Встреча на болоте

Александр Василега
     В лесу, рядом с нашим посёлком, водились лоси. Летом грибникам часто попадались остатки их жизнедеятельности. Зимой их следы в глубоком снегу встречались на опушке леса и просеках, в зарослях ивняка, куда они выходили из леса на кормёжку. Летом лося в лесу встретить сложно, поэтому жителям посёлка встречать его доводи-лось очень редко. Во всяком случае, я об этом не слышал ни разу.
 
     В охотничий сезон местные мужики на лося охотились регулярно. За зиму трёх-четырёх лосей всегда добывали. Но чтобы его подстрелить, им приходилось изрядно потрудиться. Сначала лося надо было обнаружить и выследить. Затем найти его лёжки, места, где он кормится.

     Лось - очень осторожное животное. Без надобности с человеком он старается не встречаться. Не знаю, что побудило лося выйти мне на встречу, но такой факт имел место в моей жизни.

     Было это четырнадцатого октября, в пятницу на Покров. Шёл я домой с работы на обед по технической территории. Погода была великолепной. Яркое солнце светило в голубом безоблачном небе. Выпавший ночью первый снег припорошил землю лишь слегка. Он искрился на солнце так, что приходилось щуриться и от яркого света прикрывать ладонью глаза. Я шёл сквозь огромное болото по узкой насыпной дороге, вымощенной бетонными плитами. Справа и слева от дороги узкой полосой росли кустарники ивняка и молодого березняка. За ними простирались поля болот, поросших небольшими кустами карликовой березы.

     Прекрасная погода располагала к хорошему настроению. В мыслях были планы на предстоящие выходные. Вдруг впереди, метрах в пятидесяти с левой стороны на до-рогу вышел лось. Он остановился, постоял несколько секунд и перешёл дорогу, остановившись в кустах ивняка. Я тоже остановился, не зная, как поступить в такой ситуации.

     О лосях я знал немного, в основном из рассказов охот-ников. Они рассказывали, что лось при встрече ведет себя, как правило, мирно. Скорее всего, он просто уйдет от вас подальше. Для того чтобы лось проявил агрессию, его надо напугать, показать, что вы для него угроза, кричать, прыгать, вести себя неадекватно.

     Еще агрессивно среагировать лось может в брачный период: конец лета - начало осени. Но все равно предугадать поведение большого животного невозможно, а потому лучше вести себя тихо и спокойно.

     Вспомнив эту нехитрую мудрость, я решил спокойно подойти поближе и лучше рассмотреть зверя. Пройдя мет-ров двадцать, я увидел сквозь редкие кусты красивого крупного лося. Слух у него оказался отменный, он сразу услышал мои шаги. Поглядев на меня внимательно, он от-вернулся и принялся за трапезу.
Стоял ко мне он боком и спокойно обгладывал ветви ивовых кустов. Лось был стройный, хорошо упитанный. Коричневая шерсть лоснилась на его спине и по бокам. Брюхо и внутренняя сторона всех четырех ног были белесого цвета, что придавало его внешности особенную красоту. На его большой голове красовались огромные рога с четырьмя ответвлениями. Это означало, что ему четыре года.

     Лосю моё присутствие нисколько не мешало. Он смирно жевал свои веточки, внимательно следил, где я нахожусь, и контролировал мои движения. Налюбовавшись вдоволь лосем, я решил, что мне пора продолжить свой путь. Но как это сделать, не напугав лося и не вызвав у него агрессию, я не знал. В ожидании конца лосиной трапезы прошло ещё минут десять, но лось уходить никуда не торо-пился. Тогда я решил взять инициативу в свои руки. Слепив снежок, я бросил его в сторону лося. Бросок оказался не-удачным. Не долетев до лося метра три, он совсем не обеспокоил зверя. Тот даже ухом не повёл. Тогда я решил действовать более настойчиво. Вторым броском я попал лосю в заднюю часть его туловища. Это возымело действие. Лось жевать прекратил, повернул голову в мою сторону и пристально посмотрел на меня. У меня по спине побежали мурашки.

     Видимо, посчитав, что для меня этого будет достаточно, лось спокойным шагом перешёл дорогу в ту сторону, откуда пришёл и, перейдя на неспешный бег, удалился от меня метров на тридцать. Ещё раз остановился, обернулся и, посмотрев в мою сторону, на прощанье издал какой-то гортанный звук и побежал в сторону опушки леса. Бег его был очень зрелищным. длинные тонкие ноги переставлялись им грациозно, наподобие того, как гарцуют лошади на соревнованиях по выездке. Очарованный увиденным, я ещё немного постоял в размышлениях о том, как прекрасна живая природа, и пошёл своей дорогой.
 
     Эта встреча с лосем в дикой природе оказалась единственной в моей жизни, видимо, поэтому запомнилась в деталях. До сих пор, когда я вспоминал о ней, у меня в отношении лосей возникают самые прекрасные ассоциации.