Дед Мороз и дети

Нина Апенько
Малыш   Ромчик  долго и внимательно изучает  глубины   аквариума, гладит пальчиком через стекло  скалярию,  зависшую в раздумье  у листа   эхинодоруса,  хихикает над  несуразным со своей присоской  анциструсом,  потом  замечает  среди  водорослей  термометр.  Немного  подумав,  выдает:

- Это у рыбок больница. Они туда лечиться ходят.

Взрослые улыбаются.  Никто не спешит разубеждать  Ромчика.  Объяснить ему,  для чего  в аквариуме нужен  градусник, вовсе  не трудно, малыш поймет.  Только очень уж не хочется разрушать  зарождающуюся  сказку.
 
Я  считаю, что детей обманывать нельзя, потому что  любой обман – это маленькое предательство.  Оттого   теряюсь, когда пятиклассники спрашивают:

- А Дед Мороз существует?

Они смотрят с надеждой, но к  чему  обращена   эта  надежда? Ясно, что вопрос задан не просто так, он, скорее  всего, основан на появившихся у ребенка сомнениях в реальности Деда Мороза  и  предполагает  честный ответ от взрослого, которому доверяешь.

Только что отвечать взрослому?

Очень     не  хочется  наставнику быть обманщиком, но равно тяжело оказаться вестником  разочарования  и  разрушителем  детской веры в чудо.

Детям   нельзя   жить без сказок. Сказки не просто развивают воображение, они учат жизни. Честертон  уверял:  «Сказки - больше, чем правда, не потому, что в них рассказывается о существовании драконов, а потому, что они говорят нам: драконов можно победить».

Стоит  ли торопиться учить детей отличать сказку от реальности? В мире жесткой логики и оценочных суждений, в мире, где все меньше времени у растущего малыша остается на игру,  интеллектуальное  развитие ребенка  все  настойчивее   стремится   выйти  на первый план, оттесняя развитие эмоциональное. Но это неправильно!  Формирование  эмоций – важнейшее  условие развития личности, потому что человеку, чтобы вписаться в общество, необходимо умение  контролировать свои эмоции  и способность  считывать эмоциональное состояние другого. Именно сказки, побуждающие к магическому мышлению,  и   развивают  эмоциональную сферу, готовя правильную реакцию на предстоящие реальные события.

Все мы были детьми, все  пребывали  когда-то в  волшебных мирах своих иллюзий.  Мы и не заметили, когда они все  ушли,  развеялись, как дым,  маскирующий живую реальность. А сочувствие к  Золушке,  грусть о Русалочке,  радость за  Кая с Гердой, представление, что все игрушки живые,   перетекли в  эмпатию, научили вниманию к ближнему, умению заботиться о тех, кто слабее.

Психологи  уверяют, что вера в чудо даже взрослого делает сильнее, заставляя  в безвыходных ситуациях концентрироваться и искать новые решения. Сестра чуда,  мечта,  придает жизни  всех,  кому чужд  прагматизм или цинизм,   полноту и яркость.  Эйнштейн  говорил: «Есть два способа прожить жизнь: первый - как будто чудес не существует, второй - как будто вокруг одни чудеса». Выбор  за нами, не стоит об этом забывать.

Дед Мороз – один   из символов   чуда, без которого наша жизнь   немыслима. Пусть для нас он -  всего лишь легенда, но из года в  год  мы погружаемся в  атмосферу волшебства, которое, по большей части, творим сами. Для себя и, конечно же, для тех, кто лучше нас умеет ценить чудо, - для наших детей.
 
Когда   ребята  спрашивают меня, существует ли  Дед  Мороз, я не спешу с ответом. Задаю  свой,  проверочный вопрос:

- А как ты думаешь?

И ребенок начинает с жаром рассказывать о  недавнем  письме Деду Морозу. Ясно, что правда  ему совсем не нужна,  просто очень хочется высказаться.

Но чаще бывает, что дети уже давно   осознают,  что  вместе  со взрослыми участвуют во вселенской   феерической   игре под названием  «Новогодняя сказка». А игра обманом быть не может.  Ведь  родители, не меньше, чем дети,  радуются  возможности  окунуться  в волшебство праздника, в   суету  предновогодней подготовки к представлению, где роли давно распределены. И совсем неважно, реален Дед Мороз или вымышлен, главное, -   встреча  с  чудом,   которому  взрослые и дети  радуются   сообща.