Ефим Захарович Копелян вторая часть - окончание

Борис Пономарев 3
Ефим Захарович Копелян (вторая часть — окончание)

Хотя в августе 1941 года БДТ был эвакуирован в город Киров, в котором продолжил свою творческую деятельность, играя спектакли преимущественно на патриотическую тему, Л.И.Макарова осталась в Ленинграде, где стала служить в Театре Балтийского флота.

Наконец, после прорыва блокады Ленинграда советскими войсками, БДТ вернулся в родной город и 27 марта 1943 года начал выступления на своей сцене. Жизнь налаживалась, в коллектив театра стали возвращаться актеры, уходившие в Народное ополчение и в Агитвзвод Дома Красной Армии. Вернулись Е.З.Копелян и его жена Л.И.Макарова. Что интересно, они оба были блокадниками, и впоследствии оба стали Народными артистами СССР (он — в 1973 году, она —  в 1977). А после возвращения из армии в родной театр он вновь стал играть привычные для него небольшие, эпизодические, роли персонажей второго плана, «неположительных» героев. Все это происходило в связи с тем, что в послевоенный период в театре беспрерывно менялись главные режиссеры (например, с 1949 по 1956 год на этой должности сменилось четыре человека), и все они, по совершенно непонятной причине, считали Ефима Захаровича мало перспективным середнячком.
 
А в начале 1956 года ему внезапно улыбнулось настоящее счастье: руководство Ленинграда пришло к выводу, что пришла пора навести порядок в Ленинградском Большом драматическом театре, поскольку в нем штат был раздут и неуправляем, отсутствовала логика в построении репертуара, постановщики не работали должным образом с актерами, посещаемость упала и образовалась значительная финансовая задолженность, грозившая театру закрытием, и вследствие этого оно предложило известному ленинградскому театральному режиссеру Георгию Александровичу Товстоногову стать главным режиссером БДТ. Данному театру нужен был именно такой человек, как Г.А.Товстоногов, — диктатор высокой культуры и высокой идеи. Он принял предложение и немедленно принялся за работу по спасению умирающего театра.

Георгий Александрович обновил репертуар, труппу и, самое главное, привнес свои принципы работы с актерами. Спустя весьма непродолжительное время он превратил Большой драматический театр в один из лучших театров страны. При нем для Ефима Захаровича Копеляна началась новая жизнь, поскольку Г.А.Товстоногов сумел разглядеть в нем то, что не замечали другие режиссеры — большого актера-художника с огромным потенциалом, и сделал из него настоящего актера, которому было под силу играть серьезные и глубокие роли. «Меня сделал Товстоногов — говорил Копелян — до сорока моих лет считалось, что у меня нет ни внешности, ни голоса, ни темперамента. Вместе с театром я много пережил: взлеты, падения, крах — перед приходом Товстоногова. Хемингуэй правильно писал, что человек один ничего не может. Нельзя сделать роль в одиночестве, без коллектива». 

Копелян был актером характерным, мог с одинаковым блеском сыграть героя-любовника, героя-злодея, героя-короля и героя-лакея. Товстоногов использовал все его актерские данные в полную силу. Оба были мастерами, и оба нашли друг друга.
 
В результате такого взаимодействия, в 1959 году в БДТ Георгием Александровичем был поставлен спектакль «Пять вечеров» по одноименной пьесе талантливого драматурга Александра Моисеевича Володина, ставший настоящим событием театральной жизни. Анатолий Васильевич Эфрос, известный режиссер театра и кино, Заслуженный деятель искусств РСФСР, вспоминал о том, что москвичи специально ездили в Ленинград для того, чтобы посмотреть в БДТ «Пять вечеров». По поводу исполнителей главных ролей в этом спектакле Зинаиды Максимовны Шарко и Ефима Захаровича Копеляна он писал: «Это было настоящее тонкое психологическое искусство. Это было прекрасное искусство актеров того направления, которое называется искусством переживания. Это была режиссура, в которой я ощутил истинное продолжение заветов Станиславского. За простенькими разговорами в каждой сцене скрывалась такая боль, такая тоска или такая радость, что невозможно было оставаться спокойным».

А по словам Анатолия Мироновича Смелянского, авторитетного театрального критика и историка театра, доктора искусствоведения, «Пять вечеров» стали одним из тех спектаклей, которые непререкаемо возвели Товстоногова и его театр в ранг первой сцены страны».

