Алексей Лисичкин и его Фанера

Александр Бельский Город Орёл
                10.04.2017
                Александр Полынкин

Алексей Лисичкин и его «Фанера» (о неизвестном орловском авиаконструкторе)

О том, кто такой Николай Поликарпов, знают в мире, России и на Орловщине очень многие. Выдающийся авиаконструктор, Герой Социалистического труда, создатель многоцелевого самолёта У-2 (ПО-2), «король истребителей», он родился в селе Георгиевское (Калинино) современного Ливенского района.

Памятники Поликарпову стоят в городах Ливнах и Орле. В 2017-ом Николаю Николаевичу исполнится 125 лет со дня рождения, и этот юбилей, думаю, в России и на Орловщине не останется не замеченным.

Он снимался в фильме «Семеро смелых»

Но я поведу речь о другом авиаконструкторе, имя которого до настоящего времени было известно только узкому кругу историков авиации, а уж о том, что он – уроженец Орловщины, точно никто и никогда не писал. На его счету – только один самолёт, ставший известным в предвоенные годы, поскольку он «засветился» в съёмках очень популярного первого звукового фильма будущего знаменитого режиссёра Сергея Герасимова – «Семеро смелых» (1936 год).

Теперь называю имя конструктора: Алексей Лисичкин.


Алексей Иванович Лисичкин

А его лёгкий транспортный (и пассажирский одновременно) самолёт был известен сразу под несколькими именами: ЛК-1 («Ленинградский комбинат», где изготавливался летательный аппарат – А.П.), НИАИ-1 («Научно-исследовательский аэроинститут», где шла работа над проектом – А.П.) и «Фанера-2» (из-за широкого применения фанеры в конструкции – А.П.).

История создания самолёта началась в 1928 году, когда в Ленинградском институте путей сообщения, на факультете воздушных сообщений, был образован студенческий самолетный кружок (руководитель – инженер Владимир Рентель), в котором разрабатывались различные элементы конструкции самолета из фанеры.

У членов кружка вскоре возникла мысль построить опытный самолет с использованием фанерных конструкций. На идею откликнулся выпускник факультета Алексей Лисичкин. Он в короткое время создал проект достаточно необычного самолёта. В обычную схему моноплана конструктор внёс новшество: сильно увеличил толщину крыла в центроплане и разместил в нём трехместную кабину.

Когда институтское начальство увидело, что деятельность самолётного кружка приобретает промышленные масштабы, оно предприняло организационные меры, и в 1931 г. при институте был создан Научно-исследовательский аэроинститут (НИАИ). В нём также были различные секции, в том числе и самолетостроительная, которая выделилась из НИАИ и была преобразована в ОКБ. В этом ОКБ образовалось несколько бригад, которые работали над своими проектами самолетов. Самой перспективной из таких бригад руководил авиаконструктор Алексей Иванович Лисичкин.

К 1933 году работа над опытным образцом была закончена.

Конструкция самолёта — цельнодеревянная из фанеры и сосны получилась очень лёгкой и рациональной. Вес пустого самолёта оказался 746 кг, а взлётный - 1160 кг. Однако внешний вид нового самолёта вызвал у начальства и у других коллег-конструкторов вопросы. Дело в том, что кабина экипажа и пассажиров вместимостью до 4 человек размещалась... в зализах крыла и фюзеляжа. Создавалось впечатление, что крыло держится на ажурном переплете стекольных рам.

Скептицизм начал таять после первых опробований самолета на земле, в которых участвовал известный конструктор Д. П. Григорович. Сдвижные прозрачные двери правого и левого бортов обеспечивали вход в кабину и выход из нее. Это продемонстрировала на съемках фильма «Семеро смелых» киноактриса Тамара Макарова.

Самолёт запустили в эксплуатацию летом 1933 года. Он удачно прошел испытания (лётчик А.Я.Иванов), а осенью на нем был сделан перелёт в Москву. Причём, в полёт отправился и сам авиаконструктор Лисичкин. Он признавался потом жене, что в один момент, когда в полёте началась вибрация, стало страшновато, но лётчик оказался опытным, и самолёт благополучно добрался до места назначения. В Москве летательный аппарат был испытан в Научно-исследовательском институте ВВС и ГВФ. На одном из авиазаводов заложили серию в 20 экземпляров.

Один из самолётов был установлен на поплавковое шасси. Самолёты применялись в ГВФ на местных линиях Аэрофлота, в Арктике и на Дальнем Востоке. Летчики высоко оценили эксплуатационные качества машины. При необходимости она могла летать без посадки почти 7 часов. В кабине, если взлет и посадка выполнялись на хорошем аэродроме, размещали 5 человек или 500 килограммов груза.

