Жизнь глазами истины. Часть 7

Александр Геннадьевич Хакимов
Истина приносит радость. Познание истины начинается с чистоты. В этом смысле понять ее нетрудно. Это понятие очень высокое, и часто люди думают, что нет единой истины. У каждого она какая-то своя, свое понимание, – он так живет. А что есть истина – вопрос вечный, и он звучит с сарказмом, упреком. Мол, кто знает, что такое истина? Но если мы начнем это рассматривать с качественной стороны, то сложностей не будет. Например, счастье. Это понятие количественное или качественное? Качественное! Но иногда мы это путаем в жизни. Мы думаем, что количество вещей или денег будет способствовать нашему счастью. Но нет, это именно качественное понятие. Важно не то, сколько лет прожить, а как прожить. Не то, сколько знать, а как глубоко понимать. Вот с этой стороны мы сможем лучше понять этот вопрос. Истина, счастье – все это непостижимые вещи.

Истина в том, что нам нужна чистая вода, чистый воздух. Все это приложимо к каждому живому существу. Чистая земля, чистая пища, чистые мысли, чистая речь, чистые поступки, любовь – чистая. Но это касается именно истинности всего этого, чистоты. С этой точки зрения вопрос абсолютно ясен, осталось только разобраться что это такое – чистота, что такое «чистый» и «нечистый». Здесь уместно поговорить о регуляции нашей жизни, ума, речи; о более тонком восприятии. Очистить наше восприятие, отрегулировать. Например, радиоволны. Если вы разговариваете на какой-то радиоволне, то передатчик, приемник, должен быть на такой же волне, согласны? На такой же чистоте, иначе не будет связи. Если мы хотим воспринимать более высокие вибрации, то нам нужно подготовить свое восприятие, нужен приемник. Для этого нам даны древние ведические книги, священные писания. Это регуляция нашей деятельности, ограничения и правила. Это вайдхи-бхакти, если перевести с санскрита – любовь, выраженная в правилах. Ее, возможно, еще нет, но, если действовать согласно правилам, то она может пробудиться.

Как мы учим детей? Скажи: «Здравствуй. Пожалуйста. Почему ты не поздоровался?» Это правило. Ребенок говорит: «Здравствуй», чувствует реакцию, начинает понимать, почему это хорошо, вступает таким образом в эти отношения. Поздоровался с незнакомым человеком – и уже доброе расположение. Есть добро, оказывается. Стоит мне шаг навстречу сделать по этим правилам, и появляется суть. То есть правила связаны с сутью, – а есть те правила, которые с ней совсем не связаны. Они будут пробуждать что-то другое в человеке, например, зависть. Это зависит от образа жизни, от мыслей и слов. Есть звуки, которые пробуждают наши различные вибрации. Сейчас я объясню на примере, насколько большой у нас потенциал.

Однажды я впервые поехал в Индию, в 1991 году. Калькутта, Маяпур, слияние двух рек, Ганги и Сарасвати… Священные места паломничества. Это был, конечно же, культурный шок, от которого я, уже дома, отходил еще месяца полтора. Мы видели все, в Индии такая культура: рождение не прикрывается, старость, смерть, болезни – все это можно увидеть прямо на улице, все в открытом виде. И хорошее, и плохое, и шокирующее, и невероятно красивое. Все это невозможно было сразу «переварить». Однажды я пошел на Гангу принять омовение. Красота, тишина, лодки. Тысячелетняя глушь, традиция помнит еще ту культуру. Шелест воды, потрясающие природные запахи, вокруг пение, голоса, святое место, молитвы, мантры, вибрирует все... Я в возвышенном настроении переодеваюсь, чтобы принять омовение в священной реке, и вдруг в кустах вижу человеческие останки. Представьте! Что бы вы сделали? Позвонили бы в полицию? А там просто лежат человеческие останки и абсолютно никого не беспокоят.

Потом вошли в реку – что-то плывет. Это нормально! Кто-то умер, ну что же тут шокирующего?! Для них это обычная культура. Потом я говорю: «А что там люди делают на другом берегу реки, костер, что ли, складывают?» «Да, это похороны, кремация». Я подошел посмотреть, мне нужно было понять это, я же искал истину: отличие материи и духа, отличие души от тела. Там я получил глубочайшую реализацию. На моих глазах все это превращалось в пепел. Что же такое жизнь? Что же такое живое существо?..

