Дело в шляпке

Пётр Вакс
Диана всегда любила шляпки. С юности, наверное, а может быть, даже с детства. Она и не припоминала себя без этого головного убора. Ведь для нее шляпки были не просто аксессуаром или деталью одежды, а страстью.
Как это получилось, никто не знает, но и родители, и все Дианины знакомые однажды забеспокоились, когда в доме появилась пятнадцатая шляпка.
– Дианочка, зачем тебе новая? – спросила мама у вертевшейся перед зеркалом дочери.
Та как раз примеряла что-то приплюснутое, красного цвета.
– Мам, ну я не знаю, – ответила Диана. – Она красивая! Я просто не могла ее не купить.
– Но ведь это же так называемая «таблетка»! Их носила твоя бабушка, а сегодня зачем?
Диана оглянулась вокруг, куда бы пристроить обновку, и сказала:
– Мода всегда возвращается. Еще сама будешь просить попользоваться.
– Ты еще шляпку с вуалью купи! – воскликнула мама и ушла на кухню, к отцу.
Он тоже был обеспокоен. «Что она этим хочет сказать? Может, это фобия? Ей чего-то не хватает?» – задавал он маме вопросы, которые, ясное дело, оставались без ответов.
Диана и сама не знала, что она хочет этим сказать. И все же спустя еще десяток шляп она тоже заподозрила неладное. В ее комнате картонки со шляпами стояли на шкафу, на подоконнике, под кроватью. Стоявшая в углу специальная шляпная стойка была облеплена шляпами.
– Слушай, – рассказывала она подруге. – Ну я не знаю, как бороться... Таскаюсь по магазинам, протягиваю руку к шляпке просто посмотреть, но стоит мне взять ее в руки – все.
– Что «все»?
– Уже не могу положить на место. Она стала моей, я это чувствую. И в этот момент понимаю мужчин с их страстью к охоте, рыбалке.
– Хм. А денег у тебя хватает?
– Я зарабатываю нормально, но... Да, иногда не хватает. Тогда я одалживаю у родителей.
– Пожалуй, – с сомнением сказала подруга, – это тебе надо к психологу обратиться.
Женщина-специалист, к которой Диана записалась на прием после долгих колебаний, бодро и весело заявила, что фетишизм – это не страшно, посоветовала пациентке попробовать коллекционировать настенные часы, а потом перевела разговор на шляпки. Уж очень она ими заинтересовалась.

Казалось бы, шляпки должны привлекать к их обладательнице мужское внимание. Однако и с личной жизнью у Дианы тоже было как-то не так. Она была красива, и недостатка в парнях не испытывала. Но до слова «любовь» они в ее представлении не дотягивали. К тому же некоторых из них отпугивала шляпная страсть.
Когда отношения только начинались, никто из мужчин никаких недостатков в Диане не замечал. Вернее, не хотел видеть. Какие пустяки, думали они, пусть покупает свои шляпки. Зато она красивая, нежная, естественная – лучше всех! Однако со временем «пустяки» становились серьезными помехами. Маленькие кочки превращались в непреодолимые горы, и любовь заканчивалась.
В довершение всего у девушки прорезались новые симптомы: она стала давать шляпкам имена. Родители, уже махнувшие были рукой на увлечение дочери, встревожились с новой силой.
– Ди, ты сама хоть понимаешь, что это ненормально? – спросил отец. – Шляпа «Пантера», «Милашка». Это клички, что ли?
– Это ты ничего не понимаешь! – агрессивно ответила дочь. – Ну, что такого? Почему у собачек или, допустим, кораблей есть имена, а у шляп их нет? Они тоже произведения искусства! И «Летний Сад», и «Клаудиа Кардинале», и «Слезы королевы»!
– Выйдет замуж, успокоится, – шепнула отцу мать.
Он с сомнением покачал головой.

Когда Диана встретила Артема, ей показалось, что поиски счастья в жизни окончены. Они идеально подходили друг другу. У него тоже была своя мания: работа. Старший специалист в фирме по изготовлению медицинских приборов, он уходил утром, возвращался поздно вечером, и свободных минут у него было крайне мало. Общаться с Артемом было необыкновенно легко: настроенный на волну собеседника, любую мысль он подхватывал с полуслова и развивал, с готовностью выполнял малейшее желание своей любимой.
Вскоре они поженились. Артем своими руками собрал несколько стеллажей, чтобы приютить на них шляпы своей жены.
– У тебя такое творческое хобби! – радовался он. – Эти шляпки похожи на птиц или бабочек, которые слетелись к нам погостить.
– Да ты поэт! – тоже радовалась Диана. – Как здорово, что ты с моими питомцами нашел общий язык.
Но «питомцы» размножались слишком быстрыми темпами. Порой Диана тратила на очредную шляпку последние деньги. Вечером Артем приходил домой, рассматривал новую «бабочку» и мрачнел. А жена начинала оправдываться и сразу сердилась. Она ничего не могла с собой поделать.

