Опять от селедки уши?

Андрей Бухаров
Варшава, октябрь 1934 года. Два брата Мокс и Нута успешно дебютируют в ограблении ювелира на сумму 10 тысяч злотых. Известный в криминальных кругах взломщик сейфов и одновременно джазовый трубач Хенрик Квинто выходит из тюрьмы, в которой отсидел шесть лет. Придя домой, Квинто обнаруживает, что жена уже нашла ему замену в лице комиссара полиции Кармелицкого. Тогда он забирает из тайника в ножке стула спрятанные когда-то деньги, оставляет жене свои ключи от квартиры и уходит.

У ворот его встречают те самые два молодых авантюриста — братья Мокс и Нута, мечтающие заполучить легендарного медвежатника в сообщники. Но Квинто утверждает, что он музыкант, и сбивает их с толку. Братья на всякий случай сообщают ему адрес автомастерской, где они работают.

Квинто снимает номер в гостинице. Ему наносит визит его бывший сообщник, а ныне преуспевающий банкир Густав Крамер, который сообщает, что шесть лет назад Квинто был арестован не случайно. Крамер, будучи пойманным на махинациях с фальшивыми облигациями, согласился заманить неуловимого медвежатника в расставленную полицией ловушку. И теперь в качестве компенсации морального ущерба он принёс Хенрику 45 тысяч злотых, считая совершённое предательство искупленным. В ответ Квинто советует не сообщать адрес своего банка, на что Крамер, уверенный в неуязвимости собственных сейфов, с издёвкой реагирует: «Ухо от селёдки».

Квинто идёт навестить своего друга, музыканта Тадеуша Рыхлиньского, с которым раньше вместе выступал в одном джаз-оркестре. Но от жены Тадеуша Марты он узнаёт о его гибели: за день до смерти Тадеуш положил все свои сбережения, 19 тысяч злотых, в банк на предъявителя, но по дороге домой был ограблен, налётчики похитили квитанцию, и банковский вклад оказался недоступен. На следующий день Тадеуш якобы выбросился из окна. По словам вдовы, полиция пришла к выводу, что имело место самоубийство, но Квинто не верит в это.

В память о погибшем друге Марта передаёт Квинто трубу Тадеуша. В мундштуке Квинто обнаруживает записку Рыхлиньского, где говорится: «Я знаю, как Крамер стал владельцем банка». Квинто приходит к выводу, что ограбление и инсценировка самоубийства были совершены по заказу Крамера.

В свете открывшихся обстоятельств Квинто начинает действовать. Он находит Мокса и Нуту в авторемонтной мастерской и поручает им найти последний адрес его старого друга Датчанина (Дуньчика). Крамер по почте получает назад свои 45 тысяч злотых вместе с газетным объявлением о смерти Тадеуша. Понимая, что ему объявлена война, он решает расправиться с Квинто, для чего нанимает Кремпича, профессионального убийцу (Со слов Датчанина: «Специалист по мокрым делам, убил людей больше, чем Квинто съел котлет»).

Братья не находят Датчанина. За поиски берётся сам Квинто: он, помня старые привычки своего приятеля, находит его на футбольном матче. Однако Датчанин давно покончил с криминальным прошлым и больше всего ценит покой. Сначала он отказывается. Но Хенрик убеждает Датчанина в том, что для него отомстить Крамеру — дело принципа. На стадионе Кремпич, пытаясь расправиться с Квинто, случайно убивает постороннего человека. Воспользовавшись суматохой, герои покидают стадион. Потрясённый увиденным, Датчанин соглашается участвовать в дерзком замысле друга.

Квинто излагает свой план: ограбить банк Крамера так, чтобы под подозрением оказался сам банкир. Датчанин направляется в банк Крамера и для вида открывает там счёт. Опытным взглядом он оценивает все особенности сигнализации здания банка (у Крамера установлена новейшая система от швейцарской фирмы «Циглер») и в домашней мастерской методом проб и ошибок подбирает форму пластинки, способной заблокировать сигнализацию.

