На встречу с Богом

Мишель Никитин
               
Я познакомился с Юрием Николаевичем Курановым в конце 90-ых годов прошлого века. Тогда я часто навещал калининградских писателей в их скромном, но гостеприимном офисе на Советском проспекте 17, где и произошла моя первая встреча с ним. Он сразу произвел на меня сильное впечатление: красивый и цельный человек, с большим внутренним достоинством и даром прекрасного собеседника. О том, что он талантливый писатель и замечательный стилист я узнал позже, когда прочитал его тонкие лирические рассказы и глубокую содержательную прозу. Наши отношения быстро приняли дружеский характер, в которых объединяющим началом была не только литература, но и политика. Благодаря Юрию Николаевичу я узнал о строящейся в России социал-демократической партии, познакомился с лидерами этой партии и затем в течение 5 лет вместе с Юрием Маточкиным, губернатором Калининградской области, пытался построить в Калининграде западный форпост РСДП. В этой непростой и полной скрытых подводных рифов деятельности я ощущал постоянную поддержку Юрия Николаевича, который до мозга костей был убежденным социал-демократом и непримиримым борцом с тоталитарной идеологией.
Юрий Николаевич много печатался и издавался в Советском Союзе и России. В 1997 году в Армада вышло первое издание его замечательного романа «Дело генерала Раевского». Когда я прочитал книгу, у меня сразу же появилось идея организовать телепередачу об этой книге и ее героях. В то время на ГТРК «Янтарь» я вел авторскую передачу «PRO и CONTRA» и у меня была реальная возможность включить разговор с Юрием Николаевичем в эфирную сетку телекомпании. Согласовав вопрос о телепередаче с редакцией телекомпании, я встретился с Юрием Николаевичем и предложил ему принять участие в передаче, посвященной его книге. Он без каких-либо оговорок согласился, и мы вместе определили формат передачи в виде триалога в прямом эфире с участием потенциального оппонента. Оппонент потребовался потому, что реакция на книгу у критиков и читателей была неоднозначной. «Настоящих» ревнителей исторической правды не устраивали интерпретации Юрием Николаевичем событий Отечественной войны 1812 и Великой отечественной войны. Фабула романа была построена на авторских параллелях между Отечественной войной 1812 года и Великой отечественной войной и их главными героями: генералом Николаем Раевским, фельдмаршалом Михаилом  Кутузовым, маршалами Георгием Жуковым и Константином Рокоссовским. Причем выдающиеся российские и советские полководцы являются героями-антиподами, вклад которых, по мнению автора, в великих победах явно расходится с традиционной точкой зрения, согласно которой Михаил Кутузов и Георгий Жуков были главными триумфаторами побед. Вдобавок к этому, человеческие портреты были прописаны с явной антипатией к Михаилу Кутузову и Георгию Жукову и столь же явным пиететом к Николаю Раевскому и Константину Рокоссовскому. Подобное толкование истории пришлось не по душе значительной части читающей публики и историков, и они обрушились с жесткой критикой воззрений Юрий Николаевича и авторской фабулы  романа. Если претензии к авторским толкованиям исторических фактов имели некоторые основания, то огульное отрицание художественных ценностей масштабного исторического произведения явно не выдерживало критики. Вот на таком общественно-литературном фоне и готовилась телепередача с Юрием Николаевичем.
Из-за загрузки эфира передачу с Юрием Николаевичем пришлось ждать почти два месяца. Все это время я был на связи с писателем, и мы вместе прорабатывали ее формат. В качестве оппонента я пригласил историка Алексея Кузнецова, заведующего кафедрой истории России из РГУ имени И.Канта. Он был сторонником традиционных взглядов на историческую роль Михаила Кутузова, Георгия Жукова, Николая Раевского и Константина Рокоссовского в великих победах нашей страны. Это и предопределило остроту и накал телеэфира, в котором встретились два ярких оппонента с совершенно противоположными взглядами на одни и те же исторические события и роли исторических личностей в этих событиях. Обостренному восприятию передачи способствовал также прямой эфир, в котором смогли принять участие телезрители. Десятки телефонных звонков в студию во время эфира лучше всего свидетельствовали о том, что аудитория телепередачи проявляла самый живой интерес к тому, что транслировали телекамеры.
Сейчас спустя 20 лет можно сказать, что передача удалась, и Юрий Николаевич получил прекрасную возможность ответить на претензии своих критиков из читательской, пишущей и научной среды. Возможно, последнее  обстоятельство и сделало возможной саму передачу. Дело в том, что в начале 2001 году Юрий Николаевич часто болел и все реже и реже появлялся в писательском офисе на Советском. Жил он в Светлогорске, по этой причине наше визуальное общение практически прекратились, сводясь в основном к телефонным разговорам. За четыре дня до передачи Куранов позвонил мне и изменившимся голосом сказал, что вынужден отказаться от передачи. На мой недоуменный вопрос – почему, после небольшой пазы ответил:
- У меня рак горла, наступил криз и мне уже тяжело говорить.
Не представляя истинного положения с его здоровьем, я попытался убедить его принять участие в передаче и предложил встретиться, чтобы при личной встрече принять окончательное решение. На следующий день мы встретились у него на квартире в Светлогорске. Мне удалось переубедить его, сделав акцент на то, что уже вышел анонс передачи, телезрители ждут встречи с ним и у него есть прекрасная возможность донести до них свои взгляды и мысли на исторические события, описанные в романе. Свою роль сыграли и заверения режиссера передачи Ларисы Дмитрук о том, что она сделает все возможное, чтобы голос Юрия Николаевича звучал отчетливо и чисто. Она сдержала свое слово: голос Юрия Николаевича был полон внутренней силы и звучности.
Когда наша встреча в Светлогорске подходила к концу, я счел нужным выразить свое удивление тем, как Юрий Николаевич спокойно говорит о своей скорой смерти и уходе в другой мир, добавив при этом, что никогда раньше не был свидетелем столь умиротворенного воприятия человеком своей близкой кончины. Юрий Николаевич немного подумал и сказал:
- Я спокойно жду смерти, потому что знаю - Господь давно ждет меня. Он постоянно дает мне знать, что ему очень хочется увидеть меня, освобожденного от телесной плоти, в своем небесном доме и поговорить вдвоем о том, что представляет духовную основу нашего бытия.
Меня – закоренелого атеиста глубоко тронули эти пронзительно откровенные слова, и я сказал в ответ:
- Юрий Николаевич, после ваших слов мне стало понятно, что истинно верующим людям проще прощаться с земной жизнью. Они глубоко верят в то, что на небесах их ждет Господь и новая жизнь. Это дает им духовную опору на пороге смерти. Увы,нам атеистам умирать сложнее: мы знаем, что смерть это конец всего и вся.
На этом мы и расстались до телевизионной передачи. Через два месяца Юрия Куранова не стало.