Адини. Великая княжна. Глава 12. Купеческая дочь

Александр Пругло
Глава 12 . Купеческая дочь

Некоторые привычки, в том числе и вредные, я перенесла с собой и в новый мир. Например, если есть возможность, подолгу валяться в постели, пить кофе в постели и болтать при этом по телефону.
Этим утром тоже валялась в постели, пила кофе и названивала родственникам и знакомым.
Имелись, однако, два существенных отличия моих утренних “лежалок” в 21 веке и здесь, в середине 19-го. Во-первых, здесь не нужно было самой приготавливать кофе. Одна из четырёх служанок услужливо принесет тебе всё, что пожелаешь: и кофе, и всё что надо к кофе. Тут подстерегала опасность: я могла бы выпить за утро и десяток чашек ароматного напитка. Но надо следить за своим здоровьем! Поэтому ограничивалась двумя чашками, долго по капельке цедя жидкость.
Во-вторых, прежние мои “лежалки” сопровождались курением в постели. Даже при открытой форточке дым стоял очень плотный. Тут же мой папенька, император Николай Первый не переносил даже запаха курившего человека! Поэтому приближённые и министры опасались курить и даже отучали от курения своих подчинённых. Я тоже в этом мире курить ещё не пробовала. И меня к этому даже не тянуло! Возможно, и здешний мой возраст сказывался, ведь мне тут было всего 15 лет. Хотя в том мире я впервые попробовала в 12…
Как бы то ни было, но моя привычка наслаждаться кофе в постели передалась и сюда в этот мир. И недавно появившимся здесь стационарным телефоном я тоже начала пользоваться. Конечно, смартфоном было удобнее! Но хоть такое есть! Сейчас на тумбочке у меня лежали четыре картонки. Это вместо телефонных книг!  Номеров пока было очень мало.
Три картонки были красочно разрисованные, с золотым тиснением. Они были из Питера, содержали телефоны дворцовые, городские, междугородние и международные. Четвёртая картонка – телефоны города Москвы, местные.
Первой, кому я позвонила, была сестрица моя Олюшка. К большой радости, Оля уже почти выздоровела и даже приступила к учебным занятиям. Сообщила мне важную новость, что на днях Двор переезжает в Царское Село – летнюю резиденцию императорской семьи. Я же, в свою очередь, сказала, что домой пока не собираюсь: мне очень интересно увидеть всю Отчизну воочию, познакомиться с культурой, бытом и достопримеча;тельностями.
Потом я позвонила матушке-императрице. Маман обрадовала меня тем, что ожидаемая мной баронесса Женни фон Вестфален прибыла вчера в Санкт-Петербург. Императрица лично распорядилась выделить для Женни хорошие покои во фрейлинском коридоре. Пока я буду в разъездах, маман решила приблизить Женни к себе, сделать своей фрейлиной. Так что о баронессе я могу не переживать. А императрице тоже очень интересно беседовать с девушкой, приехавшей с её родины, можно сказать, из её детства.
Следующий мой звонок был инженеру Пылину. Когда сообщила ему про Женни и Карла Маркса, он недоуменно довольно долго помолчал, а потом спросил: “И зачем тебе всё это нужно? Ты собираешься переписать марксизм под себя?” На что я с улыбкой ответила более-менее утвердительно. Всё таки лучше, когда гений мировой политической экономии будет под присмотром, писать по моим намёкам. Да и процессы научно-технической революции в Российской империи после прогрессорства попаданцев требовали более-менее научного обоснования.
Далее мы обсудили мою поездку. Пылин сказал, что заводы и фабрики с новейшей продукцией мне посещать не стоит. Но попросил в Туле посетить мещанина Губонина, у которого средняя дочь Татьяна из “наших”, из попаданцев. Она хороший, очень востребованный сейчас химик, но не желает участвовать в прогрессорстве. Надо попытаться её переубедить.
Я же, в свою очередь, попросила Пылина подыскать в Москве девочку из купеческой семьи, примерно моего возраста, которая, по нашим сведениям, может стать в будущем успешной бизнес-леди. Инженер сказал, что мне перезвонит, как только найдут такую.
Не успела я допить свой кофе, как Пылин позвонил мне снова и сообщил имя: Наталья Михайловна Королёва, 1826 года рождения, дочь купца первой гильдии и потомственного почетного гражданина Михаила Леонтьевича Королёва. Дедушка, отец и дядя  Наташи основали в Москве торговый дом “Братья Королевы”, а Наташиному папе принадлежит кожевенно-обувная фирма “Королев М.Л. и братья”.
Согласно нашим предсказаниям, Наталья Михайловна скоро выйдет замуж за купца Алексея Васильевича Андреева, владельца большого магазина на Тверской и гостиницы “Дрезден”. Наталья и Алексей объединят два семейных бизнеса и будут им управлять раздельно, каждый своей долей до самой смерти Алексея. Потом всём бизнесом будет  руководить Наталья.
Ещё инженер Пылин обратил внимание, что Наталья Михайловна до самой своей смерти едва умела читать и писать, однако отлично могла считать бухгалтерию. Зато всем своим детям обеспечила высшее образование.
Немного поразмыслив, решила позвонить Наталье лично. Хотя телефон в Москве был ещё редкостью, но у купца первой гильдии он имелся. Нашла среди московских номеров: “Королев М.Л., куп.1 гильд., пот.поч.гражд.” И попросила телефонистку соединить с этим номером.
- Алло! Это имение купца Королева?
- Да, - послышался басистый мужской голос.
- Будьте любезны, пригласите к аппарату мадемуазель Наталью Михайловну.
- А кто её спрашивает?
- Великая княжна Александра Николаевна.
- Сию минуту, Ваше Императорское Высочество.
Некоторое время в трубке царила полная тишина. Затем послышались какие-то отдаленные голоса, всхлипывание, плач, крик сквозь слезы: “Я боюсь!” Наконец услышала в трубке сопение и шмыгание носом. Спросила:
- Наталья Михайловна?
- Д-д-а.
- Не бойтесь меня, я не кусаюсь! Тем более через трубку это сделать никак невозможно! Не извольте так волноваться. Я,наоборот, хочу подружиться с вами. Мне вас порекомендовали как очень хорошую купеческую дочь. Толковую, разбирающуюся в производстве и торговле. Хотела бы познакомиться с вами поближе. Можно мне приехать к вам, скажем так, через два часа?
- Но отца нет дома, он уехал по делам в Коломну, а маменька в Киеве, на паломничестве в Лавре.
- А кто у вас сейчас главный на хозяйстве?
- Тихон Семёнович Воропаев, старший управляющий.
- Зовите к аппарату!
Очевидно, что старший управляющий стоял рядом, потому что взял трубку почти сразу.
- Воропаев у аппарата!
- Тихон Семёнович! Вас беспокоит великая княжна Александра Николаевна! Тут такое дело: ваших хозяев нет дома, а мне необходимо поговорить с Натальей Михайловной. Приеду часа через два. Это неофициальный, частный визит, не надо никаких встреч и обедов. Только найдите место, куда заехать и где поставить две мотокареты. Договорились?
- Да.
- Тогда пусть Наталья Михайловна ждёт! – и положила трубку.
Вылеживаться в постели приятно, но надо вставать. Позвала горничных, Елизавету. Та озаботилась подарками для купчихи. Адьютанту Адлерберга я позвонила, чтобы заказали две мотокареты. Мальчикам-пажам тоже приказала быть готовым к поездке. Наши мотокареты так и стояли привязанные на платформах, а мы поехали на тех, что прислал генерал-губернатор. В одной мотокарете поехали я, Юлия Броун и Лиза Карамзина. В другой – пажи.
