Духовный туризм Шопенгауэра

Дмитрий Бернштейн
«Чем дальше идешь, тем меньше познаешь».
Лао Цзы

Известность пришла к Шопенгауэру после того, как в свет вышло его финальное произведение «Parerga und Paralipomena», включившее в себя и знаменитые «Афоризмы житейской мудрости». В главе о человеке как самом по себе, немецкий философ по-прежнему тонко подмечает «двух врагов человеческого счастья – боль и скуку» и указует, «что, насколько нам удаётся избавиться от одного из них, настолько же мы приближаемся к другому». Рассуждая далее, Шопенгауэр в свойственной ему лаконичной манере изложения пишет, что «нужда и лишения ведут к страданию, обеспеченность же и изобилие – к скуке. Соответственно этому простой народ постоянно борется против нужды, то есть страдания, а богатые и знатные заняты непрерывной, часто поистине отчаянной борьбой со скукой».
Борьбу с последней, порой, можно узреть и в повсеместно распространившемся туризме, особенно «туризме духовном» - стремлении уехать как можно дальше от дома, в далёкие священные земли или обители, дабы обрести в них, если не истину, то сокровенное знание, что поможет заполнить внутреннюю пустоту, «которая служит истинным источником скуки и все время жаждет внешних поводов, чтобы чем-нибудь привести в действие ум и чувство».