Черноморские асы против немецких

Андрей Грачев 2
Черноморские асы против немецких.

В конце лета и осенью 41 года в небе Южной Украины и Крыма шли жестокие бои между пилотами ВВС ЧФ и немецкими истребителями. Основным противником была JG77. Это была одна из лучших эскадр немцев. Особенностью её была отличная организация боя, а также бой "на максимум". Встурив в бой, пилоты эскадры не ограничивались наскоками, а бились до последнего, стараясь нанести максимальные потери противнику. В то же время, и сама эскадра несла немалые потери, в том числе среди асов. Позже здесь бились также части JG3 и JG52. В этих боях лётчики ЧФ показали себя достойно.

Основных действующих лиц с Советской стороны здесь было немного - 32 иап, 7, 8 и 9 иап, а также 101 ОИАЭ, по сути - элитная группа истребителей, а также 62 сап. Особенностью ВВС ВМФ был всегда сильный разрыв в качестве состава и технике. В одном и том же полку были эскадрильи, летавшие на новейших истребителях, и рядом летали пилоты даже не на и-153, а порой на и-15, а уж и-16 использовался вовсю. Даже в 101-й ОИАЭ, несмотря на её неофициально элитный статус. Это же было характерно и для ВВС КБФ, и для ВВС СФ. И, скажем прямо, большинство пилотов летало именно на устаревшей технике. Конечно, помогали черноморцам и части армейской авиации, например ВВС 51 армии, в составе которых было несколько толковых полков. Но в целом основная нагрузка ложилась на пилотов ЧФ.

Первого серьёзного аса JG77 черноморцы завалили 1 августа в районе Григориополя. На сопровождение СБ в район Григориополя отправилась группа 101 оиаэ чф на и-16. Немцы атаковали синхронно СБ и и-16. Будущий знаменитый ас Антон Хакль из 5 отряда заявил один из них сбитым, хотя на самом деле потерь эскадрилья не понесла. Более того, должным образом нейтрализовать советские истребители немцы не сумели. Унтерофицер Хорст Бохманн, ярко себя проявивший в первые дни Войны, второй ас II группы JG77 на тот момент, заявил два СБ, которые реально подтверждаются. Но затем увлекшегося аса атаковали и-16 и сбили. Он совершил вынужденную посадку и попал в плен. Вообще немцам досталось в том бою крепко: ещё два самолёта, в ходе боя с и-16 сильно снизившись, попали под шквальный огонь ЗА и были сбиты, пилоты спаслись. Бохманн имел 13 побед на счету. Автором победы стал Васильев Александр Алексеевич из 101 оиаэ ВВС ЧФ, как выше сказано, воевал он на и-16 и отличился в том бою впервые.

После этого в августе был сбит целый ряд пилотов JG77, но среди них не было известных асов. Просто по той причине, что самих этих асов в эскадре ещё было немного. Но в сентябре многие пилоты эскадры стали уже успешными асами, однако, как мы увидим, в прицел черноморцев они попадали регулярно.

20 сентября был сбит ас 7 отряда JG77 оберлейтенант Эрнест Бэр. На счету его было 13 побед. Он атаковал группу советских бомбардировщиков, но его отряд крепко прижали "Яки" сопровождения. Один из них стремительно атаковал самолёт Бэра, тот был сбит. Прыгать возможности не было, поскольку высота была мала. Ас совершил кое-как подобие посадки, самолёт разлетелся на куски, ас остался жив, но больше не воевал.

Сбил его майор Наумов Николай Александрович, пилот из управления ВВС ЧФ. Этот человек во многом уникален: хотя и был крупным начальником, но не только активно летал на задания, но и одержал в воздухе ряд побед, причём подтверждаемость их весьма высока. Да ещё и сбивал периодически весьма сильных немецких пилотов. Наумов с конца 20 годов был в авиации.

После этого немцы почти каждый день в жестоких боях теряли своих асов, пусть чаще всего и не безвозвратно. Так, 21 числа был сбит оберлейтенант Курт Лассе, командир 9 отряда, второй по результативности ас эскадры на тот момент, имевший 33 победы на счету. Он отражал удар Фрайдорфской группы по аэродрому Чаплинка, дело шло для него успешно. В налете участвовали в основном устаревшие и-153 и и-16, да ещё и из 32 иап ВВС ЧФ, который был укомплектован лётчиками, не имевшими особого опыта (исключая одну эскадрилью, выполнявшую функции элитного подразделения и летавшую на Яках), а также из 101 оиаэ. Были в итоге понесены большие потери, причём немцы ввязались в большой групповой бой, в котором переигрывали маневренные бипланы благодаря высокому пилотажному мастерству своих пилотов. В 77 эскадре служили лучшие пилотажники, так как командование эскадры придавало большое значение именно этим навыкам. Однако Лассе, что называется, увлёкся, и проспал атаку явившихся на подмогу парочки ЛаГГов 247 иап. Его сбил командир полка Федосеев Михаил Андреевич, о чем мы уже повествовали. Лассе посчитал, что столкнулся с советским самолётом, но советские документы ни о чем таком не говорят. На этом бой завершился, немцы наконец вышли из боя.