Сообщники приступают к осуществлению плана. В это время Крамер случайно, как он думает, знакомится с очаровательной девушкой Натальей (невестой Мокса), которой помогает завести заглохшую на дороге машину. Неделю спустя, с цветами и шампанским Крамер приходит к ней в гости, столкнувшись на лестничной площадке с негром, выходящим из соседней квартиры с догом на поводке. Приятно проводя время с гостем, Наталья как бы между делом просит его помочь ей расстегнуть колье, что банкир и делает (при этом оставив свои отпечатки на пластинке, вцепленной в колье); затем девушка незаметно выбрасывает украшение в окно, где его подбирает Мокс.

В гостиничный номер Квинто проникает Кремпич, намереваясь выполнить своё грязное дело. Но Квинто, предугадав его действия, сам расправляется с убийцей, заколов его насмерть спрятанным в трости стилетом, и выбрасывает из окна. После этого Квинто покидает номер и идёт на дело, но в холле гостиницы его внезапно задерживают полицейские и доставляют в участок. Там Квинто вновь встречает любовника своей жены Кармелицкого, который сообщает ему о том, что его подозревают в ограблении виллы известного адвоката Валенты. Правда, тут же выясняется, что пока Хенрика везли в участок, полиция уже успела арестовать настоящих грабителей. Кармелицкий, убедившись в непричастности Квинто к произошедшему преступлению, вынужден отпустить его.

Из-за неожиданного задержания Квинто не успевает вовремя прибыть к месту встречи, но появляется там как раз тогда, когда сообщники, собравшиеся на крыше банка, уже собрались было разойтись восвояси. В противогазах и перчатках сообщники проникают в банк через вентиляционную шахту расположенного под ним ресторана. Там они оглушают охранников, мирно игравших в шахматы, и блокируют сигнализацию пластинкой, послужившей застёжкой колье Натальи. Квинто открывает двери сейфа, сообщники забирают оттуда все деньги (585 тысяч злотых) и ценные бумаги. Затем Нута автогеном прорезает в боковой стенке сейфа отверстие, и компания удаляется, оставив на месте преступления в качестве улики пластинку-«застёжку». Далее сообщники проникают в дом Крамера и, пользуясь отсутствием хозяина, подкидывают 500 тысяч злотых и бумаги в корзину с его грязным бельём.

Вечером, празднуя удачно провёрнутое дело, компания, в которую входит и Наталья, делит оставшиеся деньги. Пять тысяч уходят на накладные расходы, а ещё восемьдесят распределяются поровну между всеми участниками ограбления. Свою долю Квинто отсылает Марте, якобы в качестве компенсации семье потерпевшего от банковских махинаций.

Наутро банк полон полицейскими. Возглавляющий следствие комиссар Пшигода определяет, что сейф был разрезан только для инсценировки взлома, а открыт был обычным путём. К тому же на найденной пластинке были обнаружены отпечатки пальцев Крамера. Это дало комиссару основание произвести обыск в доме Крамера, где в корзине с грязным бельём и были обнаружены украденные из банка ценности.

Крамер пытается доказать, что на время ограбления у него было алиби. Сначала он ведёт полицейских в квартиру Натальи, но её там нет, а находящиеся в этой квартире супруги утверждают, что ни Натальи, ни Крамера никогда не видели. Тогда банкир вспоминает о другом свидетеле — негре, выходившем из соседней квартиры. Но в этой квартире вместо молодого негра с собакой живёт пожилая полька с кошкой. Она утверждает, что ни негра, ни собаки здесь никогда не было.

Крамера арестовывают. У здания суда он видит Квинто, читающего газету, и понимает, что ограбление его банка — дело рук бывшего сообщника. Квинто, встретившись с Крамером взглядом, дотрагивается до уха, напоминая Крамеру о его словах «ухо от селёдки».

«Ва-банк» (польск. Vabank) — польская криминальная комедия 1981 года режиссёра Юлиуша Махульского.

Вот моя статья, опубликованная "по горячим следам" 16 февраля 2011 года.