Самолёт «Фанера-2» ни в чём не уступал ПО-2. При практически неотличимых летных и весовых данных и полезной нагрузке у него имелась закрытая кабина на четыре человека против двух открытых на самолёте Поликарпова, дальность чуть не вдвое больше (семь часов при 150 км/ч - это 1050 км против 430/630 км у "кукурузника"). «Фанеру-2» вполне можно было бы использовать и во время войны: сделать большой люк сверху для погрузки трех носилок, или бомболюк снизу и поставить турель никаких проблем не составляло. Но этого не произошло. Возможно, сыграл роль авторитет Поликарпова, может, ПО-2 был дешевле в процессе производства, но очень хороший самолёт «Фанера-2» так и не стал массовой машиной. Хорошо, что ему удалось полетать и оставить о себе добрые воспоминания.

А теперь, уважаемый читатель, несколько слов о биографии Алексея Ивановича Лисичкина.

Уроженец хутора Кукуевка

Он родился 28 февраля (13 марта по н/с) 1905 года на хуторе Кукуевка, в двух верстах от большого села Успенское Малоархангельского уезда Орловской губернии (ныне – территория Покровского района). Отец Алексея Ивановича – Иван Адрианович Лисичкин – из зажиточной крестьянской семьи, владевшей в окрестностях речки Озерны более 200 десятин земли. После прихода Советской власти Лисичкины пытались как-то приспособиться к новым реальностям, и создали сельскохозяйственную коммуну, в которую вошли их земли. Коммуна успешно существовала почти 10 лет, отмечалась новой властью за успехи в деле «сельскохозяйственной промышленности», но потом приехавший из Москвы организатор колхозного движения «разоблачил» Лисичкиных как «лжекоммунаров». Председателя коммуны, родного дядю Алексея Ивановича – Александра Адриановича Лисичкина – арестовали, судили и отправили в «места отдалённые».

Пока он там отбывал срок, оставшееся большое семейство Лисичкиных, не испытывая судьбу, решило покинуть родные места и отправилось в Ленинград, где имелись у них родственники.

Вот так оказался в северной столице и Алексей Лисичкин, успевший до переезда закончить рабфак в Орле. В Ленинграде ему удалось (тут о его семейных корнях ничего не знали) поступить в Ленинградский институт путей сообщения (официально – факультет «воздушных сообщений», но в просторечьи его называли «факультет летательных аппаратов»).

После окончания института Алексей Иванович работал некоторое время инженером в Гражданском Воздушном Флоте, а потом перешёл в НИАИ, о котором я писал выше. В это время ему выделили большую в доме на Петропавловской улице, в которую он заселился с женой Евгенией, родителями и младшим братом Володей.

Так началась нормальная жизнь советского инженера Лисичкина, несколько лет которой были посвящены самолёту «Фанера-2». В 1939 году Алексей Иванович с женой и дочерью Евгенией переехал в Москву. Работал в ЦАГИ – Центральном Аэрогидродинамическом институте, где продолжал заниматься любимым делом. У него находился в разработке ещё один проект самолёта под условным названием ЛИ-6 (именно так именовала его дочь авиаконструктора, Евгения Алексеевна Лисичкина, в воспоминаниях об отце), но судьбу этого аппарата мне выяснить не удалось.

Кроме самолётов, Алексей Иванович работал и в других направлениях. Перед самым началом войны в Политехническом музее демонстрировался двигатель системы Лисичкина для катеров. Данное изобретение Лисичкина удостоилось похвалы известного специалиста в этой области, академика Крылова.

В годы Великой Отечественной войны семья Алексея Ивановича уезжала в эвакуацию вместе с институтом. Жили и работали в Новосибирске. После возвращения Лисичкин несколько лет проработал в ЦАГИ, пока в 1951 году, в период борьбы с так называемыми «космополитами» его не «сократили». Возможно, сыграла роль анкета, в которой Алексей Иванович указал, что за границей, во Франции, живёт старший брат его жены, Юрий Александрович Башкиров. Может, кто-то из недоброжелателей постарался. Но остался конструктор Лисичкин без любимой работы, хотя, в общем, отделался лёгким испугом.

После смерти Сталина уже Алексей Иванович сумел устроиться в конструкторское бюро института Гипруглепром, где продолжал заниматься изобретательством. На его счету здесь – проект шахтного насоса, получившего имя автора.

Умер Алексей Иванович Лисичкин 25 января 1982 года. Снимки его самого и самолёта читатель может увидеть на этих фотографиях. Родина второго орловского авиаконструктора, к сожалению, ушла в историю: нет ни одного домика в бывшем процветавшем хуторе Кукуевка. Но осталось место, которое все местные зовут теперь просто Коммуна – в честь той самой, лисичкинской…

(Материал из Интернет-сайта)