Гость 8

Александр Викторович Зайцев
- Я химик по образованию, а не историк, - ответил я.

- А я тракторист по образованию.

- А как тогда егерем стали? – удивилась Ирка.

- Так и стал. Я же «тракторист широкого профиля», Значит, должен уметь всё, - Зосимыч рассмеялся. – В охотхозяйство нужен был тракторист, вот меня, как молодого охотника, и пригласили. Ну, а дальше, где подскажут, где своим умишком опыта набирался. Уже без образования. Что по лесному делу, что по охотничьему, у меня даже корочки электрика есть.

- Ну, тут-то, Вы, точно учились! – Ирка не могла поверить, что жизнь бывает не такой, как она привыкла.

- Нет, конечно, - начал было Зосимыч, но Ирка перебила: - Вот, видите, всё равно образование получали!

- Когда в село свет провели, потребовалось много электриков. Однофазная проводка – вещь не затейливая. Показали, заставили самого собрать, получилось – держи корочки. Быстренько в домах свет дали, и нас таких «образованных» почти всех и поувольняли из сетей. Остальных доучили до нормальных электриков.

Так что образование я получил ровно семь классов и три коридора, так что, считай, почти десятилетка.

- Ой, ой, ой, - рассмеялась Ирка, - А права тракториста широкого профиля?

- А это вообще чудная история! – Зосимыч рассмеялся в ответ, только не собеседнице, а своим воспоминаниям. – У меня  двое прав на трактор.

- Две категории?

- Два абсолютно одинаковых удостоверения тракториста широкого профиля, в каждом открыты все категории. Так я же не говорю, что два образования получил.

- Это как? – удивился я. – Это всё равно, что стать кандидатом химических наук дважды! в смысле это невозможно!
 
- Приехал в наше село филиал техникума из соседнего города, стали набирать студентов на специальность "тракторист", никого найти не могут, беда хоть филиал закрывай, тогда некоторым смышленым местным, намекнули про стипендию в сорок рублей, спецодежду летнюю и зимнюю, что зверствовать не будут, наконец, набрали группу. Отучили, выпустили. На вторую осень от желающих отбоя не было, но были среди них и те, кто весной получил права. Я в том числе. Представьте, всех зачислили. - Зосимыч рассказывал спокойно и ровно, - словно, это было нормой того времени. – Ещё зиму получали стипендию, а весной получили вторые права и два комплекта спецодежды.

- Не хило! – воскликнула Ирка.

- Потише, не мешайте спать, а то Маша не даст вам наболтаться, - Елена Прекрасная, - следила за сном дочери зорко, но в разговор не вступала.

- Пошли мы, было, и на следующий год, - голос Зосимыча был едва слышен. Машка Машкой, но и поговорить со взрослыми людьми, для  которых его молодость была древней историей ему тоже хотелось. Не знаю, верила ли ему Ирка, но я, зная старика, несколько не сомневался, что каждое его слово правда. - Но не срослось: студентов было столько, что у нас документы не взяли, - Зосимыч вздохнул. – А то бы и третьи права получил… вот и всё моё образование.

- А так складно про царя Петра с раскольниками привирали, что я уже поверила, - Ирка тоже убавила голос. Связываться с выспавшейся Машкой сейчас не хотелось никому.

- А что я, по-вашему, приврал? – Зосимыч уже понял, с кем имеет дело, поэтому просто поддерживал разговор в нужном ему русле.

Едва я успел оценить, как старик ловко поддел собеседницу, как Ирка тоже отреагировала:

- А Вы в КГБ не служили часом? – вдруг решила осведомиться она.

- Нет, - ответил Зосимыч, - но отношение к спецслужбам имею.

Старик зачем-то полез шарить по карманам, и неожиданно извлёк какую-то тряпицу, затем распахнул её, и я увидел до боли знакомый бок серебряного портсигара.

- Вот, - гордо показал Зосимыч Ирке надпись, как только мы разъехались со встречным грузовиком. – От самого «Железного Феликса» Дзержинского, Руководителя ВЧК, моему деду. Не хухры мухры.

Ирка потеряла дар речи. Это пошло на пользу разговору, поскольку пару минут Зосимыч и я могли поговорить спокойно.

- Надпись ещё не стёрлась. Долго носить придётся.

- Не придётся. Ты же видел, что я на него чехол надел. Был грех за дедом. За каждым из нас есть. Но была и правда. Другие времена судить мы уже не в праве. Нам бы в своих-то разобраться. – Старик вздохнул. – Я, когда по лесу бегать перестал, стал телевизор смотреть да книги читать. Телевизор, что показывают, но не кино про бандитов, а передачи разные, книги, правда, больше Марьины, православные, и даже ветхозаветные. И понял, что прежде чем судить о временах чужих, надо в своих разобраться.
 
- Вот, вот, а то Вы тут прогнозы на жизнь даёте, - дар речи вернулся к Ирке.

- Я никаких прогнозов не давал, - спокойно ответил Зосимыч, - Вы, Ирина Васильевна, спросили моё мнение. Я его высказал. Не более того.

Я хохотнул, Ирина Васильевна изволила принести свои извинения, Машка простонала «мама».

Продолжение: http://proza.ru/2023/12/25/1037