Э-л-е-м-е-н-т-ы Часть 32. начало. Фрагмент эссе

Алексей Борчев
   «Э-л-е-м-е-н-т-ы» Часть 32.

                «Дохнула ветром глубина земная,
                Пустыня скорби вспыхнула кругом,
                Багровым блеском чувства ослепляя;»
                (Данте. Ад п.3 – 133)



  Что мы все по нашему личному жизненному опыту можем сказать о том, где люди захоранивает своих национальных, самых народных героев? Исторических и литературных примеров приводить не стану. Все мы сами в состоянии такие отыскать в череде многочисленных, подтвержденных фактами, обозримой современной истории.

  Народных, национальных героев стараются захоронить на Родине героя. Такая традиция скрепляет монолит родового сознания, развивая преемственность памяти и гордость общины за свой род, своё племя.
  Существует одновременно и глубочайшая метафизическая корневая система подсознательного ощущения того, что дети должны лежать в одной земле с прадедами. Или взойти к небесам и Богам на жарких крыльях ритуального костра среди родных и друзей, среди земель и вод, питавших героя
  Это является одним из главных факторов, позволяющих роду осознавать себя единым и не иссекаемым.

  А если случается, что герой погибает вдали от родовых весей, то его останки обычно стараются переместить на Родину и порой тратят на это, вроде бы бесполезное занятие большие средства и немалые усилия.
  Так уж устроена та часть Ойкумены, где понятия честь, Родина, совесть, гордость, душа не столько форма речи, сколь суть внутреннего самосознания, без которого не бывает народа, как единого целого. А народ взрастает из начал женщины, семьи, детей, а также обязательной их сохранности и безопасности, создаваемой самым сильным из рода-мужчиной.

  Наверно это всё понятно и без расшифровок, но практика общения с потенциальными читателями заставляет «обходчика» в таковом усомниться. Потому и случилось небольшое предисловие. А тема будущая простая, но запутанная.
 
  Кто однозначно ответит, где захоронен Ахиллес? 
  В какой уголок света прибыть почитателю героя, чтобы возложить на место его упокоения памятный венок?

  Однако прежде, справедливости ради необходимо отметить, что и место рождения Ахилла однозначно не определено ни памятью народов, ни любыми другими документами и материальными доказательствами. Даже более того, ещё короче, место это тайное и не известно никому. И мы можем довольствоваться лишь догадками на уровне мифов.
  Мифы не дают определения. Только толкователи легенд, относящих эти земли то на юг Фессалии, то на юг Лидии вплоть до Ликии. Можно однозначно утверждать только одно – там должна была проживать и роженица Фетида.
  Но она всё-таки нимфа. Какой с неё спрос. Отчёт она представлять никому не обязана. Не по чину!

  Но и отсутствие этого знания вполне объяснимо. Когда рождался будущий герой, ведь никто и подумать не мог, что это родился будущий символ героизма и мужества. Это был для всех всего лишь малец. Пищит, мамку будит, титьку просит, писается папе в бороду. Вот и все достижения!
  Летописи о нём ещё впереди! Не запомнил никто пацана первый крик. Это тоже естественно и жизненно.
   Такое и на Руси случалось. Герой вот, например, есть один в истории, и не кто ни будь, а даже целый будущий император Пётр I, Самодержец Всея Руси, а подробности и детали, где и как рождён был – всё мутно очень. До нашего настоящего времени едкий дым тайны не рассеян.

  Существовал, правда, человек, уверенность которого в месте рождения Ахилла была совершенно незыблема. Звали его Лев Диакон и был он византийским историком, работавшим в Константинополе.
  Да, верно, спустя две тысячи лет после гибели Ахилла. Однако он был специалистом уважаемым. В трудах своих использовал первоисточники константинопольских спецхранов и наверняка добывал вполне достоверные данные, используемые им в своей «Истории». Перечислять этих возможных древнейших эллинских авторов нет смысла и возможности. Точно знает об этом только сам Лев Диакон.
 
   Формат нашего повествования несколько отличается от научной монографии, но всё же процитирую:
  «Арриан пишет в своем Перипле, что сын Пелея Ахилл был родом скиф и происходил из городка под названием Мирмекион у Меотидского озера».
  В этом месте небольшая ремарка для более полного восприятия текста.
  Вот она.
  Несколько ранее мы уже удостоверились и в том, что «…предки Ахилла были пеласгами на Лидийских территориях» (авт.) во времена Тантала, а также в прямом родстве папы Ахилла со скифом Хироном.
  Эти родовые связи настолько очевидны, что нет иного их прочтения, как то, единственное, что народ, из которого вышел легендарный Ахилл был народом, который в разные времена и в разной транскрипции назывался соседями как пеласги. Или скифы, что случилось позднее, при Геродоте.
  Причём в данном контексте и скифы, и пеласги, это единообразный народ, именно тот народ, который жил и размножался севернее Понта Эвксинского, а значит это те племена, которые осваивали будущие земли так называемых «греков» в древнейшие, ещё до Тантала времена.
  И происходило это тем более ещё до времён классической античности. Более того, совсем крамольное предположение. Именно этот народ, его потомки развили и создали эту самую античность, не к ночи помянутую.
   
