4. Егоркин сон

Сергей Домбровский
Ночью Егорка захотел в туалет по-маленькому. Слез с печки, полусонный почухал к ведру в прихожей.

Уже после всех дел, возвращаясь на своё место, услышал тихий зов бабы Поли: «Егорушка, а ну, подь ко мне». Она сидела в углу дивана, ссутулившись, обёрнутая пледом.

- Поспи чуток у меня на диванчике. Вот на моих коленках подушечка тебе под головку, вот одеяльце тёплое. Ложись, милый.
Егорка плюхнулся на мягкий диван. Старушка накрыла его одеялом, заботливо подтолкнула с боков, чтоб не поддувало и уютно было. Легонько взбила подушечку.

Уложив внука, ласково погладила его по голове, а потом тихо зашептала ему на ушко:
- Послушай меня, мой ненаглядный. И не пугайся того, что я тебе сказать хочу.  Чувствую я, что пора скоро помирать мне. Ты уже взрослый, в школу ходишь, всё должен понимать. Знаю, что Нина-мачеха тебя не особо лаской балует (мама Егора умерла при родах), а совсем даже наоборот – порой злость свою срывает на тебе, да на отце твоём отыгрывается; будто вы виноваты в нежеланной судьбе её. Но ты знай, что горечь эта вселилась в бедную женщину после того, как она на суженого своего любимого получила похоронку с фронта в 42-м году. Ослабла тогда она до того, что нрав и рассудок поменялись.

Егор, вначале, как лёг, был в полудрёме. Но, услышав бабушкины слова о смерти, о несчастной мачехе; вспомнил то, как она вне себя от ярости била его солдатским ремнём, а он, катаясь по полу кричал; увидел отцовские слёзы от её обид – тут весь сон и прошёл. Плечи у мальчишки затряслись, и он жалостливо заскулил. От бабулиных слов о смерти, о мачехе Нине, о добром отце потекли слёзы, наполненные обидой, жалостью, болью, горечью и страхом. Что-то ещё примешивалось к его плачу… Может это была тоска о любви своих родных. Кто знает… Но та детская боль, чувство унижения, ощущение обиды, лёгкая ранимость, стали частью характера мальчишки.

С детства же – и самое светлое: воспоминания об отце, сёстрах, уральской природе – гора Лосиха, река Чусовая, Сибирский тракт, копи самоцветов  в лесу, походы за увалы, грибы-ягоды...

И ещё: пристальный вглядывание в человека, недоумение о людской злости, жестокости и подлости – это тоже впечаталось в его психику с детства.

- Ну-ну, малыш, поплачь немного. – Бабушка поцеловала внучка в висок и продолжила. – Хочу я так же, Егор Васильевич, передать тебе одну свою тайну. Вижу ведь возле тебя Стража и Хранителя, поэтому и спросила сначала у них дозволения передать тебе перед смертью своей эту способность – видеть по глазам человека суть его замыслов и дела его, чтобы ты смог открыться человеку или наоборот поостеречься и бежать от него со всех ног. Но без твоего согласия секрета не получишь, а я без передачи уйти не смогу. Что скажешь, Егорушка?

- Я тебе верю, бабушка, и люблю тебя! Я согласен!
- Ну и хорошо! Закрывай глаза и спи, а я пошепчу тихо тебе на ушко.
Баба Поля низко склонилась к Егорке и только успела произнести: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, …», - как Егор моментально провалился в глубокий сон.
 
 Приснилось ему будто он в пустыне. Идёт себе куда-то по тёплому песочку. Песок под его ногами был какой-то необычный – мелкий-мелкий, как пудра тальковая, текучий и гладкий, как шёлк. И мягкий очень, подобно бархату. Приятная прогулка вдруг закончилась и обернулась опасным путём по шлаку из вулканического стекла, чёрному, как смоль. Кругом торчат массивные камни, изъеденные кавернами. Трудно ступать. Прикосновение к камню – порез и кровь.  А идти надо было на самый верх огромного плато.

