Малинское городище Глава 16 Дело Бейлиса

Ефим Шейнис
Глава 16
 Дело Бейлиса
(Из дневника Марка Гуревича)
16 марта 1912 года. Вечер.
Вернувшись из Киева, хотел я рассказать Тарасу, какой я растяпа. Нет мне прощения. C виду такой славный мужик, а потом напоил и спер ключ. Открыла дверь Оля с дочкой на руке. В другой руке какая-то книга. Я хотел войти, а она загородила вход и отводит глаза.
– Оля, что-то случилось?
– Да случилось. Ты что, не читаешь газет?
– Оля, ты о чем.
– О ритуальном убийстве Бейлисом в Киеве мальчика Андрея Ющинского. Евреям нужна была христианская кровь для выпечки мацы. И убийцу задержали. Я боюсь за свою дочку. Ты к нам больше не ходи.
– Оля, неужели ты поверила в этот навет?
– А ты не поверил? 
– Я вырос в еврейской семье, много раз выдел, как пекут мацу, там нет никакой крови, она совершенно белая, разве ты не видела?
– А здесь все написано.
Она показала книгу. На обложке крупными буквами выведено «Протоколы сионских мудрецов».
– Оля, и здесь все неправда! Где Тарас?
– Значит, все врут, один ты правду говоришь. Прощай!
С этими словами она отошла и закрыла дверь. Щелкнула задвижка.
Я постоял у двери. Ах, Тарас, Тарас. Наверное, он дома. Спрятался. Сколько лет дружили, клялись в вечной дружбе. Я сам хотел показать ему эту газету и объяснить, что это все неправда. А он спрятался. Я достал газету, порвал ее на мелкие клочки и бросил им под порог.
Когда я дома рассказал, как потерял друга, мать сказала:
– Нас здесь не любят.
20 марта 1912 года.
Из Житомира прислали газету «Волынские губернские ведомости», в которой напечатано мое интервью в поезде. Сейчас не до этого: на фабрике аврал, по разработанной мной технологии осваиваем льняную целлюлозу. Я стал начальником цеха, и директор опять повысил мне зарплату.
20 апреля 1912 года.
Пришло письмо от Киевской полиции. Задержать вора, укравшего в поезде ключ, не удалось, так как он уехал в Америку. Учитывая, что он украл также билет в США, были наведены справки. Оказалось, что он отплыл в Нью-Йорк на «Титанике», и по прибытии, его должны были задержать.
2 декабря 1913 года.
Принесли газету, где описано вынесение приговоры Бейлису, обвиненному в убийстве христианского мальчика. «28 октября 1913 года Киев стал объектом мирового внимания. В тот день присяжные должна были вынести вердикт обвиняемому Бейлису. Они советовались чуть больше полутора часов. Атмосфера в зале суда была тяжёлая, всё близилось к развязке. В 6 часов вечера старшина присяжных, выйдя из комнаты совещаний, огласил: «Не виновен». Все глаза устремились на Бейлиса, который тяжёлым взглядом смотрел на старшину. Его лицо не выражало никаких эмоций. Через мгновение молчание остолбеневшей публики нарушил глухой плач Бейлиса. Конвойные вложили шашки в ножны. Бейлису подали воду и сообщили, что он свободен. Заседание закрыто».
Я схватил газету и побежал к Тарасу. Дверь опять открыла Оля с девочкой на руках. Книги в ее руках не было.
– Оля, Бейлиса оправдали, где Тарас, я хочу показать ему эту газету.
– В самом деле? Значит, ты оказался прав? Тогда извини.
– А Тарас, опять прячется?
– Нет. Он на работе