Марлен Дитрих и ЦРУ

Андрей Бухаров
Большой популярностью в годы войны пользовалась немецкая песня «Лили Марлен» в исполнении Марлен Дитрих. Управление стратегических служб США уделило особое внимание распространению этой песни на Западном фронте, так как она оказывала пацифистское воздействие на солдат противника, после чего они охотнее сдавались в плен. Передача песни на волнах немецкоязычного «Солдатского радио» была частью специальной операции американской разведки под кодовым названием «MUZAK».

"Лили Марлен" крутили в каждом эфире "Солдатского радио". А Дитрих стала единственной из всех рядовых участников "MUZAK", кто знал, что принимает участие в операции американской разведки.

"Мы не могли обратиться ни к кому другому из актеров и певцов из соображений безопасности. Но он глава Управления специальных сил Уильям Донован считал, что может доверять Марлен, и что она оценит по достоинству, чем мы занимаемся", - вспоминает агент Управлением стратегических служб США Элизабет Макинтош.

Большая часть деталей  проекта "MUZAK" засекречена до сих пор. Но по общей оценке американской разведки, эти программы были столь же разрушительны для морального духа немцев, как и налеты авиации. "Передачам удалось поднять уровень скептицизма в обществе настолько высоко, что многие люди больше не верили нацистской пропаганде", - говорится в документе.

Песня "Лили Марлен" стала настолько популярной, что ее стали слушать и солдаты США и Британии. Тогда в УСС решили оперативно записать англоязычную версию хита. Примечательно, что английская версия в нескольких местах отличается от немецкого варианта и в целом звучит гораздо более оптимистично.

Например, в немецкой версии последний куплет звучит так: "Из тишины, из глубины земли поднимут меня наверх, как во сне, твои влюбленные уста".

В английской же версии Дитрих пела уже по-другому: "Когда мы маршируем по грязи и холоду, и когда моя ноша кажется мне тяжелее, чем я могу вынести, моя любовь к тебе придает мне сил, и мне снова тепло, моя ноша легка".

В 1945 году Гарри Трумэн наградил Дитрих одной из самых высоких наград в США - Президентской медалью Свободы - "за выдающийся вклад в поднятие духа войск за границей во время войны".

Позже Марлен не раз говорила, что это достижение, которым она больше всего гордилась в жизни.

На фото: Марлен Дитрих на гастролях в оккупационных войсках США, обратите внимание на советский гвардейский значок на ее кителе, очевидно она и в советских гарнизонах бывала...