Уже на плато Егор увидел множество обожжённых курганов вдалеке … Всё вокруг было залито золотистым светом. Но вот от горизонта к Егорке приближается маленькая белая искорка. Потом она стала больше. Ещё больше. Наконец, когда белая искра зависла над ближней горой, мальчик увидел драгоценную жемчужину и вдруг понял, что внутри её сокрыто счастье. Маленькое сердце забилось в восторге.

Чудесный сон подходил к концу. Жемчужина засияла радужными переливами и на поверхности отчётливо проявились слова: «Найдёшь меня в одном из 36 курганов! Стерегись Змея! Обрети Заветный Меч!».

Потом свет стал постепенно гаснуть, как в кинотеатре «Космос» перед началом сеанса. Надвинулось что-то чёрное, огромное и жуткое. Егорке стало холодно и очень страшно. Из мрака на него с ненавистью глядел фиолетовый глаз: «Не смей сюда соваться, щенок!» - прошипела тьма...

Егор мигом выскочил из своего видения. Когда дошло, что это был лишь только сон, выдохнул и улыбнувшись покрепче прижался к бабушке.
 
Утром после того, как ребятишки умылись, тётя Настя всех до отвала накормила вкусными оладушками со сметаной. Запивали свежим молочком. Потом побежали в большую комнату – играть в викторину.

Бабушка подозвала на минутку Егорку к себе: «Расскажи-ка мне, внучок, свой сегодняшний сон. Что приснилось тебе?».
Егорушка, округлив глаза, заговорщицки, подробно и в картинках поведал бабе Поле свой дивный сон.

— Значит, говоришь, сокровище твоё будет ждать тебя в одном из чёрных курганов … Н-да! Сон, Егор, приснился тебе в руку. Ну-у, то бишь, вещий он – всю жизнь твою предстоящую коротенько показал. И цель даже обозначил!

Старушка, немного подумав, продолжала:
- Вначале жизни тебе легко и приятно будет идти, как по тому песочку мягонькому. С годами вижу – всё труднее, … в гору подниматься будешь по опасным шлаковым тропам – тут главное в пропасть не упасть. Н-да-а. И с нечистым Змеем битва тебе предстоит серьёзная. Убить нечистого, конечно, нельзя, но победить его можно, коли веру истинную обретёшь и Заветный Меч добудешь. А не так, то пропадёшь в его нутре.
 
На плато – это плоская вершина горы, Егорушка, так зовётся, - взойдёшь уже зрелым мужчиной, готовым к подвигу. Твёрдо запомни на всю свою жизнь, что свою волшебную жемчужину ты обязан найти! Найдёшь – значит дух твой созрел. Будет тебе наградой великое счастье, и будет оно таким огромным, что с радостью поделишься им со всеми людьми на земле. Ну, а ежели не отыщешь сокровище, то …так дураком и помрёшь. Глупые мы, Егорушка, все – извилистые какие-то в своих желаниях. Вот тебе и предстоит добыть мудрость и поделиться ей с человеками.

После уж, когда я помру, и когда тебе совсем невмоготу жизнь будет, жди – приду к тебе с советом. Чтоб узнал меня и не спутал с кем, договоримся о нашем с тобой, внучек, секретном слове – Тряпочка. Вот, к примеру, появилась я пред тобою, а ты тут же и спроси меня: «Назови-ка мне, девица, слово наше с тобой секретное! Как кошечку нашу кличут?». А я в ответ: «Тряпочка!» Тут-то мы друг друга и признаем без ошибки и подвоха со стороны лихих «ребят».

Егорка рассмеялся:
- Как здорово ты, бабулечка, всё рассказала и придумала! И девицей себя назвала!
- Ну, так я тебе правду говорю – всё так и будет. Иль ты хочешь, чтоб я старой клюкой явилась к тебе? - Баба Полина привлекла к себе любимчика своего, прижала его голову к груди и поцеловала в темечко. – Ну, поди – поиграй с сестрёнкой и братиком. Заждали;сь чай.

Продолжение http://proza.ru/2023/12/23/972