Семь дней недели

Кдиор
Приближалось Рождество(1). Праздник выпадал на Пятницу и Понедельник был не доволен этим.
- Не справедливо это, я тоже хочу быть выходным Рождественским днём!
Услышали его другие дни недели и запротестовали.
-  И мы хотим быть праздничными и выходными днями. Почему мы стоим в таком распорядке времени? Кто это придумал? Пусть другие тоже работают! -  возмущались Вторник, Среда и Четверг.
-  Интересно, а что такое работа? – удивилось Воскресенье.
- Скучные будни, когда нет веселья, - ответила Суббота.
- Зато сегодня можно расслабиться, - развеселилась Пятница.
- А давай поменяемся местами? – предложил ей Понедельник.
- Не спеши, мне надо подумать, - сказала она.
- Ну да, у тебя же семь пятниц на неделе (2), - пробурчал Понедельник.
- А я и не жалуюсь, - улыбнулась Пятница.
  Понедельник не стал ждать, когда Пятница вступит в свои права. А устроил мятеж при поддержке Вторника, Среды и Четверга, и занял её место. Произошла смена времени.
Первое, что сделал, Понедельник выпустил приказ о назначении друзей выходными днями. Вторым приказом Понедельника, было объявить Субботу и Воскресенье рабочими днями, а Пятницу разжаловать и вычеркнуть из списка дней недели.
Суббота и Воскресенье не стали им возражать и отправились работать. А Пятницу посадили в темницу. Четыре дня весело стали праздновали свой успех.
- О, луноподобный наш Понедельник, - обратился к нему Вторник, - к нам в гости пришёл Год и просит твоей аудиенции.
- Зови его, надеюсь, он пришёл меня поздравить.
В комнату приёма вошёл Год.
- Доброе утро, уважаемый! Я сразу пришёл, как услышал о том, что ты занял место Пятницы и хочешь начать будущий год с себя, - сказал он.
- Ты пришел меня поздравить?
- Понедельник, Всевышний послал меня к тебе. Он хочет, чтобы я тебе напомнил, почему дни недели всегда были в одном порядке.
- Зачем мне слушать твои сказки? Я думал, что ты пришёл меня поздравить и принёс мне подарки.
- Я пришёл с тобой поговорить по поручению Всевышнего. Разреши мне рассказать тебе о том, как Творец сотворил мир за 7 дней.
- Хорошо, рассказывай.
- В первый день Бог создал свет. На второй - небо. На третий - землю, растения: травы и деревья. На четвертый создал Солнце, Луну и звёзды. В пятый день сотворил рыб, пресмыкающихся, птиц и благословил их. На шестой день Творец создал остальных животных, человека по образу Своему: мужчину и женщину. А на седьмой день Бог пребывал в покое и благословил этот день, ибо в этот день он окончил свой труд.
— Значит я первый день, когда Бог создал свет?
- Нет, ты не первый день. Раньше Воскресенье было первым днём недели, ибо это день создания света и сотворения мира Богом. День Солнца и отдыха, так назвал его император Рима Константин I Великий (3).
А 25 декабря отмечали, как «День непобедимого Солнца» (4), темнота отступала, и световой день становился длиннее. В этот день верующие празднуют Рождество Христово, ставят ёлку, но каждый по своему календарю: католики (5) – по Григорианскому (6), православные (7)  и протестанты (8) - по Новоюлианскому (9), а некоторые по Юлианскому (10).
- А Вы знаете, что традицию украшать ёлку европейцы переняли у гуннов? Ель была священным деревом тюрков «Yol Agash» и появилась в Европе можно сказать благодаря Атилле и великому переселению тюрков. Праздник ели наступал 25 декабря, в самый разгар зимы. «Нар ту;ан» (Н;р ту;ан – рождение солнца), как ты и сказал время, когда день побеждал ночь и солнце дольше светило на небе. На ветки ели привязывали ленточки с пожеланиями, люди вставали в круг, символизирующий солнце и до утра около елки водили хоровод «индербай» (11) и пели «Жарапазан жыры» (колядки, коляда (12) - календарь).  Таким образом они просили небесное светило вернуться. Люди верили, что самое сокровенное желание способно сбыться в ту ночь. А ель называли «деревом Ульгеня» (13), связывающая мир людей с миром божеств и духов, ведь она указывала путь, дорогу наверх к Ульгеню, получившем новое имя Дед Мороз. А одежда Ульгеня: кафтан – шапан на собольем меху, шапка, кушак, валенки – одежда древних тюрков, - перебила Год Среда.
- 21 декабря наступал древний тюркский праздник самой большой длинной ночи «Каратун» (14), граница между живыми и мертвыми растворялась, «аруаки» могли посещать своих родных, это время, когда приходило много нечистой силы, которая могла насолить людям. Каратун у славян связывали с Кощеем Бессмертным. Происходила борьба света и тьмы. Поэтому люди жгли костры, перепрыгивали через них, кидали в них зерна, рассказывали сказки.