Поэтому нет ничего удивительного в том, что театралы Ленинграда и приезжие ценители высокого театрального искусства, которым довелось увидеть этот спектакль в БДТ, полюбили Е.З.Копеляна окончательно и бесповоротно. Как оказалось, в него влюбилось и большинство режиссеров кинематографа и телевидения. Они стали наперебой приглашать его для участия в их новых фильмах и телевизионных постановках. Этому, по моему мнению, помимо неоспоримого великолепного актерского таланта Ефима Захаровича, в немалой степени поспособствовало то обстоятельство, что с легкой руки Г.А.Товстоногова его стали часто сравнивать с Жаном Габеном, который считался одной из величайших звезд французского кинематографа.

У них, действительно, было немало общего. Оба были участниками Второй мировой войны, Жан Габен даже въехал в Париж, после того как из него выбили гитлеровцев, на первом танке войск генерала Шарля де Голля, был награжден Орденом Почетного Легиона и Военным крестом. Но у него была еще одна очень высокая награда: его много лет любила знаменитая Марлен Дитрих, легенда мирового кинематографа, певица и секс-символ.
 
И Ефим Копелян, и Жан Габен обладали настоящим мужским обаянием, умели выразительно молчать на сцене и играть в сдержанных, приглушенных тонах при драматической наполненности и сложности переживаний. Народная артистка РСФСР Зинаида Максимовна Шарко, партнерша Ефима Захаровича по спектаклю «Пять вечеров», говорила: «Я всегда делила актеров на две группы — тех, кто просто играет свои роли, и тех, кто сливается со своим персонажем в одно целое. Где бы ни появлялся Фима, в кино или в театре, он всегда был тем персонажем, которого проживал». Именно по этой причине она предлагала еще более радикальный вариант: называть Жана Габена «французским Копеляном».
 
На экране Ефим Копелян появился еще до войны - в 1932 году. Он снялся в довоенный период в эпизодических ролях в фильмах «Ошибка героя», «Танкер Дербент» и «Боксеры». Популярность в среде кинозрителей пришла к актеру только в начале пятидесятых годов. Всего Ефим Захарович сыграл в восьмидесяти трех фильмах и озвучил более пятидесяти кинолент. Наиболее удачными были, по моему мнению, персонажи, созданные талантом этого великолепного исполнителя в кинокартинах, о которых я вкратце упомяну ниже.

«Старик Хоттабыч» — цветной фильм-сказка, поставленный на киностудии «Ленфильм» в 1956 году режиссером Геннадием Сергеевичем Казанским по сценарию Лазаря Иосифовича Лагина, в котором Е.З.Копелян прекрасно сыграл роль знатного бурового мастера из Баку Джафара Али Мухаммедова.

«Балтийская слава» — военно-исторический фильм о подвиге моряков Балтийского флота, поставленный на киностудии «Ленфильм» в 1957 году режиссером Яном Борисовичем Фридом по сценарию Алексея Тихоновича Зиновьева. В данном фильме Е.З.Копелян исполнил роль фельдфебеля Сусликова, ярого сторонника Временного правительства, Председателем которого был А.Ф.Керенский.

«Неуловимые мстители» — приключенческий фильм, поставленный режиссером Эдмондом Гарегиновичем Кеосаяном на киностудии «Мосфильм» в 1966 году по мотивам повести Павла Андреевича Бляхина «Красные дьяволята». Сценарий фильма был написан Сергеем Александровичем Ермолинским и Э.Г.Кеосаяном. Лента имела большой зрительский успех, поэтому, по просьбам зрителей, были созданы еще две серии: «Новые приключения неуловимых» (в 1968 году) и «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» (в 1971 году). Ефим Захарович Копелян превосходно сыграл во всех трех сериях данного фильма роль атамана Гната Бурнаша.

«Николай Бауман» — художественный фильм о российском революционере Николае Эрнестовиче Баумане, поставленный режиссером Семеном Исаевичем Тумановым на киностудии «Мосфильм» в 1967 году по сценарию, написанному Георгием Александровичем Капраловым и С.И.Тумановым. Е.З.Копелян сыграл в данном фильме роль Саввы Тимофеевича Морозова, предпринимателя-миллионера из знаменитой купеческой династии и мецената.

«Интервенция» — художественный фильм в жанре мюзикла-буффонады был поставлен режиссером Геннадием Ивановичем Полокой на киностудии «Ленфильм» в 1968 году по сценарию Льва Исаевича Славина, но в связи с запретом, наложенным на этот фильм председателем Госкино СССР Алексеем Владимировичем Романовым по цензурным причинам, он не был выпущен в прокат. Данный фильм вышел на экраны страны только в 1987 году. Е.З.Копелян сыграл в нем очень интересную роль криминального авторитета Филиппа.

