Преждевременные полеты

Александр Копырин
 

   На дворе ХХI век и уже шаг в следующее измерение, которое называется мудреным иностранным словом 3Д. Теперь нам рассказывают, как будут применять аэрофотосъемку с квадрокоптера. А такое ли уж это новое веяние или шаг в будущее?   
   В далекий советский период, в свете развития передовых технологий того времени, в сентябре 1985 года, по инициативе специалистов лаборатории фотограмметрии двух можно сказать молодых инженеров, было внесено интересное предложение. Суть его заключалась в использовании радиоуправляемой модели самолета, для съемки и фиксирования отдельных участков горных работок, в карьерах промышленных комбинатов.
   В перспективе при наличии соответствующего оборудования, можно было производить регулярную съемку не только  карьерного поля на заданный период, но и любые другие интересующие объекты.
   В это время, практики применения небольших авиационных моделей, для съемок промышленного комплекса в гражданском секторе экономики, по информации осведомленных лиц не было. Не было и оборудования и самолетов для проведения по-добных работ.
   Нашими инженерами были найдены специалисты авиамодельного кружка, проживавшие в этом же городе которые согласились в тестовом режиме произвести экспериментальные полеты. У них в наличии была готовая самодельная модель не-большого радиоуправляемого самолета. Дело осталось за немногим найти фотокамеру, которую бы могла поднять модель маленького самолета. 
   Идея так заинтересовала авиамоделистов что они самостоятельно изготовили фотокамеру на базе фотоаппарата «Смена 8».
   Был проведен ряд предварительных полетов с фотографированием местности, результаты оказались положительными. Для решения вопроса использования авиационной модели, для съемочных работ, был привлечен специалист управления горно-обогатительного комбината работавшего в этом же городе.
   После предварительных испытаний, которые прошли без сбоев был обговорен демонстрационный полет авиационной модели с фотографированием местности. Здесь уже присутствовал официальный высокопоставленный представитель комбината, от которого зависело претворение идеи в жизнь. 
   Демонстрационные полеты, с фотографированием в рабочем режиме, производились уже в зимний период, на льду озера расположенного в пригороде.
   Здесь была расчищена небольшая площадка, для взлета и посадки самолета. На ровной поверхности льда, были поставлены небольшие кучки из снега, деревянные вешки и знаки для ориентирования фотоснимков.
   Самолет взлетел, сделав несколько пролетов, сфотографировал местность. Результаты были выше ожидаемых. На  фотоснимках были видны не только кучки снега, с вешками и знаками, но отчетливо различались следы людей, ходивших по снегу при установке вешек. Кроме того на снимки попал сидевший неподалеку рыбак и около него валялась смятая пачка от сигарет, которая так же хорошо была видна на снимке.
    Для успешной работы аппаратуры и получения качественных снимков, для перенесения их на планы, была нужна специальная метрическая камера, которая давала бы не искаженное изображение. Все эти вопросы на тот период, были решаемы. Но как всегда помешало маленькое но…
    В очередной раз при пробно демонстрационных полетах, после выполнения ряда обязательных операций, «летчик» управлявший пультом с земли полетом авиационной модели, решил блеснуть летным мастерством перед руководителем высокого ранга и заложил самолетику несколько фигур высшего пилотажа.
    В результате у самодельной модели отпало крыло и самолет упал врезавшись в снег. Для самолета и аппаратуры больших потерь не было. Самолет был восстановлен на следующий день, фотокамера осталось целой, снимки сохранились. А вот представитель высокого ранга от горно-обогатительного комбината, не оценил мастерство летчика и тут же задал вопрос, а если в процессе работы, самолет вот так же упадет и попадет человеку в голову, это как?
    Под этим предлогом, работы были остановлены и экспериментальные полеты свернуты.
    А перспектива на тот период была огромной. Но как говорят в подобных случаях, видимо время не пришло или мысль рядовых инженеров, намного опередила тенденции времени и уровень мышления руководителей в высоких креслах.