«Ясным доказательством скифского происхождения Ахилла служат покрой его накидки, скрепленной застежкой, привычка сражаться пешим, белокурые волосы, светло-синие глаза, сумасбродная раздражительность и жестокость... Тавроскифы и теперь еще имеют обыкновение решать споры убийством и кровопролитием». (Лев Диакон).

   Для Диакона что Тавроскифы, что Мирмекии, что кочевники, все они один дикий народ с одинаковыми качествами характера и повадками, что очень показательно. И не стоит фантазировать в схоластических полемиках, кто есть кто из них ни ранее, в глубокой древности, ни сейчас. Одной они крови племена, отличаются только тем, что живут одни прямо у моря, а другие повыше на скалы забрались, а третьи привыкли по полю свободно гулять.
 
   Само название города Мирмикий упоминается и в апокрифе «Деяния апостола Андрея». В некоторых изводах это поселение названо Мирмидоном.
  Хождение Андрея Первозванного на русь имеет несколько вариантов. В одних апостол Андрей странствовал вдоль Понта Эвксинского, согласно другим – по Греции.
  Честно говоря, «обходчик» не усматривает в этом разночтения. Ведь если побережье Понта колонизовано греками, то для них, для греков это и есть Греция.  Греки тут живут, строят города, греки торгуют, греки заводят семьи и размножаются, расселяясь всё шире и дальше.
  Греки поют и танцуют в своих домах по праздникам, наливаясь вином из винограда, выращенного ими на занятых Грецией землях. Чем не Греция.
Одним новым островом и побережьем больше, одним меньше. В Греции чего только нет! Даже греки уже стали «греками» во времена Андрея Первозванного.

   Итак, прекращаем отвлекаться от главного вопроса и попытаемся всё-таки найти могилу Ахилла, в конце-то концов!
   Могил у Ахилла немало по миру. Любили его и уважали в разных землях.
   Место смерти его понятно - Троя. Место первичного захоронения по Гомеру - курган недалеко от Трои. Это естественно.
  Кто бы и куда это тело по жаре повёз? Решили неподалёку от места подвига упокоить на ритуальном кострище.
  Есть в наличии и сейчас этот курган. 
  Был и городок в древние времена. Позднее битвы его люди построили, Ахиллеоном назвали, неподалёку от кургана приютился до тех грустных дней, пока неведомого племени злодеи этот городок в конце концов полностью не смешали с землёй.
  А курган целёхонек, на Сигейском холме перед Троей. Только Ахилловых останков в нём нет, и вероятно не было никогда.
 
  Собственно говоря, дальнейшая судьба тела убиенного Ахилла определяется мифологической народной молвой практически по одному сценарию. Есть небольшие варианты трактовки события смерти по времени, месту и технике исполнения, но главный вектор направления похоронного действия, бесспорно единственный. Останки Ахилла были перенесены для захоронения в Северное Причерноморье.

  Эпос "Этиопис" образно повествует о том, что Фетида увела своего сына с горящего костра и перенесла его на остров Левке («Змеиный остров») при устье Истра (Дуная).

  Иные сказания дают несколько иную версию, мол тело Ахиллеса было выкуплено за равный вес золота с золотоносной реки Пактол. Кем выкуплено? Непонятно. Может быть и Фетидой. Вероятнее всего. Одно другому не противоречит, и одна версия только дополняет другую.
  Лишь Гомер упокоил пепел в золотой амфоре, подаренной Фетиде Дионисом. Такой вариант тоже не исключает версию о том, что прах сына был Фетидой перенесён на остров Левка. Уточнение Гомера всего лишь детализирует вполне жизненную ситуацию. Прах выкуплен, погружён в золотую амфору и поплыл с Фетидой на север.


  В этом случае получается, что Фетида выкупила останки своего героического сына, и перевезла для захоронения в места, где и полагается ему находиться – среди родной земли и народа, откуда его, Ахилла родовые корни и где могилы его предков.
  Это очень вероятная и жизненная на бытовом уровне версия. Тем более, что река Пактол действительно есть, золотоносная, недалеко, в Лидии, несколько южнее Трои. И золота в ней было много, и добывали его вплоть до первого столетия после Р.Х.
  Эпос "Этиопис" такому бытовому повествованию об организации похорон не противоречит. Вся эта обрывочная информация из разнообразных источников сходится показаниями на удивление достоверно и естественно.
  Там, на этом легендарном острове Ахилл и продолжает вечную загробную жизнь в подземном царстве, в окружении других достойнейших обоготворённых героев и героинь.

  Вот такая короткая и достаточно понятная и логичная история погребения покойника.

  И вот что получается. Казалось бы, что вот погиб герой древней Эллады, честь и слава ему, долгое поклонение и почитание среди эллинских земель и народов.
 Так и произошло, но на удивление не только и не столько среди древних эллинов, а и на других территориях, и среди других народов.
 