«Ошибка резидента» — двухсерийный художественный фильм в жанре психологического детектива, поставленный на киностудии имени М.Горького в 1968 году режиссером Вениамином Давыдовичем Дорманом по сценарию Олега Михайловича Шмелева и Владимира Владимировича Востокова о профессиональном разведчике Михаиле Тульеве. Первая часть фильма называется «По старой легенде», вторая — «Возвращение Бекаса». В нем Е.З.Копелян сыграл роль генерала КГБ Андрея Михайловича Сергеева. После выхода на экраны страны фильма «Ошибка резидента», было создано в качестве его продолжения еще три двухсерийных фильма: «Судьба резидента» (1970), «Возвращение резидента» (1982) и «Конец операции «Резидент» (1986).

«Опасные гастроли» —  героико-приключенческий музыкальный фильм, поставленный на Одесской киностудии в 1969 году режиссером Георгием Эмильевичем Юнгвальд-Хилькевичем по сценарию Михаила Аркадьевича Мелкумова. В данном фильме Е.З.Копелян исполнил роль шефа одесских жандармов Ивана Тариэловича Бобруйского-Думбадзе.

«Преступление и наказание» —  художественный фильм, снятый на киностудии имени М.Горького в 1969 году режиссером Львом Александровичем Кулиджановым по сценарию Николая Николаевича Фигуровского, написанному по сюжету одноименного романа Фёдора Михайловича Достоевского. В этом фильме Е.З.Копелян сыграл роль помещика Аркадия Ивановича Свидригайлова.

«Даурия» —  двухсерийный художественный фильм, поставленный на киностудии «Ленфильм» в 1971 году режиссером Виктором Ивановичем Трегубовичем по сценарию В.И.Трегубовича и Юрия Николаевича Клепикова, написанному на основе одноименного романа Константина Фёдоровича Седых, повествующего о событиях, происходивших в среде забайкальских казаков в тяжелейший период времени, включавший в себя Первую мировую войну, Революции 1917 года и Гражданскую войну в России. Е.З.Копелян сыграл в данном фильме роль поселкового атамана Елисея Петровича Каргина.

«Соломенная шляпка» —  цветной двухсерийный музыкальный художественный телефильм, поставленный на киностудии «Ленфильм» в 1974 году режиссером Леонидом Александровичем Квинихидзе по своему сценарию, созданному по мотивам пьесы-водевиля «Шляпка из итальянской соломки», написанной в Париже в 1851 году французскими драматургами Эженом Лабишем и Марком-Мишелем. Е.З.Копелян снялся в этом фильме в роли ревнивого мужа месье Бопертюи.

«Вечный зов» —  цикл из двух многосерийных телефильмов (в первом телефильме 12 серий, во втором — 7 серий), снятых на киностудии «Мосфильм» в период между 1973 и 1983 годами режиссерами Владимиром Аркадьевичем Краснопольским и Валерием Ивановичем Усковым по сценарию Анатолия Степановича Иванова и Константина Фёдоровича Исаева, созданному по мотивам одноименного романа А.С.Иванова. В фильме показана история трех поколений жителей деревни Михайловка Шантарского района Новосибирского региона, которые проходят через русско-японскую и Первую мировую войны, Революцию, Гражданскую войну, коллективизацию и период репрессий, Великую Отечественную войну и послевоенное время. Е.З.Копелян в данном цикле телефильмов сыграл роль местного богатея Михаила Лукича Кафтанова.

С 1972 по 1975 год Ефим Захарович снялся в восемнадцати кинокартинах, а для этого ему приходилось непрестанно курсировать из Ленинграда в Москву и обратно на поезде «Красная стрела». Такого рода чрезмерные нагрузки после пятидесяти лет плохо сказались на его здоровье. Его вдова Людмила Иосифовна Макарова сказала впоследствии: «Я очень за него переживала, все время просила отдохнуть, но Фима только отшучивался: «Артиста, как волка, ноги кормят. Пока зовут, надо работать».

В результате, в начале 1975 года он попал в больницу в Мельничьих Ручьях под Ленинградом, где врачи диагностировали у него инфаркт  После двухмесячного лечения он, вроде бы, пошел на поправку, но у него произошел второй инфаркт, на этот раз со смертельным исходом. Это случилось 6 марта 1975 года, ему было 62 года. Именно тогда Георгий Александрович Товстоногов сказал свою легендарную фразу: «Из театра ушла совесть». Всесоюзного любимца Ефима Захаровича Копеляна похоронили в Ленинграде на Волковском кладбище. Не так давно в Речице, на его родине, появилась улица Копеляна.

Борис Пономарев