Если обратиться к санскриту, то в нем есть несколько понятий счастья. Первое – «сукха-дукхам». «Су» означает «очень», «много». «Су» – очень, усугубляется эта приставка; «кхам» – эфир, пространство. Это первое понятие счастья для человека. Я имею много: большой дом, «сукхам». Много денег, большая машина, много знакомств, связей, разум, широкое мировоззрение – все это «сукхам». Большое пространство для мысли, для речи. «Дукхам», наоборот, – мало пространства, мало денег, мало красоты, здоровья, маленькая квартира и так далее. «Сукха-дукхам» – это количественное понятие счастья. Оно тоже влияет на человека. А есть другое счастье, качественное – «ананда». Не существует перевода этого слова на русский язык, нет точного эквивалента. Возможно, в древности был эквивалент, потому что русский и санскрит очень близкие, родственные языки. Но «ананда» означает «безграничное счастье», вы не упакуете его ни в какие рамки: ни в большие, ни в маленькие, так как оно не имеет аналога материальным измерениям. Что такое «ананда»? Это моя собственная природа. Глубокая природа – или то, что я сейчас ищу. Например, если вы потеряли какой-то предмет, то вы будете его искать. Давайте пойдем от обратного: вы ищете что-то, но забыли, что именно. Что это означает? Что Вам чего-то не хватает. Это называется: «иди туда, не знаю куда, принести то, не знаю что» – ты должен найти то, что давно забыл. Вот представьте: человек имеет крупный драгоценный камень. Хорошо, надежно его спрятал, – так надежно, что сам забыл, куда положил. В этом случае считается, что у вас больше нет драгоценного камня до тех пор, пока вы не вспомните, где он. Также ищем богатства, интересный пример. Значит, мы потеряли это богатство. Мы ищем красоту – мы потеряли красоту. Мы ищем счастья, – мы потеряли счастье. Это логика, которой можно описать нашу природу. Может быть, я никогда не видел в этой жизни счастья, может быть, я никогда не пользовался вкусовыми бугорками, но, стоит попасть на язык, вы сразу вспомните: «Все ясно, это мое». Разве не так вы встречаете партнера, выходите замуж, женитесь, влюбляетесь? Вы не знаете, что ищете, просто приходите в клуб знакомств и вдруг увидели: «О, это то, что я искал!» Вы узнали это внутри себя, образ находится внутри вас. А кто-то вас просто обманывает таким образом: о, я очень похож на твой образ! Теперь проверьте, поживите с ним. Будет ли он соответствовать вашему образу или нет? Или это было только внешнее? Поэтому и говорится, что внешней форме нельзя доверять в полном смысле слова, то есть нужно познать суть. Есть сукха-дукха, а есть ананда. Вот со стороны ананды нужно понять, со стороны этого глубинного безграничного счастья.

Что бы человек ни получил – ему будет мало. Это говорит о том, что мы стремимся к очень большому, безграничному восприятию. А где же взять такие вкусовые бугорки? Язык ограничен. Глаза ограничены, желудок ограничен. Все ограничено в нашем восприятии. Мы можем съесть какое-то количество пищи, не больше. Количество денег не даст возможности принимать больше пищи. Большая кровать не означает, что я могу занять ее всю и спать. Я на этой кровати займу лишь небольшое место и на качество сна это никак не влияет. Какие бы я не улучшал количественные стороны счастья, качество от этого не меняется. Например, мороженное – съешьте его из золотой посуды и из обычной, вкус от этого не изменится, будет меняться только умонастроение. Я буду думать, что ем из золотой посуды, но вкус тот же самый, наслаждение не увеличивается. Поэтому Веды и говорят, что чувства и органы восприятия имеют пределы. Например, алкоголь. Человек принимает немножко и чувствует приятную эйфорию. И, опираясь на логику, он думает, что можно увеличивать дозу: будет все лучше и лучше. Так же делает наркоман. Небольшая доза – хорошо, еще чуть-чуть – еще лучше. И, в конце концов, тело разрушается – передозировка, предел, конец. Это и есть наше физическое воплощение, тут есть диапазон возможностей, предел. А «ананда» – это понятие нематериальное, внетелесное. Но, чтобы быть готовым к ананде, необходимо отрегулировать тело: не пресыщать и слишком не истязать, найти «золотую середину». Это регуляция нашего ума, деятельности чувств, разума, поступков, речи. Много не говори, регулируй, молчание – золото. Хотя слово – серебро, то есть речь идет о регуляции. Как использовать свою энергию правильным образом, не теряя ее, а, наоборот, получая развитие? Как пользоваться умом?

Веды говорят, что мы живем в безграничном источнике энергии, который нас окружает. Тут с лихвой есть все для каждого человека, в безграничной степени. Люди борются друг с другом за счастье и ресурсы только потому, что не могут общаться с этим источником энергии, забыли эту связь. Они начинают мешать друг другу, отбирать эти ресурсы и прятать, накапливать что-то и припрятывать. От этого они становятся отчужденными. Чтобы воровать, нужно сначала стать чужими друг другу, – ведь когда вы любите кого-то, то вы не можете его ограбить. Но как только человек становится чужим, к нему применимы другие правила – не священные писания, а мои собственные желания. Это совершенно невежественные взгляды на вещи.

