Ефим Захарович Копелян первая часть

Борис Пономарев 3
Ефим Захарович Копелян (первая часть)

Все люди на нашей красавице Земле давно смирились с мыслью о том, что Природа не привыкла щедро одаривать «подшефное» человечество большим количеством чрезвычайно талантливых представителей мира искусства: композиторов, художников, поэтов, писателей, актеров, певцов — все это не «серийная продукция», а «штучный товар». Так уж случилось, что аналогичное положение сложилось и с численностью высококлассных дикторов, работающих в сфере радиовещания, телевидения и кинематографии. Мне кажется, что выдающихся представителей этой профессии гораздо меньше, чем хотелось бы. А все дело заключается в том, что я и оставшиеся, к счастью, до сих пор в живых мои ровесники еще слишком хорошо помним двух феноменальных дикторов, которые приводили слушателей в восторг своим профессионализмом (есть с кем сравнивать).

Первым был диктор Всесоюзного радио Юрий Борисович Левитан, которого Верховный главнокомандующий И.В.Сталин оценивал как единственно достойного для того, чтобы сообщать советскому народу то, что он считал истиной в первой инстанции. Главковерх называл его голос государственным голосом Советского Союза, способным сделать радость народа безмерной, и убедить советских людей в том, что горе преходяще. Довольно часто, когда И.В.Сталину советовали лично выступить перед микрофоном с обращением по какому-либо поводу к народу, он говорил, что Левитан сможет прекрасно это сделать от его имени. В звучании голоса Юрия Борисовича было что-то гипнотическое, буквально завораживающее тех, кто его слушал. Именно такое воздействие его голоса на советский народ стало причиной того, что бесноватый фюрер нацистской Германии Адольф Шикльгрубер назвал его своим личным врагом (до этого момента такой чести удостоились Чарльз Спенсер Чаплин и Илья Григорьевич Эренбург). 

Я убежден в том, что благодаря его воздействию такого рода на радиослушателей, в стране неимоверно сильно возрос уровень патриотизма, свидетельством чего являлись многочисленные случаи самопожертвования, такие как ночной воздушный таран немецкого самолета-бомбардировщика, который осуществил военный летчик Виктор Васильевич Талалихин в 1941 году в небе над Москвой, подвиг красноармейца Александра Матвеевича Матросова, закрывшего в 1943 году своей грудью амбразуру немецкого ДЗОТа, спасшего тем самым от пулеметного огня бойцов своего подразделения и позволившего им успешно завершить атаку опорного пункта. Это же воздействие голоса Ю.Б.Левитана, по моему мнению, в немалой степени способствовало развитию партизанского движения, записи наших соотечественников в народное ополчение. Мой средний брат тоже ушел добровольцем на фронт, хотя имел бронь от призыва в армию в связи с тем, что он был студентом транспортного института (самый старший брат уже тогда воевал и погиб в 1943 году).

Вторым таким знаменитым в нашей стране диктором был  Леонид Иванович Хмара, в отличие от Ю.Б.Левитана, работавший в Москве на Центральной студии кинохроники, в 1944 году переименованной в ЦСДФ (Центральную студию документальных фильмов). Его изумительным голосом звучали двести фронтовых киножурналов времен Великой Отечественной войны, а после войны выпуски кинопериодики «Новости дня», «Советская армия», «Советский спорт», «Советское кино». 

Но время, как водится, шло, старые кумиры уходили. Аристотель говорил, что свято место пусто не бывает, поэтому приходили новые профессионалы. На Центральном телевидении появились замечательные дикторы Игорь Леонидович Кириллов и Виктор Иванович Балашов, на радиовещании стал работать обладатель фантастически красивого дикторского голоса Виктор Васильевич Татарский (к великому сожалению, относительно недавно, а именно, 27 февраля 2022 года, покинувший нас навсегда), который многие годы вел великолепные музыкальные радиопередачи, в кинематографе, к огромной радости кинозрителей, вдруг начал душевно звучать за кадром изумительный голос гениального актера Зиновия Ефимовича Гердта, до этого мало кому известного, но сразу ставшего узнаваемым и неповторимым.

