Улыбки Каиссы

Леонид Зелёный
     Когда мне в руки попалась книга «Физики шутят», то сразу же появились вопросы:

     - А есть ли еще книги, аналогичной направленности? Например: «Химики шутят», «Математики шутят», «Спортсмены шутят» (где обязательно выделить отдельные виды спорта), «Штангисты шутят», «Бегуны шутят», «Боксеры шутят»?
     Но сколько не искал, - в справочниках, энциклопедиях и специальной литературе, ничего веселого не попадалось.  Все авторы оказались серьезными и чопорными, и никаких шуток не допускали.
     Зато за всех «отдувались» шахматисты! «Шахматные байки», «Шахматисты улыбаются», «Улыбки Каиссы», публикации различных приколов и шуток в разных журналах и не только шахматных, — демонстрировали веселый нрав шахматистов.
Однако, на что я обратил внимание, что героями и участниками различных эпизодов были в основном люди «великие» - чемпионы мира, претенденты, гроссмейстеры, а в далекие времена, - и коронованные особы. 
     - А что?! - задал я себе вопрос, - среди многочисленной армии преданных любителей лучшей в мире игры, не было веселых историй, розыгрышей, приколов и шуток?! Да сколько угодно!
     Я же напишу только о том, где сам «фигурировал» или был свидетелем описанных событий.

ШАХМАТЫ?!  НИЧЕГО ПРОЩЕ!

     Автовокзал в Новороссийске. Я, вместе с матросом нашего танкера, ищем такси, что бы добраться в Туапсе. Стандартная, затертая, как мир ситуация – нам куда-то срочно надо, а добираться не на чем, и нам это доходчиво объясняют, - «автобусы, такси и даже частники в нужную сторону поедут только на следующий день». Мы в легкой панике прошлись среди таксистов, объясняя, что «мы моряки, спешим на судно . Ночью уходим в рейс, а если опоздаем то «вылетим» из пароходства».
Поскольку информация: «моряки(!), в Туапсе(!), да еще и спешат!» - в «Небесной канцелярии» автовокзала обрабатывалась вмиг, и уже в течение получаса к нам обратились три таксиста и частник, со своими прейскурантами. Мы выбрали коренастого, лет за 50, седеющего таксиста и уже минут через десять, обогнув развилку «круг», выехали на главную дорогу, ведущую в Туапсе.
   - Фу-у! - выдохнули мы. Но как говорится, не говори: «Гоп!».

   Возле дороги, прямо у самой бровки, чуть ли не подпрыгивая, суетились, размахивая транспарантом, два парня, с просьбой, куда-то их подвезти.
   - Прочтите, чего они хотят? - обратился к нам таксист. Для этого он даже притормозил, и мы прочли:
   - «Нам срочно надо в Туапсе!»
   - Может возьмём?  Вам меньше платить придется. да и веселее будет. Дорога ведь длинная.
   
   Мы не возражали, и парни втиснулись в машину. Перезнакомились, и едва проехав мосты, как ребята рассказали по анекдоту. Я был доволен, все же сэкономлю за два места, а с таким экипажем дорога обещала быть веселой.
   Когда тащились в очередной пробке, один из парней неожиданно вытащил карты и предложил:
   - Давайте, чтобы не умереть от скуки, сыграем в простенькую детскую игру. Ставка всего лишь одна копейка.
Он сразу же начал объяснять правила, но я его прервал:
   - Слушай, а ты умеешь играть в шахматы?   Нет?!  Так это тоже просто. Все дети играют! Пешка ходит вперед, бьет наискосок, конь ходит буквой «Г». Давай я тебя обучу, шахматы у меня в сумке, а на кон поставим даже по 15 копеек и прекрасно проведем время!
   Немая сцена. На некоторое время, как говорят, повисла «тягостная тишинааа».
Подъезжая к конечной остановке «Шесхарис», парень молча постучал колодой карт по плечу шофера. Как только такси остановилось, наши «веселые ребята», не попрощавшись, со злостью выпрыгнули на обочину.
Некоторое время ехали молча, осмысливаю причину случившегося, пока нас не вернул к действительности смех таксиста:
    - Ну, вы ребята рискованные! А если бы он согласился играть по 15 копеек? Я уже стал волноваться, с такой ставкой можно проиграть и штаны.
   - Риск всегда есть, но только не в этом случае. Всех шахматистов Новороссийска я знаю лично, а физиономии ваших пассажиров мне ни разу не встречались. А мастера или гроссмейстеры до таких «приколов» не опускаются.

   Неожиданно, молчавший все время матрос, Гена кажется, чуть ли не с гордостью произнес:
   - К тому же, Лукьянович является чемпионом СССР и мастером спорта по шахматам. Жаль, что они «сорвались».
   Уточнять, что я всего лишь Кандидат в мастера, а чемпион СССР только среди моряков, я не стал.
   Шофёр веселился до самого Туапсе. Прощаясь, пожал нам руки и со смехом добавил:
   -Теперь клиентов буду возить только играющих в шахматы! А эти двое, «на плече» в Туапсе, - самые наглые. Молодцы, что проучили!