Субботним утром, 10 апреля 2010 года весь мир облетела страшная и невероятная новость – при подлете к Смоленскому аэропорту, в результате авиакатастрофы, в полном составе погибла польская правительственная делегация во главе с президентом страны Лехом Качиньским.
Расследование причин катастрофы вели лучшие польские и российские специалисты, которые свои выводы изложили в пространном отчете. Тем не менее, внимание к трагедии, несмотря на прошедшее время, не только не ослабевает, оно усиливается.  Польский кинорежиссер Петр Матвейчик, учитывая огромный интерес поляков, снимает художественный фильм об авиакатастрофе под Смоленском. Решение снять такую картину он принял из-за политических распрей, которые развернулась в Польше вокруг этой трагедии. Что касается российско-польских отношений, то определенные силы, пользуясь пробелами в научных знаниях, о которых пойдет речь ниже, пытаются поссорить две соседних республике Беларусь страны.
При этом  многие обстоятельства трагедии остаются без внимания, а тем временем всего за одну  апрельскую неделю 2010 года, произошел целый ряд авиакатастроф от Мексики до Китая. Разбился даже самолет французской национальной пилотажной группы Патруль де Франс, где, как известно,  все летчики асы.
Что же стало истинной причиной ошибки польских пилотов?

Обстоятельство первое – воздух в кабине самолета.
Исследования современных ученых установили, что  даже небольшие изменения в химическом составе и физических свойствах воздуха очень сильно влияют на работоспособность людей, снижая ее, аналогично  алкоголю.
Вот свежий пример: Министр финансов Японии Соити Накагава  появился на недавнем международном саммите Большой семерки  в Риме в состоянии, сильно  напоминающем  алкогольное опьянение, результатом разразившегося скандала стала отставка министра, при этом сообщалось, что японская делегация провела более 15 часов в самолете и прибыла на саммит перед самым его открытием. Данных о том, что министр финансов высокоразвитой страны систематически злоупотреблял алкоголем нет, да и едва ли такое возможно, тем не менее для подтверждения правильности высказанного предположения следует обратиться к истории второй мировой войны, когда в вооруженных силах Японии, в условиях нехватки абсолютно всего, существовало движение «тейсинтай», вошедшее в историю благодаря летчикам-смертникам «камикадзе», заключавшееся в том, что японские военнослужащие, ценой своей жизни должны были уничтожать дорогостоящую военную технику противника: танки, самолеты, корабли. Для этого было разработано специальное  вооружение, в том числе  миниатюрные подводные лодки, обладавшие фантастической для своего времени скоростью и управлявшиеся человеком. Как известно, победы Японии они не принесли и причина здесь не в отсутствии боевого духа у самих смертников, этого у них было с избытком, а в техническом несовершенстве использовавшейся техники. Субмарины того времени, использовавшиеся как носители управляемых людьми торпед, имели весьма слабые системы кондиционирования воздуха,  если добавить к этому полагавшуюся водителям торпед перед последним боем чашку сакэ, то становится понятным причина, по которой эффективность боевого применения человекоторпед, оказалась на уровне обычных, снабженных простейшим автопилотом, изобретенным еще в 19 веке Уайтхедом.
Предвижу законный  вопрос: а при чем здесь японский министр финансов, он же не на подводной лодке добирался в Рим?  Дело в том, что современные самолеты, как и субмарины, имеют герметичную кабину, в которую  во время полета нагнетается воздух, забираемый из компрессорной части двигателей. Перед тем, как попасть в кабину он фильтруется, однако по своему химическому составу и в первую очередь по содержанию в нем углекислого газа, он значительно уступает свежему забортному воздуху, очевидно поэтому,  случаются  аварии воздушных судов,  обусловленные абсолютно нелепыми ошибками пилотов. Что касается польского самолета, он, в отличие от обычных рейсовых самолетов, использовался периодически, поэтому не проветривался, как обычные рейсовые самолеты, при посадке и высадке пассажиров, а стоял с герметично закрытыми дверями достаточно долго, посадка высокопоставленных пассажиров, происходила не из накопителя аэровокзала, а по мере их прибытия, что и могло, в силу вышеуказанных обстоятельств, стать причиной ошибки пилотов и отвечавших за безопасность полета лиц, находившихся на борту.

