Цепной кот

Зоя Воронина
Воронина Зоя.
                Цепной кот.
Весна в этом году выдалась не такой, как её ждали люди. Погода стояла капризная, часто лил нудный дождь, холод такой, что бывает осенью. Все ждали тепла, а оно всё не приходило. Наконец, выдалось несколько ясных деньков. Сразу всё оживилось в природе.  Листья на деревьев выскочили и подросли в момент, а до этого они очень медленно выползали из своего заточения. Трава моментально ощетинилась и пошла в рост. Зацвели первые цветочки. Люди стали передвигаться быстрее, животные смотрели веселее. А старики выползли на солнышко, погреть старые косточки. Они расселись на скамейках, и полились нескончаемые разговоры о том, как они прежде жили, какая чудесная погода стояла в то время и как им легко и свободно дышалось на Земле. Огородники, наконец, приступили к своим обязанностям. Они быстро вскопали свои наделы земли, сделали грядки и посадили овощи. У нас в Сибири рискованное земледелие: не знаешь, когда лучше сажать, каким будет урожай, вырастит ли всё то, что посадил.
 В один из таких тёплых, солнечных деньков я возвращалась с мичуринского участка домой. Тропинка, по которой я шла, тянулась змейкой по пустырю. Настроение было отличное. Впереди меня шёл полный мужчина с большим вещевым мешком за плечами. Иногда он оборачивался, кому-то, что-то говорил, махал рукой, словно что-то подтягивал, а что, мешала разглядеть трава. Она так выросла за короткий промежуток времени, что доходила уже до самого колена. Любопытство разобрало меня не на шутку. «Что он тянет за собой? – Думала я. – Пойду, погляжу.» Я прибавила шагу, и вскоре поравнялась с полным мужчиной. Но каково было моё изумление, когда я увидела на тонкой цепочке такого же толстого, как и его хозяин, рыжего кота. Шерсть его лоснилась и переливалась на солнце, словно её смазали маслам или ещё чем-то. Он лениво передвигался на своих коротких лапах, пузо его волочилось по земле. Удивительно, но кот был очень похож на своего хозяина, у которого лоснилось лицо, как у кота шерсть. Он едва передвигался на толстых ножках, живот его свесился через ремень, и висел, как рюкзак за его плечами. По лицу его разлилось тихое блаженство.
-Здравствуйте, поприветствовала я их, - ни раз не видела цепных котов. За чем вы его на цепь посадили? Он ведь не собака.
-И, милая женщина, - ответил тот, - вынужден я сделать это. Дома он не желает без меня оставаться, вот и тащу его за собой на участок и обратно.
-А откуда вам известно, что он не хочет сидеть один дома?
-Как только я ухожу из дома на участок, кот такой концерт закатывает, что хоть всех святых из дома выноси. Соседям мешает, они полагают, что случилось что-то невероятное. Они мне и посоветовали таскать кота на цепочке за собой. Первый раз взял его с собой, на участке выпустил, боялся, что убежит. Но он сообразительный у меня, весь день лазил где-то, а где, не понятно. Домой стал собираться, гляжу, а мой Васька на тропинке сидит, меня дожидается. Боялся, видно, что я без него уйду. Так мы с ним второй год на участок ходим.
-Так он, может, и без цепочки за вами ходить будет?
-Боюсь я его потерять, понимаешь? Он мой единственный, преданный друг! Потерял я всё: сын погиб под колёсами автомобиля. Похоронил его, а через год жена ушла из жизни, не вынесла такой утраты. Теперь мы с ним вдвоём живём. Я с ним делюсь своими огорчениями, бедами и радостью. Он слушает меня внимательно, ни когда не возражает, сочувствует и, даже, жалеет меня.
-А почему вы решили, что он вас жалеет?
-А как же иначе? Он вначале сидит, внимательно меня слушает, а затем принимается тереться об мои ноги, заползёт на колени, тоже трётся, и даже лизнёт меня в лицо. Будто говорит: «Не волнуйся, хозяин, всё образуется!»
-Да, хороший товарищ и друг! Но только зря вы его на цепь посадили. Он не потеряется, а если, по какой-то причине, отстанет от вас, дорогу домой он найдёт.
-Вы думаете?
-Уверена! Ведь он у вас не глупый, сами же сказали, к дому приучен. Иного кота за много верст увозят из дома специально, а он возвращается. А ваш котик по этой тропинке второй год ходит. Куда же он денется?
-А вдруг его собака напугает или под машину попадёт? Нет, на цепочке он целее будет!
-Ну, как знаете!
Я прибавила шагу, и вскоре цепной кот остался далеко позади вместе со своим хозяином.
А на второй день погода вновь испортилась, целый день лил дождь, а холод стоял собачий. Весна уже незаметно перешла в лето, захватив свою погоду с собой. Только в конце августа перестал лить дождь. Даже не покупались в тот год в водоёме, дождь не дал. Так в этом году сибиряки не видели настоящего лета.