Светлая ему память...
ЗНАКОМИМСЯ — КУЗЬМИЦКИЙ.
РАБОЧИЙ ДЕНЬ ИНСТРУКТОРА ПО ШАХМАТАМ ДСО «СПАРТАК».

   У Виктора Кузьмицкого, как только начинался купальный сезон и пляж заполнялся отдыхающими,  рабочий день начинался одинаково из года в год.
Клуб находился в квартале от городского пляжа и Витя, взяв клубные часы, отправлялся на разведку. Поскольку страна у нас шахматная, то многие граждане, отправляясь на пляж, чтобы поддерживать свой интеллектуальный уровень, брали с собой шахматы, находили партнеров и сражались под палящим солнцем до первых признаков теплового удара. Витя высматривал партнеров, подсаживался, определял силу игроков и предлагал играть «на интерес», давая, как правило, 5:1, 5:2  или даже 5:5.
   Уходил, когда чувствовал, что в кармане появились деньги для посещения пивной «Бочки» и армянской точки «Шаурма».
Два дня Витя «мялся», пытаясь нам что-то рассказать, но потом не выдержал.
   -Прошёлся я позавчера по пляжу, наметил будущих «клиентов», которых в этот день было предостаточно, а определить «лоха» я могу с первого взгляда, даже если он барахтается в море.   Решил начать по порядку.
Обратил внимание на мужика, который лежал прямо передо мной и вероятно сладко «дрыгнул», подложив под голову шахматную доску.
«Лох» конченный, видно сразу.
   - Извините, - вежливо и интеллигентно к нему обращаюсь, - у Вас, я вижу, есть шахматы, которые Вы используете вместо подушки, а поскольку вы и спите на них, то возможно Вы еще и играть умеете? Может сыграем?
Мужик, лет под 60, полнеющий и седеющий, нехотя привстал, протер глаза, немного подумал и проговорил:
   - Да, можно и сыграть...

   Я ему объяснил, что для стимула и творческого подъема, играть будем «на интерес», хотя бы на кружку пива.
   Товарищ оживился, расставил фигуры, а я на часах поставил себе 1 минуту, а противнику 5. Партия показала, что мой противник понятия не имеет о теории, и я легко и элегантно поставил ему даже «спертый мат». Это меня не удивило — лох есть лох, пивом я, судя по началу, буду обеспечен на весь день.  Главное не сбиться со счета.
   Дальше товарищ упростил мою задачу, предложив играть 5:5, на тех же условиях. А дальше, что происходило, я до сих пор не пойму. Я его атаковал, вот-вот должен поставить мат, имел лишние фигуры, выигранные «в доску» позиции, но у меня, что бывало очень редко, все время первым падал «флаг».
Проиграв восемь партий подряд, я решил применить психологию, подавив противника своим авторитетом.
   - Я – Кузьмицкий  Виктор Андреевич, имею 1-й разряд по шахматам, победитель полуфинала г. Новороссийска, 10-кратный участник финалов города, тренер по шахматам в ДСО «Спартак».
   - О!-О!-О! - с почтением произносил мой противник и даже привстал, подав мне руку.
   Затем он задумался, вероятно, взвешивая свои шансы, посчитал зачем-то пальцы и неторопясь стал перечислять:
   - А вот я — Алексей Степанович Суэтин — всего лишь Международный гроссмейстер, заслуженный тренер России, раз двадцать побеждал в международных турнирах, участник 10 финалов чемпионата СССР, чемпион мира среди студентов, чемпион Белоруссии, не помню сколько раз, кажется три раза участвовал в зональных турнирах. Так что для Вас, я думаю, явлюсь достойным противником.
Чем больше он перечислял свои звания и заслуги, тем больше у меня отвисала челюсть.
   - М..м..м..! – промычал что-то я, и помчался в «Бочку» за пивом. Но пока бежал, меня осенило! Я сменил курс и чуть ли не бегом отправился в наш шахматный клуб, взял из клубной библиотеки книгу «Основы общей теории современного шахматного дебюта», и вместе с книгой и пивом предстал перед гроссмейстером, попросив поставить автограф.
   
   На первой странице Алексей Степанович написал:
«Виктору Кузьмицкому — достойному сопернику на Новороссийском пляже. Успехов шахматному клубу «Спартак».
Гроссмейстер Суэтин А.

P.S.: Эта книга до сих пор хранится у меня в библиотеке (а издана она было всего в 8000 экземпляров!), правда без листа с автографом гроссмейстера. Виктор его вырвал и демонстрировал не только шахматистам, но и собутыльникам. Сама история, в зависимости от того, сколько Виктор «принимал на грудь», обрастала все новыми живописными деталями, пока не закрепилась в городском шахматном фольклоре. 