24 числа немцам крепко досталось, они не просто проиграли бой, но пережили форменный разгром. А именно - в бою с и-16 101 оиаэ и Яками 32 иап было сбито целых четыре их самолёта. В бою принимало участие сразу несколько групп немецких истребителей из разных подразделений, они мешали друг другу, пытаясь сразу прорваться к и-15, которые сопровождали Яки и и-16, в итоге советские пилоты вообще не понесли потерь. Будущий знаменитый ас Михаил Васильевич Авдеев одержал в том бою первые две победы, он атаковал бф-109, который совершил неудачный маневр и врезался в другой. Одной атакой советский ас избавился от двух немецких асов из 4 отряда - оберфельдфебеля Ойгена Винтергерста, имевшего 20 побед на счету, и лейтенанта Хервига Зузика, 13 побед. Оба спаслись с парашютами и попали в плен. Бой продолжался. Было сильно повреждено ещё два самолёта из 6 отряда, оба разбиты при вынужденной посадке. Отличились пилоты Филатов Григорий Васильевич, Аллахвердов Аршак Ашатурович из 32 иап, а также Петухов Георгий Иванович из 101 оиаэ.

Очередного сильного аса сняли с неба пилоты 101 оиаэ 26 сентября. Группа и-16 вылетела на перехват группы немецких бф-109, завязался ожесточённый бой, который немцы проиграли, потеряв два своих истребителя. Советские пилоты их, что называется, перевиражили. Кое-как дотянув до своих позиций, оба пилота 5 отряда JG77 совершили посадки на брюхо, но самолёты их были разбиты. Один из пилотов был ранен, это был оберлейтенант Эрих Фридрих, командир отряда, он выбыл на некоторое время. На тот момент он имел 13 побед на счету. Отличились пилоты Хряев Василий Ильич и Васильев Александр Алексеевич.

После некоторого перерыва боевые действия возобновились активно в октябре. И для многих асов этот месяц стал последним. Так, 8 октября погиб оберлейтенант Курт Лассе, командир 9 отряда и второй ас эскадры, имевший 39 побед на счету. В ходе боя со звеном "МиГов" он столкнулся со своим напарником Робертом Хелмером, тоже прекрасным асом, имевшим 19 побед на счету. Хелмер, однако, смог спастись и даже дотянул до посадочной площадки и посадил самолёт на колёса. И тут есть масса вопросов. Дело в том, что 8 числа нет ни подходящих боев, ни заявленных побед, не говоря уж про столкновения. Зато 9 числа есть бой, в ходе которого были зафиксированы потери одного бф-109, второй же "сбит предположительно". Кажется, это тот самый бой. Скорее всего, учитывая незначительность повреждений самолёта Хелмера, причиной гибели Лассе было не столкновение. По советским данным, победой отметился в ходе боя "звено на звено" командир 8 иап ВВС ВМФ Юмашев Константин Иосифович. Он летал не так часто на задания, победа эта была первой в его карьере и, в отличие от того же Наумова, асом он не стал. Но, безусловно, эта победа весьма колоритная.

Уже 11 числа эскадра лишилась ещё двух асов: одного временно, другого навсегда, и оба сбиты были в бою против бомбардировщиков. Оберфельдфебель Рудольф Шмидт из 5 отряда, ставший вторым асом эскадры после гибели Лассе (33 победы), был сбит в районе Ростова и серьёзно ранен. А на интересующем нас участке при атаке на бомбардировщики истребителями сопровождения сбит лейтенант Ханс Шмайдлер из 9 отряда, имевший на счету 7 побед, и попал в плен. Отличился Меркушев Василий Афанасьевич из 247 иап, в будущем - известный ас.