Вьясадева – это очень великий мудрец, он записал Веды. Его считают литературной инкарнацией Бога. Потому что человеку не дано записать божественное знание без особых полномочий. Академические ученые до сих пор не верят, что такой объем знаний записал один человек. Для того, чтобы дать духовное образование, необходимо достичь уровня Брахмана, совершенства, – равно относиться ко всем живым существам. Одинаково: корова ли это, человек, собака, образованный, не образованный, умный, глупый, – неважно. Черный, белый, любое другое существо, – всех живых существ нужно видеть равными глазами. Нужна такая добродетель, и тогда человек может описывать божественные энергии, понимать ананду. Почему? Потому что получает счастье отовсюду. Даже от микробов. Микробы – тоже живые существа, они тоже душа, тоже реагируют на эти вкусы и расы. Любовь понимает любое живое существо. Собака это или кошка, птица, ребенок, старик – все. И вот это равное отношение ко всем – это большая любовь.

Однажды Вьясадева пришел на поле битвы Курукшетра. Эта битва случилась пять тысяч лет назад. Курукшетра – это историческое место в Индии, там идет ядерный распад – учеными подтверждено, что там было какое-то серьезное побоище, с применением ядерного оружия. В Махабхарате описывается, что там применялось ядерное оружие. Но по-другому, не как современное, не было бомбы, воины владели этим искусством. Суть в том, что Вьясадева пришел туда как миротворец, как мудрец. Он хотел остановить это – с одной и другой стороны там были родственники, братья, царская семья. В семье был конфликт: там были деды, дяди, братья. Все они разделились пополам, были годы очень сложной политики, в конце концов только война решала, что будет дальше. И Вьясадева спешил туда. Он увидел их всех в гневе, в ненависти друг к другу. Вьясадева был великим человеком, мудрецом, и он имел очень сильный вес и авторитет в обществе, все слушали его. Но в тех обстоятельствах никто не послушал его призыва к миру. Все горели отмщением, они были по природе воины, им нужно было сражение. И тогда Вьясадева понял, что сейчас в этой войне неизбежно погибнут все, весь высший цвет, лучшие носители религии и их законов. То есть мир очень изменится после этой битвы. Он ушел оттуда печальный, ни с чем. И вдруг он увидел, что прямо перед ним какой-то паучок. Бежит, сломя голову, аж переворачивается, падает, спотыкается! Вьясадева знал язык всех живых существ, поскольку был в Брахмане.

– Куда ты так спешишь? – спросил он, – у тебя что, какие-то проблемы?

А потом подумал: «Ну какие проблемы у паука? Вот проблемы на Курукшетре – это настоящие проблемы, а это что?»

Паук ответил этому мудрецу:

– Разве ты не знаешь? Сейчас начинается битва, и прямо здесь промчится боевая колесница Арджуны! Сейчас погибнет много живых существ! Это как танк, – колесница дорогу себе прокладывает сама.

И паук скрывается оттуда, у него свои проблемы. Вьясадева рассмеялся и сказал:

– Не печалься! Если ты умрешь, то никто этого даже не заметит, чего ты переживаешь?

Вот от этого он и потерял видение! Он стал смеяться над пауком. Паук сказал ему:

– Я вижу, ты мудрец и понимаешь мой язык. Но ты надменный мудрец, гордый, – ты думаешь, что их жизнь ценнее моей! Да будет тебе известно, что у меня тоже есть чувства, что у меня тоже есть семья, привязанность и любовь, у меня тоже есть своя жизнь!

Вьясадева услышал это, извинился перед ним, поклонился паучку и пошел дальше. Он вспомнил эти вещи, их нельзя забывать. Ведь это древняя культура.

Теперь сравним это с современной культурой. Люди скажут: красивая сказка, миф, поучительная история, но не до такой же степени, правда? Паукам кланяться!? И все же мы хотим найти такое место, где можно разговаривать с пауками. Согласны? Понимать разум живых существ, общаться с этим миром, с солнцем, со стихиями. Почему мы забыли об этом? Даже людей нам трудно понять, даже себя, становится сложно. Мы все больше забываем, все больше оказываемся чужими друг для друга, отчуждаемся даже от человека, соседей знать не хотим. Как это случилось? Почему мы отчуждаемся, почему не приближаемся? Процесс отчуждения идет уже очень давно.