ДЕВЯНОСТО ШЕСТЬ КРУЖЕК ПИВА

   Очередная сессия в ОВИМУ (Одесском Высшем инженерном морском училище) ничем не отличалась от тысяч аналогичных, не только в Союзе, но и во всем мире.
Защищали курсовые, сдавали зачеты и экзамены, писали «шпаргалки», посещали лекции – в «небо взглянуть некогда».
Однако, не всем! Мои друзья, Миша и Юлик, а зачастую и любители шахмат из других кубриков, находили время сразиться в «блиц», позабыв на время о «куче проблем».
   Наш кубрик превратился в своеобразный шахматный клуб, о котором знали во всем экипаже, переименовав его в «Кают-компанию», что нам даже нравилось. В сражениях я не участвовал, да меня и не звали, так как еще с первого курса все знали, «кто есть кто».
   Кажется, ничто не могло нарушить многолетний распорядок будущих офицеров морского флота.  И всё же…
Сессия проходила одновременно с заочным отделением, и некоторые наши курсанты к ней тоже загодя готовились, запасаясь курсовыми, контрольными или лабораторными работами. У заочников, поскольку все работали, деньги были всегда, то с продажей нашего «товара» проблем не возникало. Основная схема справедливости Карла Маркса
   – «Товар - деньги – товар» действовала автоматически, подтверждая на практике прозрение вождя «пролетариев всех стран».
В какой-то из дней к нам заскочил очередной заочник, купил у кого-то контрольную работу и хотел уже уходить, но, увидев блицующих, Мишу с кем-то из курсантов, воскликнул:

   -Вот это да! Впервые за всю сессию вижу действительно умных курсантов!
А, выиграв у Миши кружку пива, вовсе осмелел и стал уверенно излагать свои взгляды не только на шахматы:
   - В шахматы могут играть только особые, избранные люди, понимающие их глубокий философский смысл, дающий человечеству…
Здесь я его прервал, недослушав, что же «дают шахматы человечеству»:
   - Вместо того, что бы передвигать эти деревяшки, и «сшибать» контрольные, не лучше ли тебе заняться учебой?!
Это так возмутило нашего заочника, что он, как говорится, «потерял дар речи». А пока он соображал, я продолжал:
   - И что за проблема двигать назад - вперёд фигурки?! Покажи любому, как они ходят, и они прекрасно будут играть безо всяких философий!
   - Так, может быть, возьмёшь и покажешь?  - с ехидной усмешкой произнес заочник, с видом победителя оглядывая курсантов, пришедших даже из других кубриков.
   - А что? Вот возьму и покажу!
И, придав голосу небрежный азартный тон, скомандовал:
   - Миша! Уступи место!

   Но не тут-то было!
   Кто-то из «великих» сказал, что все люди артисты. Не уверен насчет «всех». но Мише и мне надо было идти в какое-нибудь театральное заведение.
   - Лёша, у тебя что, деньги лишние?! Никогда не играл, нам всем «дуешь» и хочешь играть с таким прекрасным игроком?!
   Здесь кто-то из наших, кажется Юлик, бросил реплику:
   - Откажись, Лёша. Скажи, что погорячился…
   - И не подумаю, - продолжал я хорохориться – что, мне жалко кружки пива?!
   - Ошибаешься, - подал, наконец, голос заочник, – с тобой буду играть на три кружки.
   Миша уступил мне место, бросив с «раздражением» реплику:
   - Пеняй на себя! Мы тебя предупреждали!
   И, дальше состоялся матч, достойный попасть в Антологию лучших Одесских «приколов».
   Хорошо, что кто-то из курсантов, часто посещавших нашу «кают –компанию», предвидя «исторический» момент, стал вести запись, наподобие протокола:

1я партия - Лёша выиграл! - 3 кружки - его!
2я -:-    - Ставка 6 кружек!
          - Лёша выиграл! 6 кружек - его!
3я -:-    - Ставка 12 кружек!
          - Лёша выиграл! 12 кружек - его!
4я -:-    - Ставка 24 кружки!
          - Лёша выиграл! 24 кружки - его!
5я -:-    - Ставка 48 кружек!
          - Лёша выиграл! 48 кружек - его!
6я -:-    -Ставка 96 кружек!
          - Лёша выиграл! 96 кружек – его!
               
   Если бы не эти записи, думаю, что столь странное увеличение ставки для нас осталось бы загадкой. Оказалось, что повышал он ставки по своей системе вполне логично. Проиграв, к примеру, три кружки, он повышал ставку вдвое - уже шесть кружек, всё надеясь отыграть проигранное и иметь три для себя. Поэтому и получилось, что после проигранной шестой партии он уже задолжал 96 кружек! Если  продолжать играть дальше по такой системе, то в седьмой партии ставка составляла  бы 192 кружки!
   Увидев, что мой противник собирается расставить фигуры, я решительно заявил:
   - Всё!  Произведём расчёт! Тем более в «Победе» (это прекрасный парк на Молдаванке) – пиво есть всегда. Давай со всеми желающими «разопьём» твой долг, затем, если будет  охота – продолжим!
   Представляю удивление одесситов, повидавших много чего на своем веку, когда из ворот экипажа вывалилась толпа орущих курсантов:
   - Пиво на халяву!  Кто хочет - за нами!

