12. Сон Татьяны. Дуэль Онегина с Ленским. Гл. 5-6

Майкл Андреев
НОВЫЙ ПУШКИН, или ТАЙНА РОМАНА "ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН"
 Роман - Драма - Эссе
 Михаил Андреев, 2023

Здесь только отрывок.
Полный текст произведения: http://proza.ru/2023/12/18/601


   2-ая ВСТРЕЧА. СОН ТАТЬЯНЫ. ПЯТАЯ ГЛАВА.
 
Дух не покидает Душу и во втором детском возрасте, он как Ангел-Хранитель невидимо сопровождает ее (имение Онегина ведь находится по соседству с Лариными, откуда он пока не уезжает). Однако в 21 год Ангел-Хранитель все-таки должен окончательно покинуть Душу, теперь она как цельное "Я" будет действовать на Земле самостоятельно. Для человека наступает тогда как бы духовная зима.
 
Но этого опять не происходит! Опять Душа задерживается, теперь уже на пороге своего 3-го духовного рождения.

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
 
Русская душа не хочет взрослеть! Как аккуратно и тонко, чтобы никого не обидеть, Пушкин показывает, что самосознание русского народа остается на уровне четырнадцатилетнего подростка! Пьянки, гулянки, корпоративы, все это неделовое, компанейское, шутовское - оно как болото засасывает и Татьяну, да и самого Пушкина.
 
Как мы говорили, отсидев в своей комнате 21 год, Душа-Писатель перестает копировать в тетрадь отдельные предложения (типа, "Давай, погадаем!", "Выпьем, добрая подружка, сердцу будет веселей!", "А не велеть ли в санки кобылку бурую запречь?") и начинает писать идеи, взятые из Старой Книги, но переосмысленные и изложенные своими словами - скоро мы увидим, что это за идеи. И всё же Душа боится проявить индивидуальность, ей кажется, что грозный Редактор накажет ее за то, что у нее могут быть свои идеи.
 
Страх проявить индивидуальность, страх поступать не как все, сохраняется порой на всю жизнь. Это ведет к тому, что ты будешь молчать, когда надо что-то сказать, будешь бояться гостей, как Татьяна, которая вместо того, чтобы заводить их и развлекать на своих именинах (именины означают, что человек уже в возрасте, когда ему надо быть личностью, "Я"), замыкается в себе и остается ведомой.
 
Трудности со взрослением у русских - это проблема номер один!
 
Что тогда делает Дух? Как он может помочь Душе?
 
Ему уже пора предоставить Душу самой себе, чтобы она сама взяла свой багаж идей из прошлой жизни и применила в этой. Но новый Дух не может ее оставить!
Татьяна пропадает, ее богатая и одаренная душа не знает, как к этому багажу подступиться.
Душа начинает первой взывать к Духу: Какой он там из себя? Действительно ли такой грозный, что его нужно бояться?
 
Татьяна, по совету няни
Сбираясь ночью ворожить,
Тихонько приказала в бане
На два прибора стол накрыть;
 
Результатом ее ворожбы явился сон - знаменитый сон Татьяны. Пророческий сон! Классический драматический сон, с ярким драматическим моментом в конце, после которого невозможно не проснуться. А проснувшись, еще раз проснуться - увидеть в этой картине, что с тобой именно происходит, и понять, что надо делать, чтобы выйти из своего жизненного тупика.
Словом, на ее запрос Дух-Онегин посылает Душе-Татьяне сон, в расчете, что таким образом ответил на мучающие ее вопросы.
 
Но Татьяна не поняла сна! Она не знает, как его трактовать!

Несколько строф Пушкин тратит на описание того, как тщетно девушка роется в различных сонниках, и даже такой авторитет как Мартын Задека не может дать ей ключ к пониманию сновидческих образов. Вот проблема!
Татьяна не разгадала сна и не проснулась к жизни. Она не нашла в этом сне никакого смысла.
 
Кратко - как разворачивается сон:
Татьяна идет по снеговой поляне, хочет перебраться через ручей, и некий вылезший из сугроба МЕДВЕДЬ берет ее за руку, чтобы помочь, а потом ведет ее через лес. Она старается от него оторваться, но хищник следует за ней по пятам, и когда у нее уже нет сил бежать, берет ее на руки и доносит до заброшенного шалаша, из окна которого льется свет и раздаются крики пьяного веселья. На пороге в сенях Медведь оставляет ее со словами "Там мой кум" и исчезает.
Татьяна заглядывает в щель двери и видит сидящих за столом чудовищ - полуведьм и полуживотных - и вместе с ними Евгений, он главарь их шайки.

Он знак подаст — и все хлопочут;
Он пьет — все пьют и все кричат;
Он засмеется — все хохочут;
Нахмурит брови — все молчат;
Он там хозяин, это ясно:
И Тане уж не так ужасно,
И, любопытная, теперь
Немного растворила дверь...
 
