Пятая Стихия. Федор Шаляпин. 5 часть

Ираида Трощенкова
/Начало http://proza.ru/2023/11/22/352


У девушки дрожали колени. Синее платье в пол скрыло этот так некстати появвшейся недостаток молоденькой певицы. Лера солировала на сцене вечернего Мариинского театра 1920 года.

 Несколько часов  назад...

Путешественница во времени уткнувшись носиком в ворох пыльных вещей спала, видя яркие удивительные сны, они вереницей неслись, накладываясь друг на дружку эпохами, сменяясь, как времена года.
Скрипнула дверь и в проеме между косяками появился высокий мужчина. Лера чихнула и моментально проснувшись подпрыгнула.
- Что же ты, девица, посередине лета в полушубке, да еще в моей костюмерной прячешься? - Артист низким басом на растяжку, обратился к заспанной незнакомке.

Шаль наперекосяк поползла по лицу Леры, Пытаясь одновременно избавиться от верхней одежды и скинуть с себя валенки, девушка не удержалась и оказалась в объятиях хозяина костюмерной.

- Федор Иванович Шаляпин?
- Он самый, с недавних пор руководитель по художественной части сего Мариинского театра. Стоит понимать что ты, новенькая солистка?

Лера пожала плечами не зная что ответить.

- Театр хоть сейчас и пролетарский, но босой на сцену не годится! Ожидай в холле, - и обратившись уже к поломойке, крикнул, - любезнейшая, принесите из людской женской гримерной нам пару туфель...так как говорите вас звать? - вопрос опять был адресован к Лере.

Путешественницу во времени так и подмывало сказать Фрося Бурлакова. Но врать не стала и честно призналась:
- Валерия Ковалева из Умревы...это в Сибири.

- А вот и посмотрим, чем богата земля сибирская окромя мехов и древесины.

Кто бы мог подумать, что сам Шаляпин собирается ее прослушивать! А ведь накануне она пела с ним совсем молодым в конце девятнадцатого века. Видимо не припомнил.

Туфельки с ремешками, которые принесла уборщица, оказались в пору. И руководитель театра Шаляпин любезно показал рукой в сторону двери выходящей на сцену. Внезапно Леру бросило в жар! Где же кринка ... или опять банка? Как быть, неужели потеряла? Что то брякнуло в складках платья, девушка заметно нервничая лихорадочно начала перебирать пальцами в кармане. Нащупала перстень, который при прежней встрече подарил ей Федор Иванович и склянку. Вцепившись в ее горлышко, девушка вытащила из потаенного места флакон из под духов.
Полегчало. Фу, теперь можно не париться по поводу возвращения домой, все само собой как нибудь утрясется. Не впервой!

Вальяжно усевшись в центральном кресле первого ряда Шаляпин обратился к новенькой солистке:
- Пой, да так, чтобы люстра задрожала!

Лера от неожиданности подпрыгнула на сцене и напрочь забыла вообще все. Она смотрела в пустой великолепный зал Мариинки. Начиная с бархатного красного  занавеса, взгляд разбегался по четырем ярусам зрительских мест...

- Да, ты онемела Красавица от счастья!
Шаляпин расхохотался.

И тут Леру прорвало, на ум пришли бабушкины частушки, весело блеснув глазками, она выдала:

- Бабу снежную слепил,
Быстренько женился!
Чуть в дурдом не угодил,
Когда с ней разводился!

Топнув ногой продолжила:

Мне мой милый под окном,
Пел всю ночь, о том, о сем!
А утром - хахатульки,
В носу висят сосульки!

Шаляпин, державший в ладони часы, замер.
А новоиспеченная артистка выдала еще куплет:

- Как у нашего соседа,
Из одежды - два ведра,
Он по улице идет,
Веселит честной народ!

У Федора Ивановича часы вывались из рук.

Нарезая по гримерке круги, мелькая перед глазами Леры, великий артист, засунув одну руку в жилетку, другой жестикулировал:
- Вот оно, влияние нового времени! Пролетарский балаган устраивать не позволю! Так недолече начнем на подмостках великой Мельпомены без партков и петь и танцевать! Сцена, это святое, запомни Девочка!

*
Лера стояла на сцене великой Мариинки. Зал был полон зрителями 1920 года. На галерке свистела пролетарская молодежь. Поправив на большом пальце подарок своего учителя Шаляпина, который он подарил еще в девятнадцатом веке (со всех других пальцев, перстень просто слетал) Лера запела в своем синем красивом платье из Останкино, обшитом жемчугом, и зал притих.

- Эх, вдоль по Питерской
По Тверской-Ямской да эх
По Тверской-Ямской да
С колокольчиком
Едет миленькой, сам на троечке да, ух
Едет лапушка по проселочкам
Ах, во пиру я была, во беседушке, эх
Я не мед пила, да сладку водочку
Сладку водочочку, да наливочику, эх
Я пила, молода из полуведра
То не лед трещит, да не комар пищит
Это кум до кумы судака тащит
Ах, кумушка, ты, голубушка
Свари куму судака, чтобы юшка была
Ах, юшечка, да ты с петрушечкой
Поцелуй ты меня, кума-душечка!
То не лед трещит, да не комар пищит
Это кум до кумы судака тащит
Ах, кумушка, ты, голубушка
Свари куму судака, чтобы юшка была
Ах, юшечка, да ты с петрушечкой
Поцелуй ты меня, кума-душечка!
Да ну поцелуй, ну, поцелуй меня
Кума-душечка. Эх!

Урок, который  преподнес Шаляпин своей ученице, привел в восторг зрительный зал, все аплодировали стоя. Лера низко поклонилась, коленки попрежнему дрожали от волнения... затем дикторским голосом восторженно произнесла:
- Позвольте мне представить автора этой песни, своего учителя, первого народного артиста Советской Республики, Федора Ивановича Шаляпина!

- Эх,дубинушка ухнем!...

Великий артист срывал овации!

А путешественница во времени наблюдала из-за кулис как обычный народ с таким восторгом и обожанием еще долго не отпускал своего кумира, вызывая раз за разом Шаляпина на Бис!

*
Выскользнув на улицу Москвы лета 1920 года, Лера, вдруг, осознала как сильно ей хочется вернуться домой, к сестре и бабушке в свой родной 21 век. Занесла ее пятая стихия по полной программе, но пора и честь знать.

- Погадать, красавица? - В платье девушки вцепилась рука цыганки, глаза блеснули знакомым огоньком.

(Продолжение http://proza.ru/2023/12/23/1321 )