055 Олимп Бирмы гора Поупа Мьянма

Виорэль Ломов
Раздел 3 Азия

055 Олимп Бирмы — гора Поупа (Мьянма)

Гора Поупа (большая) — потухший вулкан с кальдерой диаметром 610 м и глубиной 914 м, одиноко возвышающийся на равнинном степном плато Мьинган (Центральная Мьянма). На пологом склоне в нескольких километрах от кальдеры возвышается одинокая магматическая скала высотой 180 м (737 м над у.м.) — тоже Поупа (малая), на вершине которой находится буддистский монастырь, к которому вокруг скалы ведет узкая каменно-металлическая лестница. Поупа (большая), состоящая из базальтов, андезита и мягкого песчаника, представляет собой оазис с 200 источниками и пышной растительностью. По преданиям, на горе обитают духи-наты, которым паломники поклоняются в наскальном монастыре. Гора и ее окрестности, входящие в  Национальный парк «Гора Поупа» являются популярным туристическим местом. В 50 км от горы расположен город Паган (Баган), древняя столица одноименного королевства, ныне археологическая зона с тысячами храмов, пагод, монастырей, ступ, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО (2019 г.).

В переводе с санскрита Поупа означает «Цветок», «Цветущая». Бирманцы называют большую гору Таунг Магуй  («Мать горы»), а малую — Таунг Калат («Пьедестал, подножие горы»). Монастырь на скале также называется Таунг Калат либо Махагири.

По преданиям бирманцев, Махагири — главный нат (дух) Поупы. Он жил в IV в., был искусным и дюжим кузнецом. На его сестре был женат король. Правитель опасался шурина, велел привязать его к сагаве (дерево из семейства магнолий) и сжечь. Увидев это, королева бросилась в костер и тоже сгорела. Они оба стали натами сагавы, и всех, кто проходил мимо, убивали. Тогда дерево срубили и бросили в реку. Дерево приплыло в другое королевство, монарх которого велел сделать из ствола изображения брата и сестры, в полнолуние отнести на гору Поупа, и в их честь устраивать на горе ежегодное празднество с многочисленными жертвоприношениями животных. По сей день на горе в полнолуния устраивают эти фестивали, главными из которых являются майский Найон и ноябрьский Нада.

По сагаве гору и монастырь на скале называют еще и Сагава Мяй. Сагава славится своими роскошными цветами, словно отлитыми из серебра и золота или выточенными из изумруда. Сагав очень много на горе, и в период цветения вся местность благоухает. По легенде, на Поупе жила великанша Мяй, которая питалась только цветами сагавы. Цветы обожал  и король Багана Анорэхта. Скороход Байятт ежедневно доставлял их во дворец. Как-то Мяй и Байятт встретились и полюбили друг друга. Байятт с опозданием принес цветы, король простил его. Но когда скороход еще дважды задержался, Анорэхта велел казнить нерадивого слугу. Между тем, у влюбленной пары родились два мальчика. Когда Мяй узнала о смерти Байятта, она умерла от разрыва сердца. Сирот взяли в королевский дворец, они стали воинами, но тоже были казнены по огульному доносу. Все четверо, родители и дети, стали натами горы Поупа.

Исторический король Анорэхта Минсо (1044—1077) в истории Бирмы сыграл выдающуюся роль. Являясь основателем империи, монарх реализовал ряд основополагающих социальных, религиозных и экономических реформ, которые сказываются на бирманской истории и сегодня. В частности (применительно к теме очерка) он предложил своим подданным синтез двух религий: буддизма и традиционного языческого культа, т.н. мьянманский буддизм. К заветам Будды, изложенным в тхераваде («учение старейшин»)  монарх добавил «выборку» — 36 натов из великого множества духов, которым издавна поклонялись бирманцы. В народе считалось, что каждый невинно убиенный становился натом и либо мстил живущим, либо прощал и помогал им. Главным духом-натом над 36 избранными натами Анорэхта «назначил» дух Тагьямина — индуистского бога грома и молний Индру. В число 36 вошли упомянутые духи Махигири и его сестры, Мяй, Байятта и их сыновей. Они обосновались на горе Поупа, с которой открывается потрясающий вид на Баган, гигантский каньон и его золотоверхие белоснежные монастыри. На берегах озер, ручьев и водопадов, в сандаловом лесу и зарослях бамбука, среди цветенья орхидей и целебных трав — именно здесь обитают наты. Здесь даже воздух разноцветен: с цветка на цветок порхают бабочки леопардовой златоглазки, с ветки на ветку перелетают красные воробьи, голубые сороки и пугливые хохлатые барбеты. Должно же быть хоть какое-то воздаяние невинно пострадавшим! Справедливости ради, натами становились также люди, трагически погибшие за народное счастье.

В одном из залов буддистского храма Таунг Калат стоят статуи натов, в других — изображения Будды. Монастырь представляет собой многоуровневое сооружение с башенками, белого и золотого цвета. Крутая с крышей лестница в 777 ступеней и монастырь были построены стараниями знаменитого в Бирме отшельника-монаха У Кханди (1868—1949). «У Кханди также известен своим оригинальным способом подвижничества: летом он лежал в горячей воде, зимой — в холодной». На лестнице предусмотрены площадки со скамейками для отдыха паломников и туристов. Правило для всех восходителей — идти босиком, без колбасы (не дай бог — свиной!) в сумке, и ни в коем случае не в красной, зеленой или черной одежде — оскорбите натов! А вот задобрить их можно алкоголем, сигаретами, цветами, фруктами и, говорят, деньгами, хотя не верится, что деньги нужны призракам…

На протяжении многих столетий короли и полководцы перед всяким сражением или военным походом приходили к горе Поупа, чтобы поклониться натам и выпросить у них победу.

P.S. Кого больше всех на горе, так это макак. По отзывам туристов, это самые наглые и злобные твари на свете. Они не только воруют из сумок, карманов зевак всё съестное и блестящее, но срывают с них цепочки, серьги, очки, вырывают из рук проспекты, фотоаппараты, мобильные телефоны. И, видимо из чувства глубокой благодарности к путешественникам, тысячи обезьян гадят прямо на лестницу, по которой поднимаются тысячи босых людей. По отзывам, уборщики не в состоянии справиться с уборкой. В блогах можно найти дельный совет, как спастись от обезьян: «всегда ходить по местам их скопления с палкой в руках, что повышает ваш авторитет на порядок — конечно, никто не разбегается в панике, но все же хоть и с ленцой, но обезьяны сторонятся вооружённых чужаков. Кстати, к местным, в отличие от туристов, макаки относятся с большим уважением и товар с лотков не воруют — сразу видно, что их здесь как-то убедили в неотвратимости возмездия за нарушение порядка» (https://forum.awd.ru/viewtopic.php?f=771&t=87530).