Морони. Портрет Бартоломео Бонги

Алина Алексеева-Маркезин
    Джованни Баттиста Морони. Портрет  Бартоломео Бонги.1552-1553 гг. Metropolitan Museum of Art, New York

     Изображенный на картине прелат Бартоломео Бонги был родом из знатной семьи Бергамо. Получив образование по гражданскому и каноническому праву, он преподавал в Университете Павии, где  вступил в должность ректора в очень молодом возрасте. Происходя из исторически важной семьи в городе Оробич, он фактически был графом и рыцарем в соответствии с семейными титулами и имел особое значение во времена Морони.

      Картина была описана Маренци, присутствовавшему в доме графов Брембати в 1824 году, как очень причудливая и хорошо сохранившаяся.  Полотно было продано англичанину С. Джонсу за сумму 120 луидоров в 1833 году. Позже было продано на аукционе Christie's 8 мая 1852 года за 246,15 фунтов г-ну Тальботу, который подарил его Анри в качестве коллекции Лабушер в 1854 году. С 1869 года полотно стало собственностью Эдварда Стэнли, впоследствии Лэнгтона Дугласа и в 1913 году приобретено нью-йоркским музеем.

    В 1970 году картина выставлялась в Бостоне, в 1975 году в Ленинграде и Москве. Сохранились и другие копии картины: одна в Будапеште и одна в Праге, предположительно принадлежащая анонимному итальянцу, хотя некоторые критики связывают ее с Сальмеджи.

     Бартоломео Бонги изображен в три четверти, сидящим на стуле,  с  взглядом, обращенным к наблюдателю, в тот момент, когда он отвлёкся  от чтения книги, которую  держит в руке . Вьющиеся волосы выбиваются из-под головного убора, а рыжеватая борода густая и ухоженная. Речь идет, безусловно, о человеке особой общественной важности.

   На титульном листе книги можно прочитать надпись ПЛАВ И. суп.И. /I.ff.si q[ui]s Ius / dic[enti].  препятствовать; указывает на работу Камