Человек из прошлого и будущего

Софья Лорес-Гурфинкель
Я долго думала о том, что не смогу добавить ничего принципиально нового к этой теме, но не могу пройти мимо сегодняшней даты: никогда и ни при каких обстоятельствах сегодня не исполнилось бы 80 лет Джими Хендриксу. Слишком уж неукоснительно он следовал философии «живи быстро, умри молодым».

Когда Джими скоропостижно умер 18 сентября 1970 года, ему было всего 27 лет. К этому моменту Джими оставил не менее 300 записей и миллионы восхищенных поклонников его таланта. В интервью он объяснял свое вдохновение так: я не люблю запоминать ноты, лучше сыграть что-то новое. Он был виртуозом, которого признавали и обожали без преувеличения все, исследователем, вдохновителем и ориентиром даже для признанного мастера гитары Эрика Клэптона, и других светил — Джона Леннона, Пола МакКартни, Боба Дилана, Майлза Дэвиса, Дэвида Гилмора, Стинга, Элиса Купера. Даже если вы не знаете ни одной песни Хендрикса, вы однозначно слышали его фамилию хотя бы однажды.

Его смелые эксперименты с электрогитарой расширили представления об инструменте и его технических и акустических возможностях. Джими уничтожал гитары и слабые усилители, выводя их из строя: они буквально искрились на сцене. Его выступления потрясали коллег по цеху настолько, что многие думали бросить карьеру и подозревали у Джими полидактилию.

За год с небольшим до Джими в том же возрасте умер Брайан Джонс, гитарист The Rolling Stones, который тоже восхищался Хендриксом, а еще через пару недель умерла Дженис Джоплин, и все трое вошли в канонический состав печально известного «Клуба 27». Кстати говоря, Хендрикс и прославился в некотором роде благодаря «роллингам» — его выступление в 1966 году услышала девушка гитариста Кита Ричардса, Линда Кит, подружилась с музыкантом и представила кому следовало. В 1967 году Джими выступил на знаменитом Монтерейском фестивале, через два года — на еще более известном Вудстоке. К этому моменту его уже знали все.

Любую смерть невозможно назвать красивой, но смерть Джими была из разряда особенно уродливых, но все же в его юбилей хочется сказать именно о жизни. А у современников Джими много воспоминаний и впечатлений о нем: об одаренном самоучке, вытворяющем магию на сцене. Одетом так, будто он из семнадцатого века, но так искусно играющем с электричеством, будто он из будущего.