  Выходит тогда, что герой вроде бы, как и греческий, а вроде бы и нет.
 
  И скорее нет, коль захоронен не на землях традиционной древней античной Греции.
  Но опять возвратимся к тому, что не было в те эпохи той «священной коровы», древней Греции. На Эгейском пространстве в эти давние времена проживали племена переселенческие, семьи некого огромного рода, двигавшегося исторически с севера, занимая всё новые и новые территории.
  Да, продвигались всё дальше и дальше наиболее пассионарные, активные и упрямые кланы. Это естественно. Более спокойные и основательные останавливались и обживались по пути.
  Ойкумена старалась выжить, убегая от бесчисленных врагов и неотвратимого северного холода. Искали лучшей судьбы в трудах и опасностях. Всё совершенно естественно.
  Настолько естественно, что возникает новый, такой же естественный вопрос, а не один ли это народ на разных этапах развития и на разных территориях?
  Внешность его менялась по мере принятия в себя встречающихся на дороге местных жителей, и чем больше вливалось чуждых женщин в семью «своих по крови», тем более отличными от предков волосами и цветом кожи получались дети.
  И не потому ли Ахилла славили особо в отдельных областях древней Эллады, что в этих землях жили те же самые рода, как и на тех землях, где прах Ахилла и вечная загробная жизнь остались до скончания Ойкумены?
  Славили его те, кому он был близок по крови, духу, понятиям, традициям, вере. Свои!
 
  Чужие в такой уровень отношений не попадают никогда! Чужим тут не место!

  И что же тогда получается? Выходит, что не так называемая древняя Греция, ставшая древней Грецией уже после Р.Х. правила на Эгейских землях, в Анатолии и на севере Африки, а южные племена народа, потомки древнего Рода, пришедшего с севера.
  Так что далее «обходчик» постарается перечислить краткий список древних и не очень авторов письменных источников, не считая Гомера и Геродота, на данных которых основано наше сегодняшнее знание о мирмидонцах, о судьбе захоронения и загробной жизни скифского владыки Ахилла на Боспоре, и в Северном Причерноморье.
 Вот он: Филострат; Ликофрон; Г. Плиний Секунд; Дион Хрисостом; Г. Юлий Сонин; Аммиан Марцеллин; Гекатей Милетский; Марциан Минней Феликс Капелла; Присциан; Страбон; Флавий Арриан; Клавдий Птолемей; Стефан Византийский; «Перипл неизвестного автора»; Евстафий Солунский; Помпоний Мела; Еврипид; Никандр Колофонский;  Алкей; Дионисий Периэгет; Псевдо-Скилак; Элий Геродиан; Псевдо-Арриан; Птолемей; Диктис Критский; Лукиан; Квинт Смирнский; Лев Диакон;
  Х. Хоммель; Клейн; Кун Н.А.; Шауб И.Ю. В. Н. Топоров; Денисова; В.Г.Лазаренко; Бутягин; Виноградов; Толстой И.И.; Коршунков В.А. Лотышев И.П.
  Естественно, кого-то не учёл, не познал, подзабыл. Но не для Академии Наук рассказ рассказывается, а совсем для иного рода читателей.
  Итак, в результате, обобщая источники можно понять, что в Эгейском пространстве возникало немало мест поклонения герою Троянского похода.
  Это ритуальные культовые центры со святилищами и празднествами в Италии, Малой Азии, то есть там, где были колонии так называемых «греков».

  Но настоящий очаг древнего почитания Ахилла находился на Пелопоннесе с прилегающими землями. Это святилища в Танагре, в Коринфе, в Лаконских Прасиях, на дороге из Спарты в Аркадию близ статуи Афины Пиреи, на западном берегу полуострова Ахиллова гавань. Сложилось стойкое представление о пустой, фиктивной, ритуальной могиле Ахилла в Элиде на северо-западе Пелопоннеса.
Возникнуть такое понимание уже после формирования Троянского эпоса Гомера оно никак не могло — ведь с тех пор было общеизвестно, что могила Ахилла находится в другом месте! Получается, что местные эллины об этом знали с самого появления этого знания.

 Могила пуста, как и позднейшая в Троаде. Значит, знание о перенесении тела Ахилла на Левку было уверенным и жило здесь, в Элиде уже и в те, до Гомеровские времена.

  Фактическое распределение памятных мест косвенно подтверждает версию об ареалах родственного Ахиллу населения. Оно преобладало на перечисленных землях и требовало положительного восприятия общих родовых традиций, общей веры, созвучной мировосприятию людей и, не к вечеру сказано, общего состояния души, принимающей ценности образа Ахилла. Ахилл для них был «свой», родненький!
  Все эти могилы пустые, а разбросаны святилища Ахилла, героя Трои, повсюду, по всем землям пеласгов, как и Звёзды Вечного Огня неизвестному солдату на Русских неохватных просторах. Они призывают молчаливую людскую память не забывать о павших героях.