Отпуск в сентябре, из повести Короткие сны

Виктор Ахманов 3
                ***
В кассовом зале аэропорта «Тбилиси» столпотворение, невозможно пробраться к окошечкам. Телеграмма, я передал ее по цепочке  кассиру, ничего не решила – билетов нет. Но мне все же удается сесть в самолет.  Тбилиси не без добрых людей.
 Пасмурная осенняя Казань. Унылые поселковые дороги. Домики со скучными   палисадниками и слепыми зашторенными окнами.  Совсем скоро  улица, на которую я боюсь заходить.  До боли знакомый поворот.   Мне кажется, что путь  до дома стал короче, и, высмотрев  сквозь жерди  забора  то, чего боялся,  останавливаюсь... 
Крышка гроба на пути, сколько я себя помню, всегда предрекала неприятности.  Крышка гроба у ворот, возле которых в детстве возился в песочке  с совочком и грузовичком, –  я такого и в мыслях даже не держал. Детство, оно ведь было совсем недавно, буквально вчера.
 Грустное кладбище. Когда-то оно умещалось в небольшой рощице. Хорошо помню, как я  в Родительскую субботу забавлялся на благоухающей полевыми цветочками  равнине, не думая, что через пятнадцать лет приду на это же место, перепаханное могилами и густо усеянное  венками…
Беда у каждого своя.  Так получилось, что  следом за моей мамой проводили  в последний путь  Сашку Семенова с улицы Айдарова, его  привезли в цинковом гробу из Афганистана.   
Бывает же такое: на поминках за одним столом   мать, потерявшая  сына-солдата  и солдат, схоронивший молодую  мать.
Сентябрь восьмидесятого. Предпоследний день отпуска по семейным обстоятельствам. Последняя прогулка в гражданской одежде.   Я покупаю бутылку сухого вина  и засовываю ее под свитер, за пояс. Так мне, парню из поселка Караваево, гулять гораздо комфортней. Центр города. Суета. У кафе «Елочка » припаркована серая Победа. У входа  топчется парень с вполне криминальной «заточкой». Это, как я понял, швейцар.  Я отдаю ему рубль, таковы правила, прохожу и стою  в нерешительности – совершенно незнакомый интерьер. Справа, в розовом зале, мелькают  разноцветные огни,  очаровательные молоденькие девушки легко и ритмично двигаются под музыку. Узнаю среди них белокурую Гузель, которая  занималась в танцевальном кружке ДК Ленина. Девочка из Соцгорода подросла и выглядит  соблазнительно.   
 Бармен, его бицепсы, пожалуй, мощнее, чем  у дембеля Кирикова, отпускает мне коктейль. 
  На всякий случай осматриваюсь: в уютном углу с зеленой обивкой отдыхает  большая компания крепких, коротко остриженных  парней с поломанными носами. На столе у них  только шампанское.
   Выкладываю свою бутылку под стол – не держать же ее в штанах. 
 – Серьезная  компания, – киваю соседу, судя по внешности студенту. – можно в кино снимать.
 –  «Старики» с «Теплого» отдыхают.
«И здесь старики», – удивляюсь я.
Мне известно, что еще за несколько лет до моего призыва на службу в окрестностях завода «Теплоконтроль» заявила о себе  молодежная группировка «Тяп-Ляп», которую, несмотря на многочисленные хулиганства и вызывающее поведение, долго не могли (не желали?) обуздать. Однако после очередного «жесткого» набега на Ново-татарскую слободу событие осветили по ту сторону Океана, и дело дошло до Андропова.   Спортсменов раскрутили и подвели под 77-ю статью УК РСФСР (Бандитизм). Один из лидеров группировки отказался давать показания, взяв на вооружение совет известного философа: «Когда я молчу, я выигрываю» Видимо надеялся, что его вытащат. Но следствие запустило «утку», что подозреваемый в организации «банды» повесился в камере. «Подельники»  стали валить на «покойника» «мокрые» эпизоды. Философ,     неожиданно для себя, пошел «паровозом»  и получил «вышак» Совершенно трагическая судьба.         
 –  Будешь сухое? – спрашиваю я соседа.
 –   Как Леонид пропустил тебя с бутылкой? – недоумевает он. 
 –  Не Пантелеев Леонид, случайно?
 – Он самый.    
 За наш столик присаживается Гузель.   В обществе «поломанных носов» обращают на это внимание. Я подозреваю, что Гузель с ними  знакома. А еще мне кажется, что ей со мной не интересно. Поэтому долго не засиживаюсь.      
                ***
–  Хорошо отдохнул? – вежливо спрашивает майор Урсуляк, озвучивший когда-то незадачливому солдатику   оригинальную, наверняка собственную, мысль: «Моя дочка собирает цветы, а ты окурки»  Я вместо объяснений прикладываю  к отпускному документу, отмеченному в  казанской комендатуре, свидетельство о смерти.
                ***
 Узнаю, что полковник Талалаев  написал нашему генералу хороший отзыв об экипаже радиостанции и рекомендовал всех поощрить отпуском. Но я свой отпуск уже отгулял. И вообще, мне через полгода и так домой.
 Выписал я  в читальном зале «Куклу» Болеслава Прусса и по выходным беру ее.  В такие часы я возвращаюсь в прерванную  юность, и мои мысли  неизменно переключаются  на белокурую девушку по имени Гузель, у которой фигура позволяет носить джинсы.   Библиотекарша, блондинка с пышным рыжим снопом волос, тоже носит джинсы и со спины напоминает мне Гузель.   Известно, что у этой эффектной  дамы есть муж, можно сказать орел,  и мы с Леней, вопреки желанию, стараемся не смотреть ей вслед. А вот  старший лейтенант, приписанный по комсомольской линии к штабу дивизии, где мы с Леней по очереди иногда несем службу, не комплексует.  Этот статный раскрепощенный офицер, с лица вылитый Пал Палыч Знаменский, обратил как-то, проморгав присутствие супруга, на ее грандиозный зад внимание сослуживцев:  «Какая попа! Жаль, мужики, что я не армянин…» 
–  Ахманчик, ты дембель, что ли? – удивленно таращит глазки-бусинки  прапорщик Караев.   
 –  А, что не похоже,  елдаш прапорщик?
 –  Нет... – оглядывает меня с ног до головы Караев. –  Ремень не болтается,  не ушит...
 – В галифе яйца не жмут... 
Караев улыбается.  Для  него, человека, не отягощенного сложными материями, такой ответ в самый раз.
                ***
 –  Ахманчик, ты хочешь домой? –   подходит ко мне  двухгодичник Погосян,  месяцем ранее заступивший на должность «комсомольца».
  –   Когда?
 – Прямо сейчас. Мне нужно  человека на стройку в Уренгой отправить.
От неожиданности я теряю дар речи.
– Не ссы, я довезу тебя до Баку и там отпущу.
 Я еще не верю в то, что совсем скоро покину солнечный Азербайджан, но все равно бегу в каптерку, отыскиваю свой парадный мундир,  без всякой неуставной чепухи,  чищу сапоги.
Погосян свое слово держит – уже через час я получаю у «Сундука» сухой паек.
 – Урсуляк сказал, что ты на особый отдел работал, – с завистью говорит татарин.
 – Он всегда чепуху несет.   
 В Баку, конечно же, дуют ветры. В кафе играет ритмичная  музыка. Я останавливаюсь: за стеклом  танцуют яркие девушки  в   трико. «Широко шагает Азербайджан!..» 
                ***
Солнечным утром восьмого дня мая я уже прогуливаюсь босиком по огороду, любуясь, как чем-то невероятно дорогим, всего-навсего первыми пробившимися из земли сорняками. 
 – Может купить водки? – интересуется отец.
 –  Завтра.

