Чем сердце успокоится...

Ольга Шох
  В детстве бабуля гадала на картах.
 Немудреное вовсе гадание было.
 Подражательное,с минимумом манипуляций,и с окончанием этим :"Чем сердце успокоится".
 "На исходе лета",фильм,посмотренный после книги об Оболенском,заставил досматривать его сквозь слезы.
 Старик-отец,это Оболенский.
 В памяти кино это не задержалось,хотя вполне возможно,что фильм и смотрелся.
 А сейчас - до слез.
 О Ирине,носящей и поныне фамилию мужа, как-то мало мыслится.
  Да и понятно почему - больно велик тот,кто был рядом с ней на излете его жизни и в юности ее.
 "Мячик поймал на лету.Имя твое - пять букв,как бубенец во рту."
  Может,катализатор.
 Без нее точно не было бы "Книги в письмах",а там такие россыпи!
  Думается,Дюжева Марина,игравшая в фильме молоденькую женщину,похожа на Ирину только взглядом,в котором есть и любовь,и уважение,и понимание глубины старика в пору немощи его телесной,но не оскудевшего умом и чистотой душевной.
 То,что было,похоже и не сыграть,только пройти по касательной.
 В реальной жизни Оболенского и Ирины ,десятилетия их, "огромный труд души" обоих. На излете.
 "На исходе лета" - кино условное,по мотивам,как еще удалось такое снять,к Оболенскому разно относились и тогда,и сейчас.
 Заключительная глава книги - "Следственное дело".
 За нее и браться не хочется, нужды нет.
 То,что всегда были и будут те,кто видит иначе,принимается с трудом,но - как есть.
 Лежат же документы на прадеда,ничем не заслужившего судьбы,отправившей его в лагерь,а потом в безвестность.
  А вот изумительную зарисовку из книги "Рекомендую: зажигайте свечи!" перечитывать хочется.
  Эйзенштейн в ней оживает, не мэтр кино,а щедрый учитель,делящийся на ходу находками столь огромными,что всю жизнь потом освещают.
 Леонид о своем замысле сказал,как сцену снять хочет с героем "Торговцы славой",готовящимся читать назавтра написанную ему речь,и ночью репетировавшим ее.
  По сюжету отцу сообщили о гибели сына,и идет нечестная,продажная игра,а в конце речи открывается дверь - сын вернулся.
 И Сергей Михайлович моментально придумывает акцент - зажечь свечи: две,еще три,затем все,и вдруг дверь распахивается, порыв ветра гасит их все.Нельзя не запомнить!
 Начало рассказа о этом эпизоде с "Эйзеном",как называет режиссера Оболенский,про метод Цицерона.
 "Три обращения:широкое ко всем (римляне)Жест!потом конкретнее: (Сограждане) - к ним протянуты руки - жест.И наконец(Друзья)Руки к груди."
 Фильм "Старый новый год" помните?
 Евстигнеев в бассейне: Римлянцы!Совграждане!Товарищи дорогие!
 Силен Эльдар Рязанов? Знание это или находка?
 Оболенского за многое можно благодарить,жаль только,что утрачено гораздо больше,чем сказано.
  И ведь от одной его реплики цепочка тянется дальше и дальше.
 Равно,как фетовское - "звук все тот же поет,но с каждым порывом иначе..."
 Забылась же Чурикова-Офелия,в памяти только притягательно-нежная Вертинская.
 А "бесподобность",как пишет Оболенский, чуриковской Офелии и увидеть-то негде.
 У Тарковского играли Чурикова,Терехова,Солоницын.Какие новые Гертруда,Офелия и Гамлет.Непривычные,непринятые,непонятые.
 Для Оболенского,с его знанием и пониманием,с его взглядом,Инна - бесподобна.
 А откроешь интернет,найдешь такой "свой взгляд",что неловко станет за читаемое.
 Тарковский  писал,что Чурикова "относится к своим коллегам безо всякой ревности...",ему-то зачем приукрашивать?
 Он считал ее " по настоящему чистым человеком",и в роли Офелии не видел другой:
 "она придет к Гамлету и скажет,мерцая своими глазищами".
 Спектакль шел недолго,мало кому удалось понять замысел режиссера.
 Оболенский же не мог не понять.
 Есть в книге прекрасная зарисовка,с подсказками,заканчивающаяся так - учись слушать - значит учись молчать...