   Услышав, что в такую жару можно напиться пива, да еще и бесплатно, встречные присоединялись, дополняя нашу весёлую компанию.
Еще издали, увидев стоящий в глубине парка буфет, с белеющим на окне листком бумаги – я понял, что «везения» кончились. Подойдя, читаем:
                ДАМЫ и мужчины!
                Пива не будет и завтра
                КРЕПИТЕСЬ!!!
                Но есть на
                СТАРОПОРТОФРАНКОВСКОЙ!!! 
          
   - Это …где!? – забеспокоились мои любители пива. А когда дочитали, наконец, название улицы, то ещё и удивились:
   - Сколько живём, никогда такой улицы не слышали… не подшутила ли буфетчица!?
   Но в этот день Каисса к нам оказалась доброжелательной, вероятно, решив досмотреть, чем же всё это закончится!
Трамвай, который несмотря на расписание, ходит два-три раза в сутки, как по заказу подкатил к остановке в нескольких метрах от буфета. На наши вопросы «доедем ли мы до Старопор…» - все слово, перебивая друг друга, мы никак не могли вспомнить, но помогла кондуктор:
   - Разумеется, доедете! Только Старопортофранковскую переименовали еще в революцию. И сейчас, это Комсомольская, сойдёте на второй остановке.
Когда мы через две открытые двери втиснулись в трамвай, кондуктор растерялась, пытаясь нас пересчитать. Наконец объявила:
   -Тридцать семь! Кто платить будет?

   Все дружно указали на заочника, которого плотно «опекали» два наших курсанта, чтобы, чего доброго, «не дал дёру». А что делать, - профилактика! Кондуктор, узнав причину коллективной жажды, с гордостью, произнесла:
   - Да… подрастает смена настоящих одесситов!

   Толпа курсантов, после остановки на Комсомольской, устремилась к буфету, испугав клиентов и продавщицу.  За пятнадцать кружек пива мы «выторговали» очередь, прикинув, что 81 кружка на 37 человек для нас будет в самый раз.
Ребята, «опекающие» заочника, убедившись, что он полностью рассчитался за все 96 кружек, сняли «охрану», чем он сразу же воспользовался, незаметно исчезнув.
   - Ничего, завтра придет отыгрываться, - предположил кто-то.
Но заочник не пришел ни завтра, ни в другие дни до конца сессии.
Может быть засел за курсовые, размышляя в перерывах над сентенцией:
   - Чудны дела твои, Господи?


АРИФМЕТИКА НА БРОНЕ ТАНКА.

   1945 год!  Утро в этот день началось для меня с «перепуга». Рёв моторов, лязг железа, дрожащая земля – нагнал страха не только на наше семейство, но и на всех жителей улицы Варениковской станицы Натухаевской. По узкой дороге, едва не касаясь заборов, друг за другом шли…танки!
Несмотря на пыль, дым, предупреждающие крики родителей, мы бегали за каждым из них, подпрыгивая от радости. Когда последний танк скрылся за поворотом, кто-то из старших ребят, успевших произвести разведку, с радостью прокричал:
   
   - Хлопцы!  Все танки стали в «хмарече»!