                ***
В заводском парке  за два года   ничего не изменилось. Все те же тополя и акации. Засиженные галками и голубями бюсты ученых и космонавтов; лавочки подле них, на которых темными осенними вечерами поселковая молодежь изредка распивала красное винище, рискуя попасть «в плен» к заводским дружинникам или посетить опорный пункт, где под стеклом были представлены отобранные у юных правонарушителей ножи, кастеты  и самопалы.  Перед армией я писал начальнику штаба объяснение. За то, что проехал зимой с друзьями на заднем буфере «девятого» трамвая до остановки «Юный городок».   
Неожиданно с тыла ко мне подскакивает   невысокого росточка  лейтенант с тройкой  молодых помощников.
- Ты от меня сбежал в прошлую субботу? – пристально смотрит   на меня коротышка. 
- Неделю назад я еще был в Азербайджане.
- Ладно, не прикидывайся!
- У меня возникает пауза, во время которой комсомольцы изучают меня, торжествуя от своего превосходства.
- Может Вам военный билет показать? –  расстегиваю я в нагрудный карман защитного цвета рубахи.
Не попадайся мне, – предупреждает  меня коротышка.    
  В это время в глубине  парка начинается драка. Последний раз нечто подобное я видел у казармы, когда южане пришли в гости к хохлам и белорусам. Парни вдохновенно лупят друг друга  ногами и кулаками. Один даже попытался с разбега   достать челюсть неприятеля пяткой. В это время какой-то дембель в голубом берете и разбитым лицом вылезает из-за кустов, окропляя траву кровью. Я узнаю его. Галчонок, как и я, учился в  школе имени Мусы Джалиля. С улицы Белинского в сторону парка движется трусцой  колонна юных физкультурников. Неуклюжий толстяк  еле успевает "шевелить батонами". Мне кажется, что «Мальчиш-Плохиш» не знает, куда и зачем бежит. Главное не отстает от коллектива. 
                ***
   
Год одна тысяча девятьсот восемьдесят второй. Почти каждый вечер после программы «Время» у главного входа во Дворец Химиков, возведенного на месте кладбища во времена моего детства, появляется высокий молодой человек спортивного сложения в куртке Пилот и черных кожаных перчатках; на голове его ондатровая шапка.  От группы одетых в заводские ватники подростков отделяется «основной» и беседует с «инструктором».  Я наблюдаю за ними из остановившегося на светофоре троллейбуса №1 (обычно  в это то время я  возвращаюсь с занятий ) Особенности досуга местной молодежи мне хорошо известны – я  периодически дежурю в бойлерных, находящихся по разные стороны улицы Декабристов, ставшей  нейтральной полосой для нескольких враждующих группировок.