Обстоятельство второе – воздух за бортом самолета.
Содержание углекислого газа в земной атмосфере неуклонно растет, за последние сто лет оно выросло более чем вдвое. Подписанный рядом государств Киотский протокол предполагает сокращение промышленных выбросов в атмосферу так называемых «парниковых» газов, в число которых входят углекислый газ и метан, однако эти же газы в атмосферу поступают и из других источников – сельское хозяйство их выбрасывает в атмосферу не меньше чем промышленность. Основным же источником формирования современного состава атмосферы является не человек, а глобальная глубинная дегазация Земли, имеющая  космическую природу. Даже если человечество прекратит всякую хозяйственную деятельность глубинная дегазация Земли все равно даст прирост углекислого газа и метана в атмосфере.
Если еще раз вернуться к аварии под Смоленском, то можно заметить одну весьма важную деталь – время  и место трагедии схожи с другой катастрофой 2008 года, в которой погибли высокопоставленные польские офицеры. Совпадение по месту и по времени заключается в том, что обе аварии произошли вблизи тектонических разломов, где глубинная дегазация Земли особенно интенсивна – в первом случае это долина крупной реки Одра (Одер), а во втором реки Днепр, на берегах которой стоит Смоленск, по времени же обе трагедии приурочены к сейсмическим ударам, если в польской аварии это были относительно небольшие подземные толчки, то в последнем  случае геологические стихии разыгрались не на шутку – сильное землетрясение в Китае, катастрофическое извержение вулкана в Исландии, парализовавшее работу многих европейских аэропортов. Открытие сейсмически обусловленной глубинной дегазации Земли было сделано советскими учеными Уломовым и Султанходжаевым, в результате многолетнего наблюдения за содержанием газов в геотермальных водах и исследования обстоятельств Ташкентского землетрясения 1966 года. Очевидно,  что глубинная дегазация Земли далеко не безобидна для техники, так как даже небольшие количества посторонних газов в воздухе способны замедлять горение топлива, чувствительно снижая при этом мощность двигателей, летчики, по незнанию этой особенности приземного слоя атмосферы,  пытаются дополнительной подачей топлива увеличивать тягу двигателей, что приводит к обратному результату. Даже если потеря мощности небольшая, в отдельных случаях, как например, при посадке польского самолета в условиях ограниченной видимости, это незнание может привести к трагедии.
Еще один факт далекого 1966 года – незадолго до землетрясения, в Ташкенте проходила встреча на уровне глав правительств по урегулированию конфликта в Кашмире, стороны с большим трудом, пришли к мирному соглашению, сразу по завершении переговоров 11 января, премьер министр Индии Лал Бахадур Шастри умер - не выдержало сердце….
О том,  как могут использоваться в политических целях различные природные явления, говорит такой факт: в августе 1572 года, накануне события, известного под названием Варфоломеевской ночи, отдельные, особо бдительные  парижане  заметили на одежде гугенотов, прибывших в Париж для празднования примирения после очередной войны, бурые пятна, которые, как впоследствии выяснилось, были образованы плесенью. Тем не менее, гугеноты были заочно обвинены в убийствах, в результате резни, организованной Екатериной Медичи и Гизами, только в Париже погибло около 3000 человек. Известия о Варфоломеевской ночи были с одобрением встречены в Риме и Мадриде, но вызвали озабоченность в Англии, Германии, Речи Посполитой и даже у царя Ивана Грозного.   Аналогичные события произошли в 1994 году в Руанде, сразу после того как в авиакатастрофе погиб президент страны, началась межэтнические столкновения, унесшие более миллиона человеческих жизней. Видимо смоленская  трагедия не последнее «бурое пятно» в истории….
Что же касается ответа на вопрос «Сколько стоит воздух?...» попытаюсь  ответить кратко: - он стоит ровно столько, сколько мы о нем не знаем, а жизнь польского президента и его спутников,  при всем трагизме случившегося 10 апреля 2010 года,  всего лишь мелкая разменная монета в плате за «бесплатный» воздух….
Нужно ли платить за воздух и где взять денег на это?  Думаю, те 120 миллионов долларов, которые сейчас ряд европейских стран готовы направить на формирование в Беларуси дееспособной политической оппозиции, смогли бы обеспечить материальную основу серьезных исследований, способных  убрать немало потенциальных «бурых пятен» из  будущей истории, да и практическая польза от этих исследований могла бы быть существенной, ведь воздух в качестве окислителя используется  не только в авиации…   
               