Почему вы думаете красили яички на Рождество, помните тюркскую народную сказку «Курочка-ряба». Курочка символизировала год, перышко светлое, тёмное символизировали день и ночь. Снесла курочка яичко не простое, а золотое – солнце, 25 декабря день Богоявления. Дед – это мороз, баба – это вьюга, били-били не разбили, а мышка (25 июня - день мыши, самая короткая ночь) бежала, хвостиком задела яичко упало и разбилось. И всё пошло на убыль.
Нартуган древний праздник кочевых тюркских народов, приходящийся на время зимнего солнцестояния с 21-25 декабря, символизирует победу сил света и добра над тьмой и злом. В эти дни номады проводили обряды и ритуалы жертвоприношения, задабривая силы природы во имя сохранения баланса и гармонии. С тех времён у казахов осталась традиция забоя крупного скота на зиму – согымбасы. Разделывали мясо на 12 частей, и часть его раздавали.
В ночь 25 декабря молодежь играла в ритуальную игру «со;ыртеке» (слепой козёл). Вновь рожденное солнце считали ребёнком, молодое начало изображали красным цветом. Казахские баурсаки ритуальное блюдо, са; - означает частичку времени, светлого дня, бауыр – брат, символ братьев-лучиков солнца. Когда их разбрасывали на дастархане это означало распространение солнечного света. В трудные моменты пекли шельпеки – лунообразные семь лепешек.
Предполагают, что праздник сохранил память людей об эпохе оледенения северного полушария Земли. Праздник есть у разных народов, но с другими названиями: Нардуган - у башкир, удмуртов, татар, турков, у чувашей - Нартукэн, кельтов – Альбан Артан, в скандинавских странах Йоль – Рождество и прочие. Люди передевались в разные ряженые костюмы и ходили по домам их называли «Нардуган булып ж;р;», «Нардуган чабу», «Нардуган бабалары» праздновался в период с Рождества по Рождество с 25 декабря по 7 января. Праздник должен объединять людей, ведь в нём есть общие корни, связывающие их, - вмешался Четверг.
— Это всё конечно интересно, но вернёмся к Воскресенью раньше его называли неделей, то есть днём, когда не работают и ничего «не делают». В этот день нельзя ссориться, надо было мириться, ходить в церковь, посещать больных. Понедельник - день после ничегонеделания. Возможно поэтому его называют тяжёлым, так как нелегко приниматься за труд после ничегонеделания, - сказал Год.
- Но это не справедливо, каждая неделя начинается с понедельника. В понедельник не начинают новых дел, не выезжают в дорогу и не выдают деньги.
- Не хотелось тебя расстраивать, но в некоторых странах Ближнего Востока и Северной Африки неделя начинается с субботы.
- Я создам приказ, и стану днём ничегонеделания.
- Ничего у тебя не получится, потому что тогда тебе нужно будет изменить своё название. Ведь все на свете знают, что понедельник не бездельник, он трудяга, работяга.
- Почему семь дней называют неделей и отчего переименовали Неделю в Воскресенье?
- Неделя дословно - я не делю, единство. Воскресенье – день отдыха, радости и поклонения, день Господень, от воскресения Исуса, то есть Святая Неделя. В это время произошло Благовещение (15), Крещение Христа (16), и в этот день совершится Страшный суд (17). Воскресенье считается началом, остается первым днём недели в США, Канаде, в Латинской Америке, Японии, в некоторых странах Азии и Африки. Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота соответственно второй, третий, четвертый, пятый, шестой дни недели.
Впервые 26 июня 1940 года понедельник был объявлен первым днём недели в Советском Союзе. А в 70-х годах в ГДР, Дании, Финляндии, Швеции, ФРГ. С 1978 года ООН рекомендовала всем странам сделать понедельник первым днём недели, - пояснил Год, - А еще каждому дню соответствует свой цвет, своя планета или звезда. Воскресенью – красный цвет и Солнце, понедельнику – желтый и Луна, вторнику – розовый и Марс (18), среде - зеленый и Меркурий (19), четвергу – оранжевый и Юпитер (20), пятнице – синий, голубой и Венера (21), субботе – фиолетовый и Сатурн (22).
- Знаю я про это. Суббота – день Земли. Вторник – день огня, его называют жирным, пасхальным, у евреев считается самым подходящим днем для свадьбы. А у испанцев наоборот говорят: «Во вторник не женись и не отправляйся в путешествие».
Среда – день воды, середина недели, говорят, что «Среда – это маленькая пятница».