15 числа сбит был фельдфебель Вильгельм Баумгартнер из 9 отряда JG77, имевший 17 побед на счету. Произошло это в ходе очередного группового ожесточённого боя. Любопытно, что его самолёт значится в таблицах квартирмейстера как повреждённый на 25 процентов, но на самом деле он совершил посадку на подбитом самолёте на советской территории и попал в плен, самолёт, естественно, был потерян. К сожалению, ас смог уже в октябре бежать из плена и вернулся к своим. Случай этот, однако, показателен, многое говорит о "честности" этих таблиц. И он далеко не единственный. Мы уже упоминали похожие случаи с самолетами Руппа и Эттеля. Сбил немца лётчик Бабаев Борис Сергеевич из 62 сап ВВС ЧФ.

Поскольку стало ясно, что JG77 не справляется с задачей, так как потери её были весьма ощутимые, а успехи не столь блестящие, советские ВВС серьёзно не были ослаблены, то сюда перебросили ещё две группы - II/JG3 и III/JG52. Впрочем, к тому времени бои шли уже не так активно именно здесь, в основном бои шли в районе Ростова. JG3 не понесла потерь среди своих асов, а JG52 потеряла 23 октября фельдфебеля Эвальда Дюнна из 9 отряда, имевшего 17 побед на счету. Он вылетел на отражение налёта Пе-2 в районе Юшунь, но был сбит и попал в плен. Сбил его пилот Шелякин Константин Дмитриевич из 8 иап ВВС ЧФ, осуществлявшего сопровождение. Эта победа стала первой в карьере данного лётчика, увы, карьере не слишком долгой.

Несмотря на снизившуюся боевую активность, 77 эскадра продолжала нести потери. Так, 2 ноября был сбит в бою унтерофицер Фриц Шмидт из 9 отряда JG77, имевший 6 побед на счету. Он смог тогда дотянуть до своих и совершить посадку на брюхо. Отличились пилоты 9 иап ВВС ЧФ Катров Александр Иванович и Елохин Павел Александрович. Через два дня Шмидту повезло меньше, он не вернулся из вылета на разведку погоды, но, видимо, тут уже советские пилоты не при чем.

А 6 ноября был сбит в ходе боя с "ЛаГГами" фельдфебель Эдуард Искен из 7 отряда "алых сердец", имевший 14 побед на счету, ранен в бою. Немцы решили, что его сбили огнем с земли. На самом деле, сбил аса Ватолкин Лев Константинович, лётчик 9 иап ВВС ЧФ.

Если подводить итоги, то мы видим, что JG77 непросто дались эти бои. Были сбиты многие асы эскадры, пусть большинство из них и не погибло, однако сами по себе эти случаи наглядно показывают, что черноморские лучшие асы ничем не уступали немецким. ВВС ЧФ не были разгромлены, и, кстати, потери истребителей ВВС 51 армии были намного выше, фактически её полки временно потеряли боеспособность. А вот черноморцы не только её сохранили: эти бои выявили ряд ярких в будущем асов-черноморцев. Тут и Гриб, и Авдеев, и Ватолкин, и Алексеев, и Хряев, и многие-многие другие. И ведь биться приходилось, как мы выше говорили, против очень сильной эскадры. Так, с появлением JG3 и JG52 пилоты отмечали, что немцы стали менее упорные, менее активные, реже вели бои в групповом стиле, стараясь работать в стиле внезапных атак. JG77 билась насмерть, отчасти этим объясняются относительно высокие потери эскадры. Зато 77 эскадра только и могла добиться серьёзного перевеса в небе. Сделать ей это тогда не удалось только по причине отличных боевых качеств советских пилотов-черноморцев.

Универсальные навыки лётчиков JG77 пригодились ей и в 42 году, и потом на западном фронте. Тактика "внезапных наскоков" здесь была совершенно невозможной по причине большой высотности, скорости и живучести союзнических машин. Приходилось вести бои "по-серьёзному". Не привыкшая к таким боям JG3 выглядела отвратительно, потеряв почти всех своих асов без какого-либо успеха. А вот JG77 выглядела достойно. Великолепные пилотажники, они бились с союзниками очень успешно.

Ну, а нам остаётся ещё раз воздать должное мастерству наших черноморцев. И мы можем сказать точно: сражаясь против сильного врага, они не проиграли эту битву. Враг вынужден был сюда стягивать новые силы истребителей, очень нужные на других фронтах. И на этих фронтах оказывалось истребителей недостаточно для активных действий, в итоге наступление немцев, не обеспеченное превосходством в воздухе, на этих участках замедлилось. Всё в той Войне было связано, и черноморцы вложили в дело общей Победы неоценимый вклад.