу! -- матросы вдруг кидаются, ползут
   Вверх, вниз -- и паруса надулись, ветра полны;
   Громада двинулась и рассекает волны.
 
                XII
 
   Плывет. Куда ж нам плыть?. . .



    Обо всём этом и ещё много о чём, я надеюсь, гармонически написано
    на страницах моей книги «Пушкин и мiр с царями», размещённой по адресу:

 https://ridero.ru/books/pushkin_i_mir_s_caryami/

На время объявленного нами пушкинского литературного конкурса цена на книгу существенно снижена.