Евгений тогда открывает дверь еще шире, и чудища с криками "Мое! Мое!" хотят наброситься на Татьяну.
Евгений говорит грозно: "Мое!", и вся свора исчезает.
Далее он кладет Татьяну на скамью и "клонит голову свою к ней на плечо".
Входят Ольга и Ленский, что очень не нравится Евгению, он их бранит и, выхватив нож, убивает Ленского.
Татьяна просыпается от нестерпимого крика.
 
Конечно, после этого сна Татьяна начинает бояться Онегина еще больше. Кто же он такой, этот руководитель банды диких чудовищ?
 
Однако, посыл сна такой, что она не должна его бояться.
"Мое!" означает, что он и есть ее истинное "Я", которому она должна принадлежать. А вот Ленского - этого Духа Юности, это еще не окончательно в тебя вошедшее "Я" - ты, Душа, должна удалить. Потому что твой Ленский тебе мешает. Мешает истинному "Я" тобой овладеть.
 
Что тут непонятного?
Онегин во сне ясно показал Татьяне, что будет, если истинному "Я" не дать собой овладеть. Тогда эти астральные чудища набросятся и растерзают ее. Ты, Татьяна, подвергаешь себя опасности, не впуская в себя зрелое "Я"!
 
Более того, Онегин показывает ей, ЧТО нужно делать с этой сворой, показывает, как он сам управляется с ними.
Нет, он не гонит их от себя, ему с ними достаточно весело, он ест и пьет вместе с ними. Но у него есть над ними полнота власти. Что он им скажет, то они и делают.
У него есть некое тайное знание, идеи или магические приемы, как ими управлять.
 
Ясней некуда! Остается только вопрос: Кто тот Медведь, который довел Татьяну до хижины, а потом вдруг с концами исчез? Многие думают, что это, дескать, сам Онегин, всеядный зверюга, или думают, что в таком страшном образе Татьяна его себе представляет. Но ни то, ни другое - с этим связана загадочная тайна русского человека.
 
Я предупреждал, что будет не все понятно, и хочу сказать: "Браво, Пушкин! Никто ни до, ни после тебя не мог так гениально приоткрыть эту тайну. Не иначе как ты сам видел этот сон, а потом провел много времени в догадках, что означает данный Медведь".
 
Это тоже Дух, но не "Я".
Это некая неосознанная инстинктивная сила, действующая за моей спиной, которая как некое духовное существо, как Зверь, приставлена ко мне, чтобы охранять мою душу от посягательств всевозможных астральных чудищ, наполняющих этот лес.
Медведь - это мой защитник в астральном мире. Пока я еще ребенок, пока мой Ленский - то есть, мое маленькое несформировавшееся "Я" - не может меня защитить, к нему как служебный дух приставлен этот Медведь.
Если взять "Я" зрелого взрослого человека за 100%, а "Я" Ленского, скажем, за 60%, то Медведь берет на себя оставшиеся 40%.
 
"Медведь" = "Онегин" - "Ленский".
 
"Зверь" = "Истинное Я" - "Личность"
 
То есть, Медведь есть то, что в духовном мире дополняет существо еще юного человека до полнодействующего духа. Однако сей добрый Мишка сопровождает человека лишь до порога повзросления - 21 год - а потом оставляет его: "Иди погрейся в этой хижине, переполненной твоими астральными влечениями, переступи порог. Они, конечно, опасные, но мой кум покажет тебе, как с ними работать".
По сути, хижина есть ничто иное как Старая Книга, доставшаяся человеку в наследство от прошлой жизни, и она полна ценных идей.
 
Смысл сна - "Дерзай, девочка! У тебя больше нет поводыря, который защитил бы тебя от твоих опасных юношеских увлечений. Копай теперь из Старой Книги СВОИ идеи! Иначе растратишь душевное богатство на всяких Петушковых, Пустяковых и прочих  мосье Трике!
А Ленского и всю компанию - прочь от себя!
 
Но Татьяна не поняла сна!
И поэтому возникла необходимость в их новой встрече.
 
    2-ая ВСТРЕЧА. ИМЕНИНЫ ТАТЬЯНЫ. ПЯТАЯ ГЛАВА.
 
Вслед за сном Онегин, собственной персоной, является на бал в дом Лариных.
Во сне: она к нему на веселье, а здесь - он к ней на праздник.
И конечно, всё на этом празднике злит Онегина. Впрочем, он сдерживает злость, его интересует только один предмет - Татьяна. Однако "предмет" молчит, не раскрывается, как при первой встрече.
И радости "предмет" тоже не испытывает - уходит в себя, во внутренний мир, закрывается в своей комнате. Татьяна больше не проявляет себя.
Это что-то новенькое! Онегин как истинный Дух не может на это не отреагировать.