Где находилась усадьба купца Королева губернаторские шофера прекрасно знали. Поэтому наш кортеж прямо заехал во двор через распахнутые ворота и подрулил к красным коврам, разложенным у крыльца. Там же стояла одетая в парадные купеческие женские одежды девица ростом с меня, но гораздо более упитанная. Там же были ещё несколько человек, мужчин и женщин. Я безошибочно выделила среди них старшего управляющего и женщину в летах. Как потом выяснилось, здесь были экономка, управляющие и приказчики.
Шофер открыл мои двери и я ступила на ковер. Поняла, почему расстелили ковер: во дворе было всё-таки немного грязи. Боялись, чтобы я не запачкала туфли и подол платья. Экономка поднесла каравай с солью на рушнике. Я отведала, а потом отведали и мои сопровождающие. Подошла к Наташе, обняла её. Шепнула:
- Веди меня сразу в свою комнату, а они пусть тут себе разбираются!
Потянула девицу в дом. За нами проследовали двое из пажей, а остальные пажи не дали остальным присутствующим при встрече идти за нами.

Аппартаменты Наташи находилась на втором этаже, в самом конце коридора. Пажи зашли вслед за нами, осмотрелись. Я махнула им рукой. Они вышли, будут караулить, стоя по бокам двери. А мы присели на край Наташиной постели.
Комната представляла собой образец купеческой безвкусицы: нагромождение занавесок, мебели, сундуков, очевидно, с приданным. Дорогие обои никак не шли к  разноцветным шторам и занавескам.
Я довольно долго тщетно пыталась разговорить купеческую дочь. Наташа была очень замкнутой, боязливой. Больших усилий я приложила, чтобы хоть как-то её оживить, заинтересовать. Я пыталась говорить о её семье, о куклах, стоявших у неё на комоде, о церковных праздниках. Всё напрасно! Наташа с напрягом, односложно отвечала на все вопросы. Но когда заговорили про обувь, то девочка вдруг резко преобразилась, изменилась до неузнаваемости. Она с воодушевлением стала рассказывать о женских эскарпенах. У нее в одном из сундуков оказалась целая коллекция этих туфель. Экскарпены, как пояснила Наташа, -  это лёгкая и очень мягкая мужская или женская обувь, которую дворянство носило на балах. Для мужчин изготовлялись обычно черные лаковые экскарпены, сочетавшиеся с фраком. Дамы же имели экскарпены всевозможных цветов, дополненные бантиками, завязками и прочими красивыми мелочами.
- И кто же изготовляет такое чудо? – поинтересовалась я, держа в руках пару башмачков из розового атласа.
- А это у нас на фабрике есть мастера! Шьют как по индивидуальному заказу, так и на магазин. А вообще-то наша обувная фирма “Королев М.Л. и братья” занимается в первую очередь пошивом и поставкой сапог для императорской армии, для солдат. А для офицеров тоже шьём сапоги, но уже по индивидуальному заказу. Не кожаные, а юфтовые. Юфть – это особо выделанная кожа комбинированного дубления.
Поначалу застенчивая и боязливая Наташа постепенно преобразилась в говорунью, способную увлеченно рассказывать долго и увлекательно. Да так, что прервать, остановить её речь было проблематично.
Купеческая дочь рассказала все подробности производства и сбыта обувной продукции, охарактеризовала все проблемы производства. Рассказала как ведёт бухгалтерские книги.
Потом очень долго и увлечённо рассказывала и показывала всё своё кукольное хозяйство. На комоде у неё, оказывается, сидели не все куклы. В углу спальни были оборудованы целые игрушечные " меблированные комнаты", где "жили" десятки красивых кукол с фарфоровыми лицами и разноцветными платьями из дорогих тканей.
Я вспомнила, что привезла для Наташи подарки, и мы вышли в гостиную, где за обеденным столом вовсю уже чаёвничала моя свита. Мы с Наташей присоединились к ним. Потом я приказала принести подарки - Наташе они очень понравились.