На нашей Кубанской «балачке» - хмареча, это небольшой лесок с кустарниками держи-дерева, боярышника, кизила, растущими сразу же за станицей.  Здесь было любимое место всех станичных ребят, где играли, в основном в «войнуху», поделившись на «русских и немцев».
Попасть за станицу мне удалось только дня через два, пока родители не убедились, что для беспокойства нет причин.
Я удивился, увидев, что многие ребята сидели на танках, а девочки даже играли в «ловитки», прыгая с танка на танк. Особенно любопытных танкисты пускали внутрь танка, охотно объясняя, что к чему. Но вот крутить башню и смотреть в прицел разрешалось только тем, кто добросовестно вычищал изо всех закоулков грязь, скопившуюся, вероятно, за все годы войны.
Однажды, после уборки, нас позвал к себе командир танка и начал со всеми знакомиться, пожимая каждому (даже мне!) руку, а затем представился:
- Я, командир этого танка. Зовут меня Михаил Семёнович, но вы зовите дядя Миша. До войны я работал учителем начальных классов.  А вы так похожи на моих прежних учеников!
Затем он стал нас расспрашивать, задавая самые неожиданные вопросы: как мы живём, есть ли школа, умеем ли мы читать, писать и считать, есть ли дома книги? Определив, что мы из себя представляем, дядя Миша вытащил из планшета лист из школьной тетради и предложил:
- Давайте сыграем в игру - «вопрос-ответ». Я спрашиваю - вы отвечаете.  Вы спрашиваете - я отвечаю. “Если вы отгадали, ход переходит к вам”, – спрашивайте!   А сейчас вам вопрос:
- Рядом с нами стоят четыре танка. Один уехал. Сколько осталось?
- Три! – закричали мы дружно.
- Правильно, молодцы!  У этого листа четыре угла. Один угол я отрежу.
Михаил Семенович аккуратно отрезал один угол и сразу же спросил:
- А теперь, сколько стало углов?
- Три !! – заорали мы на всю «хмаречу».
- Давайте все вместе посчитаем.
- Раз! – Два! – Три!... 
- Четыре и пять …- мы уже произнесли в полной растерянности.
Пока мы соображали, что же произошло, наш учитель стал задавать все новые и новые загадки и, как нам казалось, очень даже «трудные». Например:
- Сколько горошин войдет в обыкновенный стакан?
- Что делал часовой, когда на его штык села ворона?
- Два танка ехали в Натухаевскую. Повстречали три танка, которые ехали в Новороссийск. Сколько всего танков приехали в Натухаевскую?
Задал командир еще несколько задач, на которые мы, с горем пополам, что-то отвечали. На вопрос:
- Когда вода стоит столбом?
Я, неожиданно для себя, выкрикнул первым:
- Если ее налить в бутылку!
И получил первую в жизни похвалу от боевого учителя!
На следующий день Михаил Семёнович предложил нам новое задание:
- Представьте, что вы разведчики. Вам надо запомнить всё, что вы увидите на вражеской стороне. Для этого надо тренировать память и внимание.
Михаил Семёнович разложил на танке и рядом с ним различные предметы: гильзы от снарядов, оружие, каски, ящики, различную мелочёвку и даже свой офицерский планшет.
- Считаю до пятидесяти.  Вам надо обойти все предметы и постараться запомнить, где они лежат. Затем вы отвернётесь, а я некоторые из них поменяю местами. По моей команде вы повернётесь и постарайтесь вспомнить, что я переставил или совсем убрал.
Игра нам очень понравилась и проводилась в дальнейшем почти на каждом занятии.
Необычные уроки стали привлекать многих танкистов, которые с интересом пытались решать даже простые задачи.
Вероятно, это напоминало им свое детство и далекие довоенные годы.   
На одном занятии Михаил Семёнович, как бы, между прочим, спросил:
- А Земля круглая или плоская?
- Плоская!! - единогласно прокричали мы, обидевшись, что учитель стал задавать такие простые вопросы.
- Да-а…- в раздумье произнес учитель.  Затем добавил:         
- В школе вам расскажут. Кстати, (здесь он загадочно улыбнулся) –  решите еще одну задачу, тем более, что среди вас есть даже два второклассника.
- Во дворе стоит петух, который весит четыре килограмма. Вдруг он поднял одну ногу. Сколько теперь он стал весить?
Пошептавшись друг с другом, ребята уверенно выдали:
- Петух весит два кило.
Присутствующие на уроке танкисты дружно рассмеялись, хотя мы и не поняли почему.
- Вот вы смеетесь над ребятами, - вступился за нас Михаил Семенович, - а сами можете решить такую, с виду, простую задачу?   На весах стоит стакан с водой. Вы опускаете в воду палец.
Изменится ли показание весов?
Теперь уже танкисты стали называть ответы, разделившись, примерно, на две группы: «изменится» - «не изменится», вызвав весёлое оживление на всей стоянке.
Сам я правильный ответ узнал только в 6-7 классе, когда стали учить закон Архимеда.
На одно из занятий, которое, как оказалось одним из последних,
Михаил Семёнович пришёл с большой сумкой и попросил всех собраться.
Ребята, - обратился к нам Михаил Семёнович, - я сейчас познакомлю вас с одной игрой, которая была придумана много веков назад в далекой сказочной стране – Индии.
Мы сидели, сгорая от любопытства.
Затем он достал из сумки шахматную доску и высыпал на нее горку забавных фигурок.
- Игра эта называется - шахматы!  Эту игру изучали все выдающие полководцы и благодаря ней, одерживали победы. Научитесь хорошо играть, и она поможет вам хорошо учиться, а когда вырастите, - подскажет правильный ответ в трудной ситуации.
Михаил Семёнович объяснил правила игры и дал советы как лучше играть:
- Занимайте центр доски – это «гора». За семь - восемь ходов постарайтесь вывести все фигуры в бой. Не ставьте коней на край доски и т.д
Были еще какие–то советы и пожелания - сейчас уже не упомнить. Мне, например, понравился один совет: «после хода противника задавать вопрос: «что грозит?».
- Шахматы я вам оставляю на память, они были со мной почти всю войну…Учитесь!
Провожая нас домой, Михаил Семёнович был с нами особенно ласков… а на то, что в конце он вместо «до свидания» сказал «прощайте!» - никто не обратил внимания.
Когда утром мы стали собираться в нашей «классной комнате», то не поверили своим глазам!  Не было ни одного танка!
Все уехали ночью в сторону Гостагаевской, выполнять новый боевой приказ. 
Многие из нас вытирали слёзы, а моя сестра Клава со своей подругой, обнявшись, рыдали навзрыд…
          
Необычные уроки запомнились всем на всю жизнь и стали предметом различных увлечений.  В шахматы мы играли партий по сто, заканчивая, зачастую, сражения под единственной в станице лампочкой возле конторы колхоза. Уже через три-четыре года мы стали побеждать команды всех станиц Анапского района, неоднократно выигрывая и у самой Анапы.
С тех давних пор и до настоящего времени станица наша называется - «шахматная».
И мало найдётся посёлков и станиц во всей стране, которые имеют детскую спортивную школу, названную в честь богини шахмат - «Каисса»!
Спасибо Михаилу Семёновичу! Советы, которые он нам давал, помогали нам одерживать победы и принимать правильные решения во многих жизненных ситуациях.   