Пошли приветы, поздравленья;
Татьяна всех благодарит.
Когда же дело до Евгенья
Дошло, то девы томный вид,
Ее смущение, усталость
В его душе родили жалость:
Он молча поклонился ей,
Но как-то взор его очей
Был чудно нежен. Оттого ли,
Что он и вправду тронут был,
Иль он, кокетствуя, шалил,
Невольно ль, иль из доброй воли,
Но взор сей нежность изъявил:
Он сердце Тани оживил.
 
Татьяна действительно повзрослела (вследствие той боли, наверное, которую он ей подарил за ее сердечное признание к нему), и ее утомление он принимает за добрый знак. "Дошла-таки до порога моей хижины! Так давай же повеселимся! Ты так устала с дороги!"
Взор его очей, изъявивший нежность, означает, что Онегин не прочь прилечь вместе с ней на скамью, как в том сне.
Увы, она не хочет повеселиться! Видно, смущается в его присутствии гостей, которых полон зал. А разогнать их - как он это сделал во сне со своей шайкой чудовищ - она не в силах.
 
Как это понимать? Ведь она же его позвала! Разве на своем празднике она не может быть собой?
 
Почему, не хочет рявкнуть на них: "Праздник у меня сегодня! Извольте все выйти вон!" ?
Та более поздняя княгиня Татьяна, наверное, так и сделала бы, увидев у себя на именинах сборище провинциальных шутов.
 
Как смеют уста этих самозванцев жевать, пищать и хихикать, когда ей самой так тошно и дурно, когда слезы из очей едва не текут!
 
По какой такой причине она не смеет принять Онегина так, как он вам принимал ее у себя?
 
Причина понятна - Ленский!
И Онегин начинает действовать.
Дух не может не действовать. Ценность Духа в том и состоит, что он, как никто, умеет принимать решения. И он решает пригласить на танец Ольгу.
Раз-два с ней потанцевал - а Татьяна так и не осмелилась сказать: "Остановись, Ольга! Это мое!"
И что характерно, Ленский тоже - как два сапога пара - хоть и метался, хоть и нервничал, но не воскликнул при всех "Мое!" Духу, наверное, не хватило! Не посмел Ленский омрачить настроение развлекательному собранию. Покинул праздник, ничего никому не сказав, а потом втихаря вызвал Онегина на дуэль.
 
Значит, вывод - не созрела еще девочка! Час еще не настал! Не пора!
Увы! - Не может Онегин найти в этом мире равных себе по духу. Однако надежда еще не потеряна!
 
    ДУЭЛЬ ОНЕГИНА С ЛЕНСКИМ. ГЛАВА 6.
 
Он, конечно, убьет Ленского, потому что Онегин более сильный дух.
И Дух отчасти досадует на себя за то, что согласился играть в эти детские игры. Он же не собирался никому мстить, никого отправлять на тот свет, просто решил поиграть.
Не задумываясь, он принимает вызов на дуэль. Словно, в этом есть какая-то надежда, какой-то расчет, что смерть одного из них что-нибудь да решит.
Вот Ленский убит. И что?

В тоске сердечных угрызений,
Рукою стиснув пистолет,
Глядит на Ленского Евгений.
«Ну, что ж? убит», — решил сосед.
Убит!.. Сим страшным восклицаньем
Сражен, Онегин с содроганьем
Отходит и людей зовет.
Зарецкий бережно кладет
На сани труп оледенелый;
Домой везет он страшный клад.
Почуя мертвого, храпят
И бьются кони, пеной белой
Стальные мочат удила,
И полетели как стрела.
 
Онегин - это и есть смерть.
Ища в людях потаенное живое, одержимый мечтою нести жизнь на Землю, он не может вступить в этот земной мир, не нанеся кому-то смертельный удар.
Сейчас в жертву принесен Владимир Ленский. Следующей жертвой станет сама Татьяна.
Но для чего?
Ради того чтобы где-то там, за Порогом, она нашла какую-то новую жизнь?
 
Почему Татьяна не может найти ее здесь, вместе с ним, со своим любимым героем?

...Она проникнута; не может
Никак понять его; тревожит
Ее ревнивая тоска,
Как будто хладная рука
Ей сердце жмет, как будто бездна
Под ней чернеет и шумит...
«Погибну, — Таня говорит, —
Но гибель от него любезна.
Я не ропщу: зачем роптать?
Не может он мне счастья дать».
 
Кто он? Может быть, это размышления Пушкина о своей предстоящей - конечно, не в 18, а в 37 лет - преждевременной смерти? Как он в точности ее описал!
 
И кто вообще описывает? Может, Новый Пушкин, который воскреснет?
 
    Продолжение:   ДУХОВНОЕ УЧЕНИЧЕСТВО. ГЛАВА 7.
     http://proza.ru/2023/12/23/698