Почему Александр Великий перестал забивать

Александр Щербаков 5
Любители хоккея с шайбой в России знают, что за океаном, в северной Америке, Александром Великим называют российского хоккеиста Александра Овечкина, который всю заокеанскую карьеру проводит в клубе «Вашингтон Кэпиталз», с которым однажды выиграл даже Кубок Стэнли. Но вообще-то этот клуб не входит в число обычных фаворитов перед каждым сезоном, и далеко не всегда даже попадал в розыгрыш Кубка Стэнли. Вот и сейчас он далек от лидеров, правда, победы последних туров позволили ему попасть в число первых восьми команд своей конференции, которые играют в кубке Стэнли. Но увы, вклад капитана в успехи команды очень небольшой. И это очень расстраивает болельщиков клуба как в северной Америке, так и в России, где у Александр Овечкина много поклонников.

Пятнадцать голов. Это все, с чем Александр Овечкин может закончить сезон 2023-24 при таких темпах.
Известный ресурс the athletic.com опубликовал статью с разбором игры Овечкина и причинах его неудач. Читаем вместе.
***
Овечкин никогда не заканчивал сезон с жалкими 15 голами. Он никогда не опускался ниже отметки в 20 голов, даже в сокращенные сезоны. А сейчас он впервые в своей карьере проводит 13 матчей подряд без голов. Пять голов, которые он имеет на данный момент, даже не впечатляют - только три были забиты вратарю в воротах (а не в пустые).

Даже если 38-летний Овечкин далек от своего расцвета, это неожиданный спад для одного из величайших бомбардиров всех времен. Так в чем же причина такого спада стареющей суперзвезды? Является ли эта суровая реальность новой нормой? Есть ли у него шанс изменить ситуацию во второй половине сезона?

Слоном в комнате является его возраст. Не каждый игрок доигрывает до 38 лет в НХЛ, а если и доигрывает, то на этом этапе карьеры часто становится непохожим на себя. Кривые старения, описанные в работах Люка и Джоша Янггренов из Evoling Hockey  или Кэма Лоуренса, ныне работающего в "Коламбусе", подтверждают это. Эти кривые говорят о том, что игрок достигает своего пика в возрасте от 20 до 25 лет и начинает снижать игровой уровень в возрасте 30 лет с резким спадом ближе к 40 годам.

В кривых старения могут быть выбросы и случайности, и обычно это касается элитных талантов. Их пик, как правило, настолько высок, что в конечном итоге тенденция к снижению может быть выше средней. Это, в сочетании с тем фактом, что голевые передачи в большинстве имеют тенденцию к снижению больше, чем результативность в большинстве (как показывает работа нынешнего помощника генерального директора "Каролины Харрикейнз" Эрика Тульски), должно, по идее, работать в пользу Овечкина. Также как и тот факт, что "стрелки" (прим. каким является Овечкин с его броском) обычно стареют лучше, чем просто снайперы (на что указывают работы Тулски и Райана Стимсона). Но в этом сезоне все было не так.

Аспект игры в большинстве особенно актуален, поскольку именно там Овечкин обычно забивает много голов. Около 37 процентов его голов за сезон в среднем приходятся на игру в большинстве. В лучшие годы его игры в большинстве составляли 50 процентов от общего числа его голов. В этом году, он забил всего один гол в большинстве, это 20 процентов от всех голов, что является минимальным карьерным уровнем. Это более чем 10-процентное падение по сравнению с каждым из двух последних сезонов.

В этом году Овечкину ужасно не везет в бросках по воротам: он реализует лишь 2,6 процента своих бросков в большинстве, в то время как обычно этот показатель составляет около 15 процентов. Этот показатель должен приблизиться к среднему и привести к большему количеству голов - тем более что его процент попадания ненамного ниже, чем в прошлом году, когда ему удалось забить 14 голов в большинстве. Более того, качество его бросков лучше, чем в прошлом году, а индивидуальный ожидаемый процент голов составляет 2,3 на 60 мин. Судя по качеству его бросков, даже не учитывая его снайперский талант, ожидается, что в большинстве он забьет не менее 5 голов.

