Сладкую ягоду ели вместе

Александр Василега
     Когда живешь прямо на опушке леса, волей-неволей сталкиваешься с дикой природой в разных её проявлениях. А иногда и не совсем дикой, но от этого не менее интересной. Встречи бывают разные, приятные и не очень, но каждый раз интересные. Особенно интересны неожиданные встречи с лесными обитателями. Доводилось бывать в таких ситуациях и мне. Запомнились две из них: одна с медведем, а вторая с лосем. Первая, с медведем, произошла во время сбора ягод красной смородины. Собственно говоря, встреча получилась, слава Богу, какой-то неполноценной.

     В один из июльских дней пошёл я в лес за красной смородиной. В тот год она уродилась на славу. В тех местах она растёт по склонам оврагов на высоком обрывистом берегу реки Северная Двина. Ягодник из меня был никудышный, поэтому мне потребовалось достаточно много времени, чтобы найти ягодное место. Когда же я его нашёл, то увлёкся сбором лесной ягоды так, что не замечал вокруг себя ничего, кроме гроздей красной смородины. Лес на склонах оврага в этом месте был не очень густым. Из крупных деревьев преобладали березы, осины. Больше же было кустарников высоких и не очень.

     Я уже набрал ягод почти полное эмалированное ведро, как впереди, метрах в двадцати, заметил шевелящиеся кусты. Особого значения этому не придал. Подумал: "Вот кто-то тоже ягоду собирает. Хорошо, что я уже собрал столько, сколько мне нужно, а то бы пришлось ходить по буеракам и искать новые ягодные места".
Собирая кисти спелой ягоды, я не заметил, как почти вплотную приблизился к тому месту, где шевелились кусты. Вдруг сквозь молодую поросль показался тёмный силуэт. И это был не человек. Это был медведь.

     Медведь был не очень крупного размера, темно-бурого цвета. Стоял он на задних лапах ко мне спиной и пастью жадно срывал кисти смородины. Видимо, он был увлечён этим занятием, так, что меня не учуял. Зато я, впервые увидев дикого зверя совсем рядом, сначала оцепенел. В голове мелькнула мысль: "Всё! Приплыли". Страх обуял мной полностью. Я не мог шевельнуться, опасаясь, что медведь меня услышит. Затем, немного придя в себя, я аккуратно начал пятиться назад. В какой-то момент медведь или услышал шорох от моих шагов, или, почуяв незнакомый запах, прекратил лакомиться ягодой, опустился на все четыре лапы и рванул с места в противоположную от меня сторону.

     На этом мой поход за ягодой закончился. Сломя голову, не обращая внимания на хлеставшие по лицу стебли кустарников, я ринулся из леса в сторону посёлка, по дороге умудрившись рассыпать почти половину собранных ягод. Остановившись на опушке, я увидел двух испуганных женщин из нашего посёлка, тоже собиравших ягоду. Они наперебой начали рассказывать мне, что видели недалеко от себя быстро бегущего медведя. На их лицах был испуг и в то же время неподдельная радость от того, что медведь пробежал мимо. А ещё, что теперь они не одни и им уже не так страшно.

     Выйдя из лесу, мы быстро пошли прочь от этого жуткого места, по дороге обмениваясь впечатлениями от нежеланной встречи.