20 декабря. Развод по-итальянски

Константин Клюшкин
20 декабря 1961 года в Риме прошла премьера кинокомедии Пьетро Джерми "Развод по-итальянски". Фильм стал дебютом великой актрисы Стефании Сандрелли, которой в тот год исполнилось 15 лет.

В основу фильма положены некоторые сюжетные линии романа Джованни Арпино "Убийство чести", опубликованного в 1960-м году. Но если роман Арпино, кстати, защитившего диссертацию по творчеству Сергея Есенина, скорее можно отнести к жанру криминальной или политической драмы, то Пьетро Джерми и его соавторы сценария создали на его основе комедийную мелодраму. Отсюда - название фильма, в котором содержится явный намёк на возникший в конце 50-х годов жанр в итальянском кино - "комедия по-итальянски".

Жанр "комедия по-итальянски", или "итальянская комедия", появился как дополнение к ставшему весьма популярным течению - "итальянский неореализм". Но в отличие от последнего, "итальянская комедия" обличала устаревшие традиции и понятия, осуждала социальные беды и т.д., не с присущей неореализму мрачностью и трагизмом, а с типичным для итальянского народа юмором. Вот и в этом фильме не то, чтобы "суровому обличению", но, скорее, осмеянию, были подвергнуты устаревший итальянский закон о разводе и практика так называемых «убийств чести», за которые в итальянских судах часто выносились абсурдно легкие приговоры. Отмечу попутно, что этот закон был отменён в Италии, но, правда, только через 20 лет после выхода фильма на экран.

Через 5 месяцев после премьеры фильм Пьетро Джерми был представлен на Каннском международном кинофестивале, где получил номинацию на главную премию - Золотую Пальмовую Ветвь. Эту премию фильм Джерми на получил. Она решением жюри под председательством Тецуро Фурукаки, посла Японии во Франции, досталась бразильской картине "Обет (Исполнитель обета)" режиссёра Ансельму Дуарти. Среди 30-ти с лишним "относительных неудачников", кроме фильма "Развод по-итальянски", были такие картины, как "Затмение" Микеланджело Антониони, "Ангел-истребитель" Луиса Бунюэля, "Когда деревья были большими" Льва Кулиджанова, "Клео от 5 до 7" Аньес Варда. Однако, фильм Пьетро Джерми без награды фестиваля не остался. Ему решением жюри была присуждена премия как Лучшей комедии.

В начале 1963 года фильм Пьетро Джерми "Развод по-итальянски" получил две премии Золотой Глобус - как Лучший иностранный фильм и Лучшему актёру (Марчелло Мастроянни). Чуть позже "Развод по-итальянски" получил три номинации на премию Оскар и победил в одной из них - за Лучший сценарий. В номинации Лучший режиссёр Пьетро Джерми уступил Дэвиду Лину, режиссёру фильма "Лоуренс Аравийский".

Ещё годом позже фильм получил три номинации на британскую премию БАФТА и выиграл одну из них - Лучший актёр (Марчелло Мастроянни). В номинации Лучший фильм любого происхождения британские киноакадемики свою премию присудили британскому, причём, довольно среднему, фильму Тони Ричардсона "Том Джонс". И это несмотря на то, что "Том Джонс" получил премию БАФТА и как Лучший британский фильм. И в этот раз фильм Пьетро Джерми оказался в более, чем достойной компании "относительных неудачников": "Восемь с половиной" Федерико Феллини, "Дни вина и роз" Блейка Эдвардса, "Нож в воде" Романа Полански, "Слуга" Джозефа Лоузи, "Убить пересмешника" Роберта Маллигана и др.

От критиков фильм Пьетро Джерми "Развод по-итальянски" получил повсеместно сплошь позитивные отзывы. Даже вечно брюзжащий Босли Кроузер, как ни пытался, не смог найти, к чему придраться в этой картине, и наполнил свою рецензию комплиментами, типа: "Пьетро Джерми ... заявляет о себе как о мастере фарса в любом стиле... он так ловко проработал свой сюжет, ... что вся аранжировка кажется не только респектабельной, но и дьявольски изобретательной.... Г-н Джерми - гений с хитрой изюминкой." И в итоге - главный вывод: "Это одна из самых забавных картин, присланных итальянцами." -
Фильм Пьетро Джерми "Развод по-итальянски" пришёлся по вкусу не только кинематографистам и кинокритикам начала 60-х годов, но и рядовым кинозрителям. Во всяком случае, советским. Достаточно сказать, что до советских кинотеатров эта итальянская картина добралась сравнительно быстро - через 2,5 года после премьеры. И в 1964 году стала одним из лидеров советского кинопроката, собрав в кинотеатрах почти 28 миллионов кинозрителей. Да, конечно, до абсолютного лидера советского кинопроката того года - фильма Александра Столпера "Живые и мёртвые",
собравшего у экранов 41,5 миллионов человек, картина Джерми не дотягивала весьма сильно. Но нужно иметь в виду, что итальянская картина шла в кинотеатрах под грифом "Дети до 16 лет не допускаются". А это довольно сильно влияет на показатели посещаемости.

За минувшие десятилетия фильм Пьетро Джерми "Развод по-итальянски" нисколько не потерял симпатий кинозрителей. Современные кинозрители во всем мире по-прежнему весьма высоко оценивают этот фильм: 72% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки от 8 до 10.

С учетом сказанного, рейтинг фильма Пьетро Джерми "Развод по-итальянски" (см. Предисловие) составил 8,983, благодаря чему он занял 166-е место в Золотой Тысяче.