Около 30 процентов неблокируемых бросков вингера были в створ ворот, что относительно мало по сравнению с прошлыми годами. Но одно из отличий заключается в том, насколько часто соперники блокируют его броски. В этом сезоне было заблокировано чуть менее 32 процентов его попыток, что довольно близко к показателям прошлого сезона. В среднем (если брать период с 2007-08 годов) в меньшинстве блокировали только 27 процентов его бросков.

В прошлые годы соперник в меньшинстве не мог позволить себе сдерживать только Овечкина, даже если он был главной угрозой команды при игре в большинстве. Слишком много талантов было у "Вашингтона" вокруг Овечкина, которых тоже нужно не упустить из виду. Так что наличие меньшего количества вариантов игры в большинстве теперь (из-за отсутствия классных партнеров у Овечкина), вероятно, объясняет, почему соперник в меньшинстве стал активнее блокировать броски Овечкина.

Возможно, именно поэтому меньшинство соперника чувствует, что может пытаться больше обманывать Овечкина, а то и вовсе перекрывать ему проходы для бросков. Ограничение его возможности получить шайбу в первую очередь нейтрализует лучший бросок команды в большинстве. Еще лучше для соперника, если он сможет завладеть шайбой и очистить зону. Если заставлять такого игрока, как Овечкин, который играет 95 процентов времени в большинстве, кататься назад, это может привести к усталости во время длительных смен.

Также необходимо учитывать предсказуемость их игры в большинстве. Конечно, в этом сезоне были изменения - потеря Никласа Бэкстрема была одним из них, смещение Евгения Кузнецова с первого звена и добавление Тома Уилсона - другим. Но отсутствие движения и слишком частое стояние в позиции вредит "Вашингтону". Как и очевидная стратегия, направленная на то, чтобы "накормить" Овечкина, чтобы он мог сделать свой патентованный бросок.

Слэп-шоты (щелчок) не так часто используются в современной игре, потому что игрокам довольно легко их "прочитать", а в случае Овечкина это видно по ожиданию с зависшей в воздухе клюшкой Овечкина, готовящегося к броску. При правильном пасе, предшествующем этому, бросок может быть одним из самых сложных для остановки. Это движение перед броском очень важно для того, чтобы предотвратить опасность броска. Вратарю трудно среагировать на бросок, созданный боковым пасом. Что делает его попытки менее опасными, чем в прошлые годы, так это то, откуда часто исходит этот пас. Независимо от того, играет ли он в первом или втором звене, его обычно подставляют с точки либо Джон Карлсон, либо Расмус Сандин.

Сравните это с прошлым годом. Из 15 голов Овечкина в большинстве в прошлом сезоне 11 были "уан-таймерами" (прим. бросками в одно касание). Шесть из них были созданы с помощью центральных передач с точки, а еще пять - с помощью боковых передач. Так что, как бы ни был опасен его "уан таймер", эти броски не так смертоносны, как могли бы быть, благодаря передаче с центра. Игра развивается, и даже лучшие игроки вынуждены приспосабливаться.

Единственный гол в большинстве, который Овечкин забил в этом году, начался с передачи Уилсона. И хотя первоначальный бросок в одно касание не был тем броском, который "пробил" Джозефа Уолла из "Торонто", дальнейшие перемещения игроков привели к голу.

Проблема Овечкина в том, что его проблемы с набором очков распространяются не только на игру в большинстве. В сезоне у него всего один гол при игре пять на пять. Здесь его снова подкосил низкий процент реализации бросков - 1,85% при среднем за карьеру около 11%. Но есть и другие тенденции, вызывающие беспокойство, в том числе карьерные минимумы (с 2007-08 гг.) по количеству бросков и ожидаемому количеству голов. По сравнению с прошлым годом большее количество его бросков не попало в створ, а также большее количество бросков было заблокировано соперниками.

