Писатели - не то, чем кажутся

Антон Боровиков
«Правда о деле Гарри Квеберта» / The Truth About Harry Quebert Affair, 2018

«Писатели - такие хрупкие существа, Маркус, потому что они страдают от двух видов эмоциональной боли, вдвое больше, чем обычные люди: сердечной боли любви и сердечной боли книг. Писать книгу - это как любить кого-то. Это может быть очень болезненно»
Жоэль Диккер

А давайте все-таки отвлечемся от массовой истерии по поводу «бессмертного» высера РукоЖопы КрыЖопникова и поговорим о кинопродукции другого рода.  Итак, «Правда о деле Гарри Квеберта», в самом названии есть двойной смысл: affair - это и дело, и любовный роман. Сериал снят по одноименному бестселлеру Жоэля Диккера и рассказывает ... прежде всего о бестселлерах, как это ни парадоксально прозвучит.

Начинается сюжет со сцены, происходившей в далеком 1975 году - девушка убегает от кого-то в темном лесу (да, штамп, а куда денешься), пытается добиться помощи у одиноко живущей старушки, старушке некто пускает пулю в лоб, что происходит дальше с девушкой - мы не знаем. И переносимся в наше время.

Маленький городок Сомерсет в глуши штата Мэн, в роли которого, кстати, снялся канадский городок Форествилл - как говорится, ничего личного, пример Supernatural оказался заразительным: в Канаде снимать дешевле. Здесь живет знаменитый писатель Гарри Квеберт (Патрик Демпси), автор бестселлера (по большому счету, единственной написанной им книги) «Происхождение зла». И надо же такому случиться - на участке Гарри находят останки пропавшей в 1975 году девушки, да еще и с рукописью Гарри в сумке. Само собой, писатель оказывается в каталажке как главный подозреваемый.

О произошедшем узнает молодой, но уже прославившийся писатель Маркус Голдман (Бен Шнетцер). Гарри для него - не просто авторитет, а непререкаемый гуру, который ввел юношу в мир литературы, преподавая писательское мастерство в колледже. У самого Голдмана дела не ахти - новый роман никак не идет, издатель грозится Маркуса уничтожить. Кстати, в роли издателя - наш старый знакомый Рон Перлман. Просто представьте, что ваш издатель - Хеллбой и Клэй Морроу в одном лице, с неизменной сережкой в ухе и сигарой в зубах - у такого не забалуешь. Маркус отправляется в Сомерсет, будучи полностью уверенным в невиновности своего учителя и приступает к расследованию. На время своих изысканий Маркус поселяется в доме Гарри, где, кстати, его ждет «масса открытий».

Действие наших дней периодически перебивается флэшбеками из прошлого. Мы узнаём, что у Гарри и погибшей Нолы (Кристин Фросет) действительно был роман, абсолютно платонический, если что, Гарри - явно не Гумберт Гумберт, хотя и намеревался сбежать с Нолой из затхлого городишки. Расследование тогда вел шериф Гаррет Пратт (Курт Фуллер, знакомый нам по роли Захарии в «Сверхъестественном»), однако в то время докопаться до истины так и не удалось.

Кто-то явно не рад активности Маркуса - ему периодически подсовывают письма с угрозами, неизвестные поджигают машину Гарри, короче, Маркус откровенно кому-то наступает на больную мозоль.

И чем больше Маркус узнает о городишке и его обитателях, тем яснее для него становится, что Сомерсет - та еще клоака. Прямо-таки по-кинговски авторы сериала демонстрируют нам шкафы в скелетах местных жителей, и скелетов этих не счесть. В общем, памятуя вынесенную в заголовок цитату из «Твин Пикс», не те, кем кажутся, здесь практически все, за исключением, пожалуй, местного «честного копа» (а как без такого персонажа?) Перри Галвуда (Дэймон Уайанс мл.). В общем, «у всех есть демоны. Вопрос просто в том, чтобы знать, в какой степени эти демоны терпимы». И у всех эти проблемы, травмы, трагедии тянутся с давних времен: «Куда бы ты ни бежал, твои проблемы запихиваются в твой чемодан и следуют за тобой куда угодно.» Тоже вполне себе в стиле Кинга - пережитое очень часто аукается, и самым неприятным образом.


Да и вроде бы искренне скорбящий Гарри («Маркус, знаешь единственный способ узнать, как сильно ты любишь человека? Потерять его.») явно что-то недоговаривает или скрывает. Отдельная часть фильма - беседы Гарри и Маркуса не только о деле Нолы, но и о том, чем они занимаются:
«- Как становятся писателями, Гарри?
- Не сдаваясь. Знаешь, Маркус, свобода - желание свободы - сама по себе война. Мы живем в обществе потерпевших поражение офисных работников, чтобы из этой схемы выбраться, надо сражаться - против себя самих и против всего мира. Свобода - постоянная битва, о которой мы иногда даже не догадываемся. Я никогда не сдамся».

Загадка за загадкой - что происходило в семье Нолы? Так ли она сама была невинна (и тут не про виктимологию, совсем о другом)? Какова во всем этом роль местного «олигарха» Элайджи Стерна (Колм Фиор) и его шофера Калеба (ДЖошуа Клоуз), загадочной личности с обезображенным лицом? Уверяю вас, в определенный момент сюжет начинает вытворять такие виражи, что просто дух захватывает, отдаем должное авторам. Попутно издателю Маркуса приходит в голову блестящая идея: само описания дела Гарри Квеберта - потенциальный хит продаж, так что Маркус еще и пишет обо всем, что происходит вокруг.

Но в целом могу сказать, что центральная тема - это, конечно, писательство. На что ты готов пойти ради бестселлера? Стоит ли твоя популярность и хайп тех страданий людей, которые ты предал гласности? Что тобой, писателем двигает? «То, что ты пишешь, никогда не бывает хорошо. Просто в один момент тебе кажется, что это не так плохо, как раньше».

Продолжая параллели и называя этот сериал своего рода «писательским Твин Пиксом», могу сказать, что загадка Лоры Палмер, то есть Нолы Келлархан, таки будет разгадана, попутно отмечу, что и масса других событий и поступков выплывет на свет Божий. Большой радости это никому не принесет, но сюжет эти перипетии украшают, слов нет.

Поэтому, если вам интересна такая стилистика (мрачноватость и психологические загадки) и хочется покопаться в творческой кухне авторов бестселлеров - добро пожаловать в Сомерсет.

«Жизнь - это долгое падение вниз, Маркус. Главное - знать, как падать»

Photo courtesy of Leandro de Carvalho, pixabay . com