МАТЧ НА РЕЙДЕ МУХАММЕДИИ.

Стоим уже две недели на рейде в порту Мохаммедия, в Марокко. Очередь на разгрузку двигается медленно, а суда всё прибывают и прибывают.
И вдруг радость. На траверсе, в кабельтове (182м) стал на рейде наш новороссийский танкер “Лиски”.
Сразу же связались по радиотелефону, договорились об обмене фильмами, сигаретами, продуктами или просто приветами.
Но главное, “Лиски” было одним из судов нашего пароходства, участвующим не один год в шахматном радиотурнире моряков ММФ СССР. Капитаном шахматной команды судна был Вениамин Коновалов, старший помощник капитана. На “Пхеньяне” капитаном шахматной команды был я - электромеханик. Команда НМП (Новороссийского Морского Пароходства), состоящая из 4-х судов, больше 10-лет побеждала в Радиотурнирах ММФ.
В личных встречах на Спартакиадах плавсостава ММФ, мы в составе В. Коновалов, Л. Зелёный и Е. Учайкин (начальник рации на “Маршале Коневе”), также выходили победителями, завоевав не один Кубок.  Кстати, как проходили Спартакиады в Одессе, где она была принимающей стороной, я написал в “Судейских приколах”.
Капитаны судов на “Лиски” и “Пхеньяне” сами были прекрасными шахматистами и турниры в экипажах проходили постоянно, а шахматы были “спортом № 1”.
Поэтому, как только суда стали рядом друг с другом, кто-то из капитанов, кажется наш Владимир Михайлович Куликов, сразу же вызвал капитана “Лиски” на матч, с условием, чтобы ни я, ни Вениамин им не подсказывали.
Хода передавались как в радиотурнире. Например: «наш первый Конь Георгий один пошел на Фёдор три», или- «наш пешка Евгений пять бьёт на поле Дмитрий шесть!» и т.д.
Игра шла спокойно, капитаны “отводили душу”, болельщики шёпотом комментировали хода.
Вдруг, на мостик вбегает взволнованный начальник рации и просит капитана срочно зайти в радиорубку. Та же история и на “Лиски” - капитаны вызываются Москвой по секретной связи для серьезного разговора!
Мы все притихли, не ожидая ничего хорошего.
Но через минуту-две на мостик вошел улыбающийся Владимир Михайлович:
      - В Министерстве сказали, что они в курсе, нашего матча по шахматам. Но американцы перепуганы и объясняют нашим властям, что главный компьютер в Пентагоне раскрыл шифр двух русских судов, которые собираются объединиться и напасть на американский сухогруз, груженный сигаретами и алкоголем.  Разумеется, мы здесь повеселились, пообещав америкосам, что если с их «компом» что-то случилось от перегрузки, то пошлём в Пентагон двух капитанов с “Лиски” и “Пхеньяна”, - они отремонтируют.
       Москва пожелала нам «семь футов под килем!»
       Когда экипажи судов узнали причину разговора с Москвой, то смех с обоих танкеров еще долго раздавался на рейде Мохаммедии, вконец запугав экипаж, стоящего с сигаретами и виски американского сухогруза.
       PS: Долгое время любимой шуткой Министерства была угроза: - отослать капитанов “Лиски” и “Пхеньяна” ремонтировать компьютер в Пентагоне.
               

ШАХМАТНЫЙ  «УЗНИК».

Украина, Кировоград. 1958 год. Первый год службы.

       Начало марта. Мокрый, вперемешку с дождём снег, слякоть и пронизывающий ветер, уложили с простудами в лазарет и госпиталь, едва-ли не половину нашей эскадрильи.  Я долго держался, но, когда с трудом стал глотать, обратился к врачу. Заглянув мне в рот, и измерив температуру, (чуть ли не за 39!) он срочно отправил меня в госпиталь.   Я даже обрадовался – отоспаться и отлежаться несколько дней мечтал каждый воин нашей доблестной армии. Однако, в нашем госпитале было введено, неизвестно кем, строгое правило – после трёх дней лечения пациентов выписывали, вне зависимости от того, «живой ты или мёртвый». Аргумент приводился простой: - «это вам не дом отдыха, здесь Родине служить надо!»
Меня определили в свободную двухместную палату, и я со старшей сестрой – хозяйкой поплелся на второй этаж. Едва открыв запёртую на ключ дверь, она оторопела. В пустой, согласно документу, комнате, друг перед другом сидели два сверхсрочника (один сержант, другой старшина) и «резались» в шахматы, которые стояли на стуле в проходе между кроватями. На все вопросы, воспитательные и возмущенные возгласы дежурной, играющие не обращали  никакого внимания!
У них шло какое-то азартное принципиальное «дерби» в блиц, а флажки на часах уже повисли, - было не до дебатов.  Однако, когда дежурная упомянула, что пожалуется главврачу, старшина остановил часы и холодно произнес:
- Хочешь, чтобы мы рассказали, как ты «тыришь» продукты из столовой? 
Хлопнув дверью, дежурная выскочила в коридор, а партия, как ни в чем ни бывало, продолжалась до падения флажка. Сыграли они еще две или три партии и, наконец, обратили внимание на меня. Один из играющих, увидев, что я бросаю взгляды на доску, поинтересовался:
- Может быть, ты и в шахматы играешь?
- Да есть немножко –заскромничал я.