Все это весьма радовало, но подсознательно хотелось, чтобы поступательное движение вперед в данной сфере успешно продолжалось. «Там, наверху», это желание явно ощутили, и произошло своего рода чудо: 11 августа 1973 года Центральное телевидение СССР начало показ двенадцатисерийного телевизионного художественного фильма «Семнадцать мгновений весны», снятого на киностудии имени М.Горького режиссером Татьяной Михайловной Лиозновой по сценарию Юлиана Семёновича Семёнова, написанному им на основе своего одноименного романа, повествующему о советском разведчике, внедренном в высшие эшелоны власти нацистской Германии.
Незадолго до этого события, я получил в профкоме моего родного ташкентского проектного института «Средазгипроцелинстрой» путевки на всю мою семью для отдыха в пансионате нашего «Главсредазирсовхозстроя», находившемся на Каттасайском водохранилище в 10 километрах от города Ура-Тюбе Ленинабадской области Таджикистана. Нам предоставили прекрасные условия: жили мы в коттеджах со всеми удобствами, причем в каждом из них был большой телевизор. Мы по достоинству оценили это через несколько дней после прибытия, когда начался показ вышеуказанного сериала.

Несмотря на то, что в пансионате отдыхало довольно большое количество людей, в тот момент, когда начинался показ очередной серии, на всем его пространстве не оставалось ни одной живой души, все сидели внутри коттеджей у экранов телевизоров. По моему мнению, это происходило не только потому, что великолепный сценарий фильма был написан чрезвычайно талантливым и высокоэрудированным писателем Ю.С.Семёновым, и не только потому, что фильм был снят превосходным режиссером Т.М.Лиозновой, и не только потому, что главную роль штандартенфюрера СС Макса Отто фон Штирлица (Максима Максимовича Исаева) мастерски играл чрезвычайно популярный актер Вячеслав Васильевич Тихонов.

Для меня совершенно неожиданным потрясением явился закадровый голос актера Ефима Захаровича Копеляна и, по моему мнению, его участие в фильме в этой закадровой роли («Текст от автора читает Ефим Копелян») в огромной степени способствовало фантастическому успеху данного сериала. Ефим Захарович или «Ефильм Закадрович», как он иронично сам себя называл в процессе съемок этого увлекательного киношедевра, ставший внутренним голосом Штирлица, размышлявший вслух за кадром в течение всего сериала, помогал зрителям полностью осознавать масштаб событий, происходивших во время последнего периода Второй мировой войны. При этом они не только следили за сюжетом, но и успешно впитывали в себя «информацию к размышлению», предоставляемую им автором сценария Ю.С.Семёновым и потрясающе озвученную Ефимом Захаровичем.

Ведь  недаром Т.М.Лиознова рассказывала потом,что перед началом съемок она звонила в Ленинград и коленопреклоненно просила Ефима Захаровича читать в ее сериале авторский текст. По признанию режиссера, работать с ним было наслаждением. Он стал для нее настоящим соратником, она часто советовалась с ним, восхищалась глубоким тембром его голоса и актерским мастерством, ведь его голос звучал так, как будто Е.З.Копелян знал больше, чем говорил в картине.

К счастью, такое мое мнение о значении участия Е.З.Копеляна в создании этого сериала полностью совпало с точкой зрения руководства нашей страны, в результате чего, ему было присвоено высокое звание Народного артиста СССР, а затем он был удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (посмертно, так как Ефим Захарович неожиданно скончался). В момент этой кончины все мы потеряли в его лице не только выдающегося актера, но и диктора, обладавшего настолько высоким профессионализмом, что он мог бы без каких бы то ни было проблем заменить в нужный момент любого другого диктора и на телевидении, и в радиовещании, и в кинематографе.
 
А теперь начну все с самого начала, я имею в виду, что попытаюсь рассказать его биографию. Ефим Захарович Копелян родился 30 марта (12 апреля) 1912 года в небольшом городке Речица Минской губернии (ныне Гомельской области Белоруссии) в состоятельной еврейской семье. Его отец Залман (Захар) Давидович Копелян был лесозаготовителем. Деду по материнской линии Мордуху Хацкелевичу Френкелю принадлежал лесопильный завод, поставлявший древесину военному ведомству. Некоторые люди думали, что он армянин, в результате чего возникали разного рода забавные ситуации.