Источники информации:
1. Бухаров А.В. и др. О некоторых вопросах обеспечения безопасности полетов в неблагоприятных условиях// Сборник «Известия Белорусской инженерной академии» № 1(15) /3 2003 С. 193-195.
2. Бухаров А.В. Почему так опасен полет?.//Рэспублика 25.09.2004г.
3. Бухаров А.В. и др. О влиянии геологических явлений на работу воздушного транспорта // Сборник «Известия Белорусской инженерной академии» № 1(19) /5 2005 С. 97-100.
4. Ёкота Ю. Субмарины-самоубийцы. — М.: Центрполиграф, 2005
5. Гурина И.В. Кто ответит за духоту в помещении//Химия и жизнь 2010 № 2
6. Сывороткин В.Л. Глубинная дегазация Земли и глобальные катастрофы. М 2002 г.
7.
Адрес публикации: http://proza.ru/2011/02/16/1784

Андрей!Я  в прошлом пилот-истребитель и знаю как важно качество воздуха для оборотов турбины, особенно при необходимости в резком увеличении оборотов. Именно в такой момент можно получить обратный результат.Я по опыту знаю что тяга двигателя почти вдвое различается от плотности и температуры воздуха утром и в обеденное время, так как начинал летать в Волгограде, где днём в тени 40 градусов.О воздухе Волгограда я готовлю статью "Кому костью в горле Волгоград?", хотя сейчас я живу в Москве. В Москве воздух тоже "не мёд", но по сравнению с волгоградским - конфетка. Ваш труд вполне обоснован!Удачи Вам!
Леонид Крупатин - адвокат.Москва.

Тут вот какая штука: кому то сильно хотелось "гугенотов наказать", нашли к чему придраться и устроили варфоломеевскую ночь.
Сегодня, на годовщину гибели Ту-154 в Смоленске, продемонстрировали все ту же "упертость" - "москали" виноваты и все....
А то что так как в прошлом году готовили фактически официальный визит всего польского "верха" в Катынь, готовить даже перевозку сена для спасения голодающих баранов нельзя, об этом как то молчат - больная тема и государственная тайна....
Что же касается Катыни, то если судить по законам мирного времени, то все вроде бы и верно, но время то было далеко не мирное....
Почему то англичанам с американцами никто Дрезден с Гамбургом, Кёльном и Любеком в вину не ставит....
Если ворошить прошлое, то можно и до Лжедмитрия докопаться и до Кастуся Калиновского с Костюшко...

Как жить то с такими "скелетами в шкафах"?
Может лучше встретиться где нибудь в Беловежской пуще, да под хорошую чарку со шкваркой вспомнить хорошую русскую поговорку: кто старое помянет, тому и глаз вон...

На днях в Варшаве было официально объявлено о роспуске комиссии по расследованию авиакатастрофы в Смоленске в которой погиб Президент Польши и сопровождавшие его лица вместе с экипажем самолета, которому, несмотря на возражение командира воздушного судна в связи с опасными погодными условиями было приказано садиться...

Чем то мне события вокруг той катастрофы напоминают знаменитый фильм режиссёра Юлиуша Махульского «Ва-банк», в которой один нечистый на руку директор банка пытался всех перехитрить, а в итоге сам  оказался за решеткой.

Чем занималась польская "комиссия по расследованию", проигнорировавшая мою публикацию, целых тринадцать лет расходовавшая деньги польских налогоплательщиков, вешая им "лапшу на уши" о том, что Россия умышленно убила польского Президента  и сколько стоит для них же разрыв экономических отношений с Россией я сегодня сказать не могу, думаю этим должны заниматься "компетентные органы", которые думаю для начала вернут в польскую казну зарплаты членов комиссии полученные незаконно. А там глядишь и до международного трибунала дело дойдет, а то ведь дело 1939 годом пахнет, тогда Польша на СССР напасть готовилась, но в итоге получилось так как получилось, но в итоге, благодаря "русским" Польша приросла Силезией и Восточной Пруссией...

На фото: Здание в городе Пётркув-Трыбунальски сыгравшее роль банковского дома Крамера.

Андрей Бухаров, изобретатель, лауреат ВДНХ СССР, капитан запаса