Не говорить же, что имею по шахматам первый разряд, что чемпион г.Ейска и два раза участвовал в первенствах Кубани.
Предложили сыграть.
Проиграв по нескольку партий, мои противники неожиданно обрадовались.
- Слушай! -  обратился к своему партнеру сержант - давай  позовем «Мурло», парень, наверняка, ему врежет!

Здесь же мне объяснили, что… «главврач, (среди пациентов подпольная кличка «Мурло») играет здорово в шахматы, у всех выигрывает, а проигравших, иначе как «дебилами и пеньками с  глазами», не называет.

- И  Вас!? - удивился я, глядя на моих солидных, с различными знаками отличия, партнёров.
- И нас тоже… – неохотно подтвердили азартные поклонники Каиссы.
Не успел я разобрать постель, что бы «упасть и умереть» - так болела голова, как все вскочили, приветствуя  главврача.
Едва взглянув на меня, он обратился к «моим» сверхсрочникам :
- Этот, что - ли!?
Сказанные «сквозь зубы» слова, особенно «что-ли?», задели, как никогда, моё самолюбие. Перспектива, что в случае проигрыша, попаду в список «дебилов» или «пеньков с глазами» - заставила  забыть  о температуре, горле и «потрескивающей» голове.
В какую силу играет незнакомый противник?  Этот вопрос был для меня, да и для многих шахматистов, - основным, при выборе различных планов.
Но уже начало партии показало, что такие психологические «заморочки» моего противника мало волновали.  Вероятно, он сразу же прикинул, в какую графу меня внести и уверенно разыграл …Северный гамбит! Этот старинный гамбит, против любителя, незнающего теории, - опасное оружие!  Достаточно чёрными сделать один неточный ход - и партию уже не спасти. Я сам с детства играл этот гамбит, белыми и чёрными, поэтому знал многие тонкости.
Я обошёл несколько ловушек, провел какой-то тактический  удар и выиграл к большой радости болельщиков.
Чёрными он пытался что-то придумать, но «уронил флаг».
Престиж бессменного чемпиона госпиталя падал на глазах! Для этого, разумеется,  нужна сокрушительная победа!  Поэтому, после 1.е4  е5, врач со стуком  сыграл 2.ф2-ф4, предложив… Королевский  гамбит, которым он громил не одну смену своих пациентов. А что бы показать серьёзность своих намерений, пешку ф4 он придержал и как бы ввинтил в доску.  Мои болельщики, зная, что это «коронное» начало главврача, с интересом наблюдали, затаив дыхание.
Я невольно усмехнулся…Вспомнилось, как в решающей партии на первенство г.Ейска, неоднократный чемпион, Кандидат в мастера спорта Дубровский, отставая от меня на пол очка, и стараясь обязательно выиграть, применил Королевский гамбит. Я пожертвовал пешку, рекомендованную еще Нимцовичем, и выиграл на двадцать третьем ходу. Запись той партии до сих пор хранится в моей шахматной тетради.
Поэтому врач, сколько  ни старался, к большому своему удивлению, проиграл в своем «коронном» гамбите ещё быстрее.
В растерянности он начал расставлять фигуры для четвёртой партии, но в последний момент передумал. Ни на кого не взглянув, он вышел из палаты. Увидев толпу одетых в полосатые халаты ухмыляющихся пациентов, со злостью заорал:
- Мать вашу! Всем по палатам!
Я же свалился и целые сутки проспал. Мне приносили еду, давали таблетки, я ел, пил и снова отключался – температура стабильно держалась дня три,  38-39 градусов!
Через неделю мне стало легче, и я уже ожидал, что согласно «трёхдневному» правилу буду выписан для дальнейшей службы.
В один из дней в комнату зашла санитарка и сообщила, что меня срочно вызывает главврач.
- Вероятно, за справкой и выпиской из госпиталя, - подумал я, представляя, как  обрадуется экипаж моего ИЛ-28, учитывая предстоящие учебные полёты.
Но у главврача на уме было другое.
- Сегодня, в 17-00, явишься в кабинет. Сыграем серьёзные партии, каждому по одному часу. Это не блиц, посмотрим, чего ты стоишь.
Приказ есть приказ и в 17 часов начался, как сейчас говорят-  -«безлимитный поединок».
Дальше пошли друг за другом дни, выделить какой-то из них невозможно.
Спал я, сколько хотел, бегал по утрам вокруг госпиталя, жал лежавшую в спортивном  уголке двухпудовую гирю, а на перекладине выполнял все контрольные армейские нормативы. Провёл два сеанса по шахматам «вслепую» на шести досках с пациентами госпиталя, перечитал все книги в библиотеке, а одну, «Законы жизни», мне подарили на память.
Я потерял счёт не только сыгранным партиям, но и дням. И чем больше мы играли, тем азартней и агрессивней, особенно после поражения, становился мой противник. Вероятно, комплекс «битому неймётся» - прочно засел в его голове. Некоторые партии заканчивались далеко за полночь, а то и на рассвете!
О том, что уже наступил апрель, я узнал от кого-то из пациентов.    Два раза приходили всей командой гандболисты, напоминая, что скоро ожидается первенство Киевского военного округа, и они уже приступили к тренировкам. Когда я рассказал, чем я «серьезно болен» (так их информировала администрация госпиталя), то сразу же от ребят последовал совет:
- А ты начни поддаваться!
Следуя совету, в этот вечер я подставил под бой ферзя, чем обрадовал врача.  Но когда я начал «зевать» ферзей во всех партиях - противник всё понял.
Утром мне выписали обходную, я простился со всеми пациентами, поварами, медсёстрами, недовольным главврачом и за воротами госпиталя попал в объятья всей своей команды.
    
