Женщины-викинги и Морской змей

Гедеон Янг
#Корман, #кинообзор, #олдскул, #приключения, #викинги, #категорияВ

«Женщины-викинги и Морской змей» (полное название «Сага о женщинах - викингах и их путешествии по водам Великого змеиного моря») - один из весьма характерных фильмов эпохи по многим параметрам. Во-первых, это фильм Роджера Кормана со всеми вытекающими и обычными для него следствиями. Бюджет в триста тысяч долларов, примерно втрое превышающий обычные бюджеты режиссёра-скорострела. Четыре месяца ускоренных съёмок – Корман хотел упредить уже снимавшихся и вышедших спустя несколько месяцев после «Саги» и дико успешных «Викингов» Ричарда Флейшера. Напряжённая обстановка съёмок из-за многих сцен с участием лошадей, в которых некоторые актёры поранились. Видимо, первая волна моды на викингов в масс-культуре, которую не мог упустить плодовитый и вездесущий Корман – все викинги и викингши, как на подбор, «чистокровные арийцы», кроме жрицы Энгер – жгучей брюнетки. Возможно, именно эта её «расовая инаковость» и намекает на измену. Другая мода того времени, не только кинематографическая – на «амазонистые» женские наряды с максимально обнажёнными частями тела, короткие юбки и блузки-безрукавки. Наконец, неприкрытый феминизм – героические викингши спасают из плена своих недотёп-мужчин.

Сюжет, сам по себе изумляющий, как бы это помягче выразиться, оригинальностью, таков – шесть женщин-викингов с невнятным социальным статусом – то ли жёны, то ли девы, то невесты отправляются в опасное плавание по Змеиному морю, разыскивая своих пропавших три года назад мужчин. Корабль разбивает легендарный Морской Змей. Спасшиеся было викингши попадают в плен гримальдов, которыми правит самодур Старк. Мужчин женщины находят – те работают на рудниках в рабстве у Старка. После ряда несуразных приключений типа охоты на кабана (всего с двумя собаками), борьбы принца гримальдов Сеньи с лидершой (-кой?) викингш Дезире или неудавшегося жертвоприношения пленников, в которых викинги неизменно побеждают, пленникам наконец удаётся бежать.
Есть здесь даже религиозное противостояние – боги викингов, в частности «бог света» Тор побеждает «ложных богов» «неверных дикарей», затушив жертвенные костры ливнем. Его жрица, единственная брюнетка Энгер, сначала пытается предать единоплеменников, будучи влюблённой в конунга Ведрика, но в итоге жертвует собой, спасая их.

И самое главное – неимоверное количество всевозможных косяков, ляпов и обиняков. Здесь и сырой, то ли комканый, то ли мятый и рваный сценарий, и накладки из-за смены актёров, и несуразное, даже алогичное поведение всех персонажей, и их глупейшие диалоги. Похахатываешь, когда единственный почему-то оставшийся на земле викингов среди женщин юноша Оттар пытается нападать на воинов-гримальдов будто бы играючи, и точно так же отгоняется теми, или когда викингские девы в статусе «рабов» гримальдов пируют с ними за одним столом, да и во всех прочих сценах – и много чего ещё, весь фильм такой. Про «Морского змея» лучше и не поминать, без слёз не взглянешь – даром, что Ведрик закалывает гигантского монстра маленьким клиночком. Интересно, чему или кому фильм обязан этим всем – обычаям ли эпохи, уровню фильмов категории В, авторскому стилю Кормана (ещё живого, кстати!) или его поспешности? Думается, всему этому вместе. Как бы то ни было, «Сага» останется характерным и знаковым памятником олдскульного кино 50-х.