Помимо индивидуального спада, которого следовало ожидать на данном этапе карьеры, на его старт влияет команда, которая его окружает. Нереально предположить, что в 38 лет человеку даже такого калибра, как Овечкин, не потребуется больше поддержки, чтобы играть в полную силу. Окружение его высококлассными пасующими может стать ключом к поддержанию его успеха, поскольку он уже не достиг тех высот, которые были в прошлые годы. Но, по наблюдениям Кори Знэджера, его основные центровые Дилан Строум и даже Евгений Кузнецов стали меньше перемещать шайбу. У обоих игроков наблюдается спад в передачах для создания бросков и голевых моментов своих партнеров, а в команде нет плеймейкера, который мог бы снабжать Овечкина, чтобы компенсировать это. Это может объяснить, почему его показатели по броскам и голевым моментам снизились по сравнению с прошлым годом, когда он играл в паре со Строумом и Кузнецовым.

Что значит для Овечкина в его погоне за рекордом по количеству забитых шайб?
Некоторые области в игре Овечкина должны стать ближе к среднему уровню. Он не должен весь год бросать на пять процентов и может приблизиться к своему среднему показателю за карьеру - 12,8, если сможет продолжать забрасывать шайбы в высоком темпе. На данный момент он занимает 10-е место в лиге по количеству бросков во всех ситуациях. И у него четвертая по величине разница между его фактическим количеством голов и ожидаемым, уступая только Мэттью Ткачуку, Джошу Андерсону и Джону Таваресу. Все это предвещает более продуктивный отрезок. Если бы он не отставал от ожиданий в начале сезона, то потенциальный 36-голевой сезон стал бы идеальным прогрессом на пути к следующему рубежу. И это еще без учета броскового потенциала, который он демонстрирует из года в год, в том числе и в прошлом сезоне.

Но даже если Овечкин наберет темп, он потерял очень много очков за первую треть сезона. И нет никаких гарантий, что этот темп достигнет того уровня, который необходим ему для того, чтобы удержать рекорд по количеству набранных очков. Просто не хватает поддержки команды, чтобы компенсировать индивидуальный спад, и выносливость может стать проблемой на этом отрезке. В этом сезоне он менее физически активен, что может уберечь его от уставания, а его среднее время на льду снизилось до минимальных в карьере 18:22 во всех ситуациях. Но 82 игры - это тяжелое испытание для любого, особенно для стареющей звезды.

Старение неизбежно, и от этого не застрахован ни один игрок, даже такие великие, как Овечкин. Гонка за рекордным 894-м голом еще не проиграна, но такое медленное начало сезона делает следующие 67 голов еще более пугающими.

- Данные предоставлены Evolving-Hockey, HockeyViz, Hockey-Reference, AllThreeZones и NaturalStatTrick.
***
Я лично с большим интересом прочитал этот материал. Для какого-нибудь аспиранта из университета этого вполне хватит для написания кандидатской диссертации на спортивную тему. Все буквально разложено по полочкам, игра Овечкина как под микроскопом. Но не ясно, читал ли эту статью сам Овечкин, который стремится к «вечному» рекорду Уэйна Гретцки в регулярных чемпионатам НХД – 894 гола. Если смотреть на статистику Гретцки в конце его карьеры, когда он уже не играл в звездном «Эдмонтон Ойлерз», где его окружали такие же звездные игроки, как Яри Курри, Марк Мессье, Гленн Андерсон, Пол Коффи, с которыми он выиграл 4 кубка Стэнли, а в менее звездных командах, то количество забитых шайб в ворота соперников тоже уменьшалось, но не так сильно, как у Овечкина. К тому же нужно сказать, что состав команд, когда играл Гретцки, был не такой ровный, да и команда из Эдмонтона играла в самом слабом по составу дивизионе. А Вашингтону противостоят весьма сильные клубы из Питсбурга, Нью-Йорка, Бостона, Детройта, да и игра в 21 веке более осторожная, все предпочитают меньше пропускать, чем больше забивать, как это было во времена Уэйна.  Так что не будем окончательно хоронить надежды Александра Великого побить «вечный» рекорд Гретцки. Главное, что бы его здоровье не подвело.