     Четверг – день дерева, у греков посвящен - Зевсу (23), у римлян - Юпитеру.
Пятница – день золота. Есть поверья, что в Параскеву Пятницу (25) нельзя мыть голову, прясть, стирать, пахать, в случае нарушения запрета, можно заболеть. Кроме того, её называют Страстной или Великой пятницей. У моряков пятница считалась неудачным днем. В Италии, Испании, Германии и Франции пятницу почитали, в этот день нельзя было предпринимать путешествия, смеяться, наряжаться, жениться, причесываться. Зато родившиеся в пятницу имели власть над духами. В пятницу Бог сотворил человека. И она считается выходным днем в Саудовской Аравии и Иране. Поэтому и не просите меня вернуть место Пятнице. Это произойдет только «После дождичка в четверг» (25). Вы и не знаете, сколько душ умерших я перевез через огненную реку, и встретил у ворот рая, раздавал яблоки грешникам, - рассмеялся Понедельник.
- Каждый должен быть на своем месте, а иначе быть беде, - сказал Год.
- Кто бы говорил, «Без году неделя» (26), послушай Год, ты сам был сперва лунным, а потом стал солнечным и високосным. Кто его знает, каким ты «пандемийным» (27) еще будешь и не вернут ли тебе тринадцатый месяц? Я на том месте, на котором мне положено быть, - заявил, улыбаясь Понедельник.
- Луноподобный понедельник, а знаешь ли ты, что некоторые календарные недели, могут быть не полными и содержать меньше семи дней. Ведь и тебя может не быть вначале недели.
И год по-разному встречают: католики в декабре, православные в январе, китайцы в феврале, а тюрки (28) в марте - на Наурыз (29). Подумай стоит ли сердить тебе Творца? – сказала Среда.
- Что касается празднование Нового года 22 марта – весной, то это зороастризм, ведь все кочевые народы были тенгрианцами и тесно были связаны с природой. Люди внимательно следили за изменениями погоды, небом и научились понимать почему происходят те или иные явления в природе. Среда – день богов. Она верно говорит, погода меняется с четверга на пятницу, - сказал Четверг.
- Биологические часы тикают, или ты забыл, что если в Году 54 недели, то тебя в начале года нет, как и вторника, среды, четверга и пятницы, так что оставь Святую Пятницу в покое, ведь это день соблюдения мира и милосердия, верни всё на свои места, - сказал Год.
- «И дольше века длится день» (30), и век короткий, как мгновение, некуда мне деваться, - размышляя, сказал Понедельник и сложил свои права и полномочия.
Пятницу выпустили из темницы, Субботу и Воскресенье вернули с каторги (31). Дни недели простили Понедельник за его эгоизм и за желание быть главным.
Так вот почему тебя называют Прощенное Воскресенье (32), - сказал Понедельник.
 - Вы должны жить в дружбе, не делиться, не ссориться, - посоветовал дням недели Год.
С тех пор дни больше не ссорятся и ждут своей очереди, чтобы вступить в законные права.


Сноски:
  1 Рождество Христово — христианский праздник, связанный с памятью о рождении Иисуса Христа, утверждён согласно датировке празднования, принятой в Русской православной церкви. Отмечается в России 7 января по григорианскому календарю, что соответствует 25 декабря по юлианскому календарю.
  2 Семь пятниц на неделе, так говорится о человеке, на которого нельзя положиться, которому нельзя доверять, так как он часто меняет решения и не выполняет обещаний.
  3 Флавий Валерий Аврелий Константин, Константин I, Константин Великий (27 февраля 272,
 Наос, Музея — 22 мая 337, Ни комедия) — римский император с 306 по 337 год.
  4 Около 273 года император Аврелиан установил на 25 декабря празднество в честь зимнего солнцестояния, под названием: Dies Natalis Solis Invicti — Рождество Непобедимого Солнца.
  5 Католицизм, католичество (от греч. «всеобщий», «вселенский») — христианская конфессия, признающая власть Папы Римского и епископов, особенно в установлении доктрины, её передаче и организации богослужений и таинств.
  6 Григорианский календарь — система исчисления времени, основанная на циклическом обращении Земли вокруг Солнца. Средняя продолжительность года принята равной 365,2425 суток; содержит 97 високосных лет на 400 лет. Впервые григорианский календарь был введён папой римским Григорием XIII в католических странах 15 октября 1582 года взамен прежнего юлианского: следующим днём после четверга 4 октября стала пятница 15 октября. Григорианский календарь используется в большинстве государств и стран мира.
  7 Православие - одно из основных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением в 395 Римской империи на Западную и Восточную.
  8 Протестантство - «протест, торжественное заявление, провозглашение, заверение», — одно из трёх, наряду с православием и католицизмом, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность независимых церквей, церковных союзов и деноминаций. Происхождение протестантизма связано с Реформацией — широким антикатолическим движением XVI века в Европе.