Однажды муж пришел поздно и очень уставший. Заказчики медицинской техники его совсем измотали своими капризами: то берут, то не берут, то опять хотят, но в другой комплектации. Дома его ждала очередная шляпка. Надо сказать, она была великолепна: широкополая, украшенная искусственными осенними листьями, которые казались живыми. Тем не менее Артем вздохнул.
– Ди, ну сколько можно? Ведь от твоих головных уборов в квартире тесно. На стеллажах места уже нет. Нужна еще одна квартира!
Диана ждала совсем других слов. Когда она шла по улице, все оборачивались, а одна женщина даже спросила, где такое чудо можно купить.
– Тесно, потому что кое-кто слишком групногабаритный! – сердито ответила Диана. – И у кое-кого совсем отсутствует театральное мироощущение!
Артем надулся.
– И стеллаж сделал, и шкаф. Коробки... А ты все покупаешь. Давай часть коллекции твоим родителям отдадим на хранение?
– Нет! Только вместе со мной!
– Однако со всем этим добром надо все же что-то делать. Придумать что-то. – Муж пытался найти компромисс.
– Ах так! Тогда я «со всем этим добром» ухожу к родителям.
Он в ошеломлении следил, как Диана собиралась. Впрочем, она взяла с собой всего две или три коробки шляп, а большой чемодан на колесиках заполнила одеждой. Он понимал, что надо ее задержать и извиниться, но заупрямился. А она, так и не дождавшись извинений, ушла.

Родители утешали ее, как могли. Когда дочь осталась с папой вдвоем на кухне, он осторожно сказал:
– Мне кажется, твой муж в чем-то прав. Подумай, может, стоит уступить?
– Но если я уступлю один раз, мне придется уступать все время!
– Ну и что? А он разве тебе не уступает? Отношения и основаны как раз на том, чтобы идти на компромисс. Я не спорю с мамой, когда она говорит, что я рассеян и забыл что-то обещанное сделать, соглашаюсь, когда она преувеличенно хвалит меня за какой-то пустяк. Взамен у меня есть прочные отношения.
В это время Артем, пользуясь неожиданной свободой, решил развеяться в выходной день. Очень удачно как раз организовалась встреча у одного из одноклассников. Накрыли стол, устроились компанией человек в десять, вспоминали. Ссора с женой уже почти забылась, когда пришла еще одна одноклассница, в которую все мальчишки были когда-то влюблены. Она была в шляпке. В первую минуту Артем подумал: какая она красивая, совсем не изменилась! И как ей эта шляпка идет! Стоп, вдруг спохватился он. Шляпка? Я же ненавижу все эти шляпки. Странно. Выходит, они меня раздражают только на Диане? А на однокласснице не раздражают?! Артем выпил целую бутыль минералки, вытер лоб и подумал с грустью: «Какой же я глупец. Неужели привык к жене? Ну хорошо, даже если у нее хобби на грани фобии, то... Я же не смогу ее из-за этого разлюбить!»
Он торопливо попрощался с друзьями, вышел и сразу набрал номер жены.
– Дианочка, это я, здравствуй.
– Привет, – ответила она стесненным голосом.
– Мне нужно с тобой поговорить. Давай встретимся в торговом центре у метро возле нашего дома.
Он сразу взял ее за руки своими большими теплыми ладонями и сказал:
– Прости. Я был неправ. И у меня есть кое-какие идеи.
– Я тоже была... – начала Диана произносить заготовленную фразу и осеклась. – Какие?
– Мы пригласим твоих подруг, каких-нибудь наших родственниц и устроим на твой день рождения шляпный бал.
Диана растерялась, хотя было видно, что идея ей нравится.
– Пусть они в шляпках покрасуются. И людям интересно, и шляпам польза: а вдруг они мечтают о людях, лежа в тишине своих коробок? Вот будет им радость!
Она ничего не успела сказать: он повлек ее за собой в магазин головных уборов. Подвел к большой, усыпанной блестками черной шляпе и сказал:
– Берем эту. И назовем ее «Принцесса Диана».