погасшая безвременно свеча

Доба Каминская
я не автор          яСтихи.руАвторы Произведения Рецензии Поиск Магазин О портале Ваша страница Кабинет автора 1 сообщение
 Погасшая безвременно свеча
Погасшая безвременно свеча
Эдуард Кукуй
Страдала дома, без врача,
где муж, нуждавшийся в уходе-
" ПОГАСШАЯ БЕЗВРЕМЕННО СВЕЧА"
ещё одной зыездой на  небосводе...

Из интернета
.............

Скончалась Лариса Герштейн, знаковая фигура алии из СССР
Лариса Иосифовна Герштейн была общественным и политическим деятелем и талантливым исполнителем песен
Вести |Вчера | 20:09

В субботу, 9 декабря, пришло сообщение  о смерти Ларисы Герштейн, знаковой фигуры алии 1990-х годов. Она репатриировалась в Израиль в 1975 году с родителями. С началом большой алии из СССР активно занялась общественной и политической деятельностью. Защищала права репатриантов, была избрана вице-мэром Иерусалима. Лариса Герштейн была известна также как исполнительница авторских песен. Она пела на 7 языках и особо прославилась исполнением песен Булата Окуджавы, которые перевела на иврит.

Лариса Герштейн родилась в СССР в 1951 году. Она выросла в Киргизии, куда была сослана семья ее матери. Отцом Ларисы был известный в Киргизии режиссер-документалист Юз (Иосиф) Абрамович Герштейн. Позже семья переехала в Ленинград, откуда и выехала в Израиль с первой волной советской алии.

Лариса Иосифовна была яркой, многогранной личностью. В политике придерживалась правых взглядов. Официальную должность в столичной мэрии сочетала с работой в иерусалимском литературном клубе, выступала с гастролями в Израиле и других странах мира, одинаково блестяще исполняя песни и отвечая на вопросы об израильско-палестинском конфликте.
В 1990 году Лариса вышла замуж за Эдуарда Кузнецова - правозащитника, диссидента, героя "самолетного дела", осужденного в СССР к высшей мере наказания, замененной 15 годами заключения. Позже СССР обменял его на советских разведчиков, позволив выехать в Израиль. Эдуард Кузнецов был первым главным редактором газеты "Вести".  На кухне в своем доме в Иерусалиме Герштейн и Кузнецов принимали многих известных людей, интеллектуалов, писателей, музыкантов. Воспоминания об этих встречах, а также видеозаписи выступлений Ларисы Герштейн можно легко найти в интернете и соцсетях.
Ларисе Герштейн было 72 года. Ее имя навсегда связано с историей советской алии, с историей Израиля.


Из интернета
...................

Юрий Моор
4 ч.  ·
ПОГАСШАЯ БЕЗВРЕМЕННО СВЕЧА
Господи, как же так? Ведь всего пару недель назад говорили по телефону. Все тот же бодрый, пленяющий, чуть охрипший голос певицы, те же уверенные интонации, знакомые более 30 лет.
С Ларисой Герштейн я познакомился в первый же месяц по приезду в Израиль. И теперь понимаю, что она много способствовала моей мягкой интеграции без культурного шока. По инерции я и в Израиле продолжал делать то, к чему привык в Ташкенте – написал забавный рассказ по своим первым впечатлениям от новой страны и отправил по почте в газету «Вести». Мой опус сразу опубликовали в сатирическом разделе «Полный абзац», редактором которого была Лариса. Через несколько дней она позвонила мне, чтобы узнать, на какой адрес бухгалтерия газеты должна перечислить полагающийся гонорар («Вести» Эдуарда Кузнецова платили гонорар авторам!), попросила присылать новые рассказы для ее рубрики. Узнав, что я живу в Иерусалиме, предложила приходить в ИКЛ – знаменитый Иерусалимский клуб литераторов в Мишкенот шеананим.
Там я имел честь познакомиться с ней уже лично. Помню, при первой же встрече она со свойственным ей ехидством бросила: «С вашими пышными усами, Юра, вы можете без опасений отовариваться в дешевых магазинах арабских сел – вас там примут за своего». Я назавтра же утром сбрил к черту свои усы, бывшие такими естественными в Ташкенте.
Через пару месяцев она же предложила мне поступить на курируемые ею курсы журналистов при Тель-авивском университете. Из тех занятий я почерпнул очень много – и о языке иврит, и о западной журналистке, и об Израиле.
Нет, это неправда, что алия 1970-х встретила нас, «колбасную алию» 1990-х неприязненно.
Потом мы часто общались с Ларисой, когда я стал работать в «Вестях». Будучи редактором еженедельника «Панорама» я отправил журналистку взять у нее пространное интервью на разворот – знал, что это будет очень интересный, парадоксальный и мудрый собеседник – и не обманулся в своих ожиданиях.
Несколько лет назад мы вместе выступали на одном концерте, организованном Союзом русскоязычных писателей Израиля, она привела в восторг огромный зал, исполнив какое-то стихотворение Пушкина под гитару и «под Высоцкого» (не помню уже – это был отрывок из «Онегина» или же «Зимняя дорога»). В любом случае она с блеском опровергла все литературоведческие стереотипы.
Всегда красивая, харизматичная, блистательная, всегда категоричная, считавшая ниже своего достоинства вилять, беззаветно преданная еврейскому государству. Она верно понимала, что происходит, и на чьей стороне правда. В этом мы были единомышленниками.
И вот она позвонила две недели назад – спросить, не буду ли я возражать, если она прочтет мою последнюю статью о положении в стране в эфире нью-йоркского радиоканала, на котором уже много лет ведет передачу об Израиле: «Вы коротко и понятно изложили некоторые мои мысли». Заверила сразу, что сообщит американским слушателям, что автор – я, а не она. Я, конечно, охотно дал согласие и пошутил: «Можете читать и как свой текст, сочтемся славою, ведь мы свои же люди – пускай нам общим памятником будет построенный с боями сионизм».
В том телефонном разговоре она с болью в сердце и с тревогой говорила мне об испытаниях, предстоящих перед нашей страной, которой приходится не только бороться с юдофобией извне, но и противостоять немалому числу своих же граждан, которые - по недомыслию либо по злому умыслу - действуют во вред еврейскому Израилю. Я не знаю, что стало причиной ее скоропостижной смерти - может, эта боль в сердце тому способствовала?
Завершая разговор, я попросил Ларису передать мое теплое приветствие Эдуарду Самойловичу. Она пообещала и добавила слова, которые в свете случившегося кажутся мне поразительными: «Эдик еще совсем молодой по нынешним меркам – ему всего 84 года».
И вот теперь она ушла сама – совсем еще юной по нынешним меркам…
ну


я не автор