  9 Новоюлиа;нский календарь — календарь, основанный на циклическом обращении Земли вокруг Солнца; продолжительность года составляет 365,242222 суток; содержит 218 високосных лет на 900 лет. Календарь разработан сербским астрономом, профессором математики и небесной механики Белградского университета Милутином Миланковичем.
  10 Юлианский календарь — календарь, разработанный группой александрийских астрономов во главе с Созигеном. Средняя продолжительность года составляет 365,25 суток. Календарь назван в честь Юлия Цезаря, по указу которого был введён в Римской республике с 1 января 45 года до н. э. Год по юлианскому календарю начинается 1 января, так как именно в этот день с 153 года до н. э. избранные комициями консулы вступали в должность. Юлианский календарь заменил старый римский календарь и основывался на астрономической культуре эллинистического Египта.

  11 Книга «Европа, тюрки, Великая Степь», автор Мурад Аджи.
  12 Коляда – тюркское слово, дословно переводится – «вымаливай благополучие».
  13 Ульгень - демиург, верховное божество в шаманизме алтайцев, хакасов, шорцев, монголов грозоносец, молниеносец.
  14 Каратун – день зимнего солнцестояния у кочевников Великой степи. День, когда становится самая длинная ночь.
  15 Благове;щеньев день (Благовещенье) — день народного календаря у славян, приходящийся на 25 марта (7 апреля). В этот день христианами почитается Благовещение Пресвятой Богородицы.
  16 Крещение Господне  — христианский праздник, установленный в честь события евангельской истории, крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем.
  17 Страшный суд, Судный день — в эсхатологии авраамических религий — последний суд, совершаемый Богом над людьми с целью выявления праведников и грешников и определения награды первым и наказания последним.
  18 В римской религии Марс — один из древнейших богов Италии и Рима, входил в триаду богов, первоначально возглавлявших римский пантеон (Юпитер, Марс и Квирин). Бог войны.
  19 Меркурий — наименьшая планета Солнечной системы и самая близкая к Солнцу. Названа в честь древнеримского бога торговли — быстрого Меркурия, поскольку она движется по небу быстрее других планет. Её период обращения вокруг Солнца составляет всего 87,97 земных суток — самый короткий среди всех планет Солнечной системы.
  20 Юпитер — крупнейшая планета Солнечной системы, пятая по удалённости от Солнца, происходит от имени древнеримского верховного бога-громовержца.
  21 Венера — вторая по удалённости от Солнца и шестая по размеру планета Солнечной системы, принадлежащая к семейству планет земной группы. Названа в честь древнеримской богини любви Венеры.
  22 Сатурн — шестая планета по удалённости от Солнца и вторая по размерам планета в Солнечной системе после Юпитера. Сатурн классифицируется как газовая планета-гигант, назван в честь римского бога земледелия.
  23 Зевс  — в древнегреческой мифологии бог неба, грома и молний, ведающий всем миром.
  24 Параскева Пятница — в народной традиции православных славян мифологизированный образ, основанный на персонификации пятницы как дня недели и культе святых Параскевы Иконийской, именуемой Пятницей и Параскевы Сербской.
  25 После дождичка в четверг — устойчивое фразеологическое сочетание, широко распространённая поговорка, означающая шутливо смягчённую форму категорического отказа: «крайне маловероятно, не скоро, никогда».
  26 Без году неделя - совсем немного времени, с недавних пор, не имея достаточного опыта, стаж.
  27 Пандемия (греч. «весь народ») — высшая степень развития эпидемического процесса, исключительно сильная эпидемия, при которой заразная болезнь за сравнительно короткое время поражает значительную часть населения многих стран, иногда на разных континентах
  28 Тюрки  — этноязыковая общность народов, говорящих на тюркских языках и имеющих тюркское происхождение и/или самосознание.
  29 Новруз, также Навруз (от перс.«новый день» 21 марта) и Наурыз — праздник прихода весны по астрономическому солнечному календарю у иранских и тюркских народов.
  30 «И дольше века длится день» — первый роман Чингиза Айтматова.
  31 Каторга, или каторжные работы (от греч.  — катергон, большое гребное судно с тройным рядом вёсел; позднее такое судно стали называть галерой) — подневольный труд, отбываемый в пользу государства самыми тяжкими, с точки зрения государства, преступниками
  32 Прощённое воскресенье — последний день Масленицы и последнее воскресенье перед Великим постом. Четвертая и последняя из четырех недель подготовки к Великому посту. Также известна под названиями Сиропусное воскресенье, Неделя Адамова изгнания, Сыропуст, Прощеный день. Это последний день, когда разрешается есть скоромную пищу: яйца и молочные продукты.