В Лавре

Александр Алексеенко 2
       В первых числах сентября вздумалось мне зайти в Лавру. Да, именно, что в Киево-Печерскую. И не случайно мне это взбрело в голову, а «по наводке».

       Наткнулся я случайно на статью о Константине Острожском. Имя князей Острожских всегда было популярно в Украине. Помню, как заезжал в довоенное время в замок князей Острожских в Староконстантинове. Замок смотрелся не внушительно, но он выглядел очень выигрышно на фоне окружающего ландшафта. Запруженная речка Случ образовала с главной стороны замка приличное озеро с проточной водой, отчего это историческое место в целом выглядело очень живописно. Мы даже попытались тем жарким летом окунуться в водоеме, и кому-то из нас посчастливилось. Но не мне...
 
       Впрочем, я отвлекся. Вернусь к временам нынешним и непосредственно к князям Острожским. Здесь, на Печерске, более двухсот лет существовала улица Московская, одна из самых древних в современном Киеве. Но в прошлом году ее переименовали в улицу Князей Острожских.
       Я к старине отношусь трепетно, не люблю чехарды в переименованиях «на злобу дня». В былые времена я бы роптал из-за своеволия бескультурных людей, прибившихся к власти, и творящих «беспредел» в исторической топонимике. Но не сейчас: после полученного двадцать четвертого февраля от этой самой Москвы ножа в спину всё совершаемое справедливо.

       И сегодня перед тем, как попасть в Лавру, я проехался по улице Князей Острожских, после которой нашел место, где можно безболезненно припарковаться. В смысле – бесплатно... Оставил автомобиль и направился к святыне. Тут я вплотную подошел к объяснению причины – а зачем я туда собрался?

       В статье рассказали, что как раз в Успенском соборе в XVI веке был похоронен знаменитый князь Константин Острожский и на его могиле через несколько лет сын установил замечательное надгробие. Собор в 1941 взорвали, а когда в 2000 году его возродили, то о надгробии никто не позаботился. И только через двадцать лет после восстановления храма надгробие, наконец-то, сотворили. Пишут, что очень красивое и исторически взвешенное.
       Вот я и собрался глянуть на новшество, а заодно и по Лавре прогуляться: года три я там не появлялся. Пора...

       Оставив свой автомобиль в неуязвимом от бдительных парковщиков месте, я иду по направлению к парку Славы.

       Поначалу я собирался направиться вдоль парка, но все же не выдерживаю, перехожу улицу Лаврскую и углубляюсь в тенистую аллею. В парке тихо, малолюдно, приятно пахнет свежескошенной травой. Этот запах навевает воспоминания о школьном лете в селе из Полтавской области, где я провел столько чудесных минут. Почувствовать запах из детства в центре города – это неожиданно, и я иду под впечатлением, мечтательно качая головой и даже прикрывая глаза, отдаваясь нахлынувшим воспоминаниям.
       Но мое летаргическое состояние продолжалось недолго, и я продолжаю свой путь среди бюстов героев. Почему-то мелькнула мысль:

       «Что будет с этими памятными изваяниями? Тронут их или все же помилуют за заслуги?»

       Сидор Ковпак, Иван Кожедуб, Амет-Хан Султан, Алексей Федоров, Георгий Береговой... Они все уроженцы Украины, хотя за свои подвиги получили награды при Советском Союзе, к тому же были примерно обласканы ушедшей в прошлое властью. И как с этим быть? Почему-то уверен, что рука на их смещение с пьедесталов не поднимется. Их подвиги не носят характер политический. Они славили Родину своим мужеством и отвагой. А эти качества уважаемы во все времена, такие подвиги не имеют срока давности, они, по сути, бессмертны.

       Совсем рядом горит Вечный огонь. Сходить туда, что ли? К нему наша семья имеет личное отношение. Впрочем, как и многие другие молодожены, возлагающие здесь букеты в день бракосочетания. У нас, правда, семейный стаж уже не легковесный... Давно разменяли пятый десяток своей семейной жизни, но до юбилейной даты еще нужно добираться.
       С вечным огнем все же решил повременить, и, минуя свечу памяти жертв Голодомора, подхожу к церкви Спаса на Берестове. Но перед тем как обойти церковь, я взбираюсь на облагороженный холм, что взметнулся рядом, и посматриваю по сторонам. Вдалеке виднеется Днепр, внизу мало-помалу теплится работа на мемориале памяти Голодомора, а справа высится отреставрированная церковь Спаса на Берестове. Вот в её сторону я смотрю взглядом не постороннего человека.

       Я там бывал дважды. В начале реставрации, как лицо заинтересованное: здесь велись работы на строительных лесах нашего изготовления и в ходе работ у реставраторов возникли чисто профессиональные вопросы. Мы их к обоюдному удовольствию разрешили. А затем, когда ремонт был закончен, я «с чувством глубокого удовлетворения» навестил еще пахнущую краской замечательную церковь. Будто и невелик наш собственный вклад, а у меня присутствовало ощущение, что мы с ней породнились.

       Но сейчас я задумываюсь не о своей доброй знакомой. У меня мысли о том холме, на котором стою сей момент. Это не холм... Не так давно я узнал, что это Спасский бастион Печерской крепости, которую сооружали еще при Иване Мазепе. Его, кстати, тоже реставрировали в одно время с ремонтом церкви Спаса на Берестове. Говорят, что тут самая высокая точка в Киеве...
       Мне это удивительно, потому что высоких мест в Киеве предостаточно. Но не буду спорить с людьми, которые в этом свято убеждены. Думаю, это знание от сведущих людей, а они зря утверждать не будут. Самое высокое? Хорошо, принимаем. Однако находясь здесь и рассматривая окрестности с этой точки, ты действительно получаешь несравненные впечатления. Знаковое место. Когда-нибудь, после войны, обязательно приведу сюда своих гостей и буду им рассказывать, показывать, объяснять...

       Я спускаюсь по новым, основательно изготовленным ступенькам к отреставрированной церкви и топаю к лаврским воротам, над которыми возвышается церковь Всех Святых. Но попасть в Лавру этим путем не получилось, проход оказался закрытым. Пришлось обойти по переулку лаврские стены и «постучаться» в главные ворота. Разумеется, что никуда я не стучался, а попросту подошел к главному входу и, естественно, направился к кассе.

       Заглянул в расценки – с пенсионеров по сорок гривен... Что ж, есть хоть какая-то экономия:

       - Вам пенсионное удостоверение показать? – обратился я в окошко кассы.

       Кстати, билеты выдавала довольно симпатичная женщина средних лет.

       - А зачем? – последовал унизительный ответ, - Не надо.

       Не сказать, что я после этих слов сильно приуныл, однако по душе скребнуло:

       «Выхожу в тираж...»

       Но виду не подал и получил свой билет.
       Захожу в парадные ворота Киево-Печерской лавры и первым делом иду к главной своей цели посещения – к Успенскому собору.

       Продолжение в http://proza.ru/2023/12/28/1203