Р.S. 
На первенстве Киевского военного округа  по армейскому гандболу (тогда так называли «ручной мяч», а встречи проходили на  футбольном поле, 11 на 11) я находился, благодаря … шахматам, - в отличной спортивной форме. В решающем победном матче с командой Борисполя за 1-2-е место - мы выиграли со счетом 19:17. Мне удалось забросить 14 мячей. После игры я получил благодарность от командующего Киевским военным Округом и денежный  приз для всей команды.

Р.S. Возможно, надо было догадаться, и отблагодарить ещё и главврача?!
      

ЭКСТРАСЕНС

Холодный осенний дождь начался утром, днем усилился, а вечером и ночью стал лить, как из ведра, напоминая сцены
Библейского потопа. Администрация Небесной канцелярии, наверняка, осталась довольной, доложив Всевышнему, что «на улицах, дорогах, в парках Белграда - нет ни одного жителя! Народ спрятался в домах, закрыв наглухо двери, окна, жалюзи». Однако, Всевышний, на то он и Всевышний, досмотрел   неточность в отчете ответственного за погоду, решив сам посмотреть, что же происходит на Земле.  Посмотрел – и… удивился!
Тусклый свет фонарей вырывает из темноты пригнувшегося к рулю велосипедиста, который, не обращая внимания на дождь, лужи и встречный ветер, что есть силы, крутит педали.
Неожиданно, с главной дороги во двор сворачивает авто и пристраивается вплотную за велосипедистом. Это
возвращается с Нового Сада команда шахматного клуба «Земун», участвовавшая в командном первенстве Сербии.
Первой решили отвезти домой Галочку, единственную девушку, дружной «земунской» команды.

Появление перед капотом невесть откуда взявшегося велосипедиста, шокировало пассажиров. Последовали, обычные в таких случаях, реплики и комментарии.
   - Надо же!  От самого Нового Сада не увидели ни одной живой души – и вот тебе сюрприз!
   - Откуда и куда этот бедный человек едет?!
   - Всё ли у него в порядке с головой?
Последовали и варианты (все же шахматисты!): «от любовницы, к любовнице, врач прописал перед сном прогулки, украл велосипед и удирает от хозяина, и другие веселые реплики».
Когда запас остроумия все же иссяк, и наступила пауза, Драган, капитан команды, уверенно и безапелляционно произнес:
   - Это может быть только шахматист!
Догадка показалась всем настолько бестолковой и глупой, что ее не стали даже обсуждать, испытывая неловкость за капитана.
Велосипедист, пропетляв по внутреннему двору, остановился, соскочил с велосипеда и стал затаскивать его в освещенный подъезд.
   - Майка моя! - всплеснув руками, воскликнула Галочка, - так это же мой тата!
Да, - это был я…
Ребята, ошарашенные неожиданным развитием событий, выскочили из машины, занесли в подъезд велосипед, поинтересовавшись, как я себя чувствую. 
Галочка, путая от волнения русские и сербские слова,
стала задавать вопрос за вопросом:
    - Ты откуда взялся? Зашто (почему) так поздно?!
В такую погоду?!  Где взял бицикл?! (велосипед) Чей?!

А, успокоившись, подытожила:
    - Хорошо, что мама и Алеша уехали на родину.
Но когда я доходчиво объяснил, что возвращаюсь из шахматного клуба «Братство и единство», а велосипед дал «Председник» клуба, что бы я быстрее добрался домой, - то ребята и Галочка, дружно согнулись от смеха.
    После этого случая, Драгана стали называть «Экстрасенсом» и выполнять его рекомендации на любую матчевую встречу.

P.S.    
    Автор книги «Невероятно – не факт», профессор Китайгородский, наверняка, посчитал бы, что такой случай,
согласно «Теории вероятности» невозможен, а то, что произошло - авторский вымысел!
    Интересно, а показания четырех человек, живых свидетелей, и наблюдавшего сверху Всевышнего – в расчет не берётся?!