Спаситель Отечества

Сергей Минкевич-Одровонж
      СПАСИТЕЛЬ ОТЕЧЕСТВА
Так можно сказать об Осипе Ивановиче Комиссарове. Он родился 1838; село Молвитино, Буйский уезд, Костромская губерния (сейчас пгт. Сусанино, Сусанинский район, Костромская область), Российская империя — 1892; Полтавская губерния, Российская империя) — шапочный мастер, временнообязанный крестьянин барона Кистера, уроженец Костромской губернии, который 4 апреля 1866 года спас жизнь императору Александру II, отведя в сторону руку покушавшегося на императора Д. Каракозовым. Судьба вознесла его на пьедестал. Сын крепостного крестьянина стал потомственным дворянином. Раковым днём для него стал 4 апреля 1866 года. Он прогуливался по Летнему саду в Петербурге. Ему попался подозрительный человек. "Сам не знаю, что, но сердце мое как-то особенно забилось, когда я увидел этого человека, который поспешно пробивался сквозь толпу; я невольно следил за ним, но потом, однако, забыл его, когда подошел государь. Вдруг вижу, что он вынул и це-лит пистолет: мигом представилось мне, что, коли брошусь на него или толкну его руку в сторону, он убьет кого-либо другого или меня, и я невольно и с силой толкнул его руку кверху; затем ничего не помню, меня как самого отуманило". Первым, что Комиссаров толкнул под руку Каракозова, заговорил оказавшийся на месте покушения герой Крымской войны граф Эдуард Тотлебен. Он дал подробные показания полиции. Комиссаров спас жизнь императора Александра II. Стрелял в царя дворянин Каракозов. У него нашли записку: "Удастся мне мой замысел — я умру с мыслью, что смертью своею принес пользу дорогому моему другу — русскому мужику".
По Петербургу пошёл гулять анекдот: "Вы слышали, что в Петербурге в русского царя стреляли?"
— "Да, слышал. А не знаете ли, кто стрелял?"
— "Дворянин". 
— "А кто его спас?"
— "Крестьянин".
— "Чем же его наградили за это?"
— "Сделали дворянином".
На Осипа Ивановича Комиссарова посыпались почести: Орден Святого Владимира 4-й степени, Медаль "4 апреля 1866 года", учреждённая специально для награждённого, Командорский крест ордена Франца Иосифа (Австро-Венгрия), Кавалер ордена Почётного легиона (Франция). Царь возвёл в потомственное дворянство с прибавлением к фамилии при-ставки Костромской. Так сын крепостного крестьянина стал потомственным дворянином Комиссаровым-Костромским. Ему назначили пенсию в 3000 рублей в год и собрали 9000 рублей на покупку имения. Я не знаю, сколько эти деньги в современных белорусских рублях, но думаю сумма приличная была по тем временам. Потом отправили на военную службу. Только там Комиссаров не прижился. Потомственные дворяне сослуживцы смотрели на него как на выскочку, ведь недавно он был крепостным, а они родовитые дворяне. Комиссаров спился и через десять лет вышел в отставку в чине ротмистра и поселился в дарованном ему имении. Судьба Осипа Ивановича сравнима с судьбой Алексея Стаханова. Они оба были судьбой вознесены на пьедестал, но слава их погубила. Сегодня многие спорят, а не проще было Осипа Ивановича отправить в своё имение, где бы он занимался привычным для себя сельским трудом. Ведь его подвиге после казни Карагозова просто забыли. После отставки он вернулся в привычную ему среду. Стал заниматься сельским трудом. Завёл пасеку пчёл.