Забегая вперед, поведаю о самой курьезной из них истории с приглашением Ефима Захаровича во второй половине 50-х годов киностудией «Арменфильм» на главную роль в запланированном фильме о профессиональном революционере Симоне Аршаковиче Петросяне, известном под партийным псевдонимом Камо. Когда состоялась встреча Е.З.Копеляна с руководством киностудии, ему объяснили, что данное приглашение сделано по приказу лидеров Армянской ССР, которые четко заявили, что эту роль должен играть только армянин. Ошарашенный такой информацией, Ефим Захарович долго объяснял, что в его организме нет даже доли процента армянской крови, что фамилия его предков была ранее Каплан, которая позже преобразовалась в Копелян.

Как тут было не вспомнить знаменитого в Российской империи Александра Христофоровича Бенкендорфа, шефа жандармов и одновременно Главного начальника III отделения (тайной полиции) Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Он весьма часто утверждал, что законы пишутся для подчиненных, а не для начальства. Как всем хорошо известно, приказ начальства — закон для подчиненного, и этот приказ должен быть неукоснительно исполнен. Руководители киностудии «Арменфильм» прекрасно знали об этом, поэтому безотлагательно выполнили приказ лидеров Армянской ССР, с большими извинениями и огромным сожалением отозвали свое приглашение Ефиму Захаровичу участвовать в съемках запланированного фильма.

Должен сказать, что студия «Арменфильм» нашла весьма достойную замену Е.З.Копеляну, утвердив на роль Камо в вышеуказанном фильме Гургена Ованесовича (Георгия Ивановича) Тонунца, армянина, родившегося в 1922 году в Тифлисе (как принято говорить в США, грузина армянского происхождения). Режиссеру Степану Агабековичу Кеворкову (Геворкянцу) удалось с его участием создать кинотрилогию о Камо: «Лично известен» (1958), «Чрезвычайное поручение» (1965) и «Последний подвиг Камо» (1973), имевшую неплохой кассовый успех.

Продолжаю высвечивать детали биографии Е.З.Копеляна. Когда ему исполнилось 17 лет, он уехал в Ленинград и устроился токарем  на бывший Путиловский завод, переименованный к тому времени в  «Красный путиловец». Спустя некоторое время Ефим Захарович понял, что нужно получить хорошее образование, а поскольку ему нравилась профессия архитектора, он поступил учиться на соответствующий факультет Института пролетарского изобразительного искусства, который до Революции носил название «Санкт-Петербургская Императорская Академия художеств».

В связи с недостатком денежных средств, ему пришлось искать возможность приработка. Фортуна предоставила Ефиму Захаровичу такой источник дополнительного заработка в виде участия в массовках Большого драматического театра. Ему это занятие настолько сильно понравилось, что он решил бросить учебу в своем институте. В 1931 году Е.З.Копелян стал учиться актерскому мастерству в Студии при БДТ, а после того как окончил ее в 1935 году, он стал полноправным актером этого легендарного театра, причем проработал в нем больше сорока лет вплоть до момента ухода из жизни.

В мае 1941 года он женился на молодой актрисе данного театра Людмиле Иосифовне Макаровой, но Великая Отечественная война разлучила их на довольно длительный срок. Почти сразу после ее начала Ефим Захарович записался добровольцем на фронт, но для прохождения воинской службы был направлен в качестве артиста в агитвзвод для поднятия боевого духа наших бойцов, принимая участие «в гастролях» прямо на линии фронта под обстрелами и бомбежками  Вот как он сам вспоминал то тяжелое время:

— Слова «театр» не существовало. Наша часть — а это была именно часть — называлась по-военному агитвзвод. На верхнем этаже Ленинградского Дома Красной Армии — наша казарма. Холодно. Уже несколько недель нет света, не работает водопровод. Спим, укрывшись с головой шинелями. Задолго до наступления позднего зимнего рассвета будит дневальный. Скудный завтрак отнимает немного времени. С транспортом в осажденном, замерзающем городе туго. Когда надо, как бывалые пехотинцы, продвигаемся вперёд перебежками, когда приходится — ползком.

За свою активную деятельность в годы войны Е.З.Копелян был заслуженно награжден медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.».

Конец первой части (окончание во второй части)

Борис Пономарев