История продолжается

Машин
На личном опыте убеждался не раз: ничто в жизни не происходит просто так, «на пустом месте». Вот крохотный пример: много лет я занимался пушкинской темой, издал книгу «Тайны Пушкина», написал о нем пьесу «Вызов», а в тот день, когда моя жена принесла мне в больницу первый экземпляр моей новой книги “Неизвестный Пушкин”... в мою больничную палату привезли нового пациента, и звали его, как вы уже догадываетесь,  Александр Пушкин! Так что пришлось мне дарить новую книгу неизвестному мне прежде Пушкину и подписывать ее “Александру Пушкину от Эльдара Ахадова”. Кстати, этот неизвестный Пушкин был как две капли воды похож на старшего сына поэта, Александра Александровича Пушкина! В следующей книге я писал уже и о них.
Итак, начну с конца. Вернее, с того, что я считал, простите за намеренную тавтологию, окончательным концом истории. Но теперь понимаю, что и это – не конец. Первичным источником информации о пребывании знаменитого полярного исследователя, лауреата Нобелевской премии мира норвежца Фритьофа Ве;дель-Я;рлсберг Нансена стала для меня не книга, не радио, не телевидение, не газета или журнал, и,  даже не всезнающий и вездесущий  интернет, а живой человек, для которого этот как бы далёкий где-то там полярник Нансен был родным и близким для семьи человеком – дядюшкой Фритьофом. Галина Константиновна Назарова, хотя и родилась в 1919 году, но памятью обладала совершенно потрясающей! Она была одной из самых прилежных моих учениц в литературной студии «Былина» для незрячих и слабовидящих, с которой я работал больше десяти лет. Как-то на одном из занятий «Былины» в пылу полемики она запросто прочитала наизусть полный текст одной из передовых статей газеты «Комсомольская правда» за 1937-й год. Память незрячих порой просто уникальна: Галина Константиновна сочиняла стихи, держа в памяти все черновые варианты своих строчек!
До войны Назарова окончила физмат ленинградского педагогического института, потом участвовала в обороне Ленинграда, стала блокадницей, в общем, досталось ей лиха по жизни так, что не позавидуешь. Так вот, именно эта в пору нашего знакомства уже очень пожилая женщина стала для меня живым мостиком во времени и пространстве, превратив историю о приезде в Сибирь знаменитого полярного исследователя Фритьофа Нансена в часть обычной семейной истории о енисейских купцах Востротиных. Назарова (в девичестве Михайлова) по материнской линии была их прямым потомком: отставной офицер Василий Васильевич Востротин был её дедом, а Степан Васильевич, друживший с Нансеном, был родным братом её деда. По мнению Галины Константиновны, именно экспедиция дядюшки Фритьофа на «Омуле» от Диксона до Енисейска и настойчивость Степана Васильевича способствовали открытию в 1915 году морского пути перевозок большого количества грузов из Англии и Америки в Сибирь через Скандинавию и Карское море.
Действительный член Императорского русского географического общества, депутат Государственной Думы нескольких созывов и городской голова города Енисейска Степан Васильевич Востротин происходил из славного рода сибирских купцов и золотопромышленников, имел высшее университетское образование, учился в Париже, свободно владел европейскими языками. В 1913 году Нансен и Востротин вместе отправились в далёкое и опасное путешествие на корабле «Коррект». На тринадцатый день плаванья «Коррект» достиг острова Диксон и вошел в Енисейский залив. За время путешествия Нансен и Востротин сдружились настолько, что Степану Васильевичу удалось убедить своего норвежского друга отпустить "Коррект" с грузом в обратный путь, а самому пересесть в русское экспедиционное судно "Омуль" и направиться вверх по Енисею до родного для Степана Васильевича Енисейска!
В городе Нансен остановился на три дня в доме Анастасии Алексеевны Кытмановой, невестки Степана Востротина, принявшей гостей, по словам путешественника, "с чисто сибирским радушием".
Кытмановы, чью фамилию носит сейчас местный краеведческий музей, состояли в очень близком родстве с Востротиными. Сама Анастасия Алексеевна Кытманова (урождённая Калашникова) - родная сестра Сергея Алексеевича Калашникова мужа Александры Васильевны, родной сестры Василия и Степана Востротиных. В свою очередь родная сестра Александра Игнатьевича Екатерина Игнатьевна была замужем за Степаном Васильевичем Востротиным. Василий Васильевич Востротин в 1911 г. после смерти Петра Игнатьевича Кытманова был поверенным его дочерей Лидии и Нины при разделе имущества. В общем, все были своими. Чужих тут не было.
В Енисейске 21 сентября 1913 Нансен в первую очередь посещает почту и телеграф для того, чтобы получить долгожданные сообщения от своих друзей и родных: то, чего он был лишен в предыдущие дни. На следующий день путешественник посетил мужскую гимназию, где прочитал горожанам бесплатную лекцию о своих полярных исследованиях, о путешествии на судне «Фрам» и попытке штурма Северного полюса. После выступления гостя для него и его спутников был устроен торжественный приём. Затем гость посетил краеведческий музей, где проявил особый интерес к этнографическим коллекциям. Так закончилось 22 сентября. А 23-его после посещения женской гимназии и прощального осмотра экспонатов городского музея Фритьоф Нансен отбыл со своими спутниками в Красноярск, уже не по реке, а посуху на гужевом транспорте. После Красноярска на Дальний Восток норвежец ехал поездом по железной дороге.
Своё путешествие в Сибирь Нансен описал в книге «В страну будущего»
Степан Васильевич после революции был вынужден эмигрировать в Манчжурию и скончался на чужбине. И лишь в 2011 году его прах был перезахоронен в родном Енисейске. Семья Гадаловых, принявшая Насена в Красноярске, была полностью репрессирована.
8 мая 2015 года Галины Константиновны не стало… Я счастлив тем, что успел пообщаться с этой уникальной женщиной, у которой удивительна не только её личная судьба, но и судьба её рода, некоторые страницы истории которого невероятным образом переплетены со страницами биографии великого норвежского исследователя и путешественника Фритьофа Нансена!
14 ноября 2021 я оказался в Енисейске, а 15 ноября в одном из залов местного краеведческого музея обнаружил живого свидетеля пребывания Нансена в этой самой комнате: тот самый шкаф с экспонатами, который стоит на фотографии Нансена слева позади него… Гляжу попеременно: то на шкаф, то на фотографию. Впечатление такое, будто Нансен только что вышел и сейчас вернётся: нет ни времени, ни пространства.
Всё - рядом.
На этом завершался мой рассказ в книге «Тот самый Нансен!»
Оказывается, опять не завершился, а только сделал паузу почти в год и буквально совсем недавно мой багаж информации внезапно пополнился двумя изданиями: той самой книгой Нансена «В страну будущего», иллюстрации и карты которой заимствованы из издания «Товарищество Л.Ф. Маркса», Петроград, 1915, и книгой Леонида Киселёва «Гадаловы». Книги эти - из личной библиотеки женщины, для которой Енисейск – родина. Догадаться о её фамилии в свете изложенных событий не слишком трудно: Назарова Евгения Юрьевна. При этом, они с покойной Галиной Константиновной совсем не родственницы! Так уж сошлись звёзды! Главное: мой багаж фотографий Нансена времён его и Востротина совместной сибирской эпопеи существенно пополнился. С удовольствием делюсь ими с читателями.   А история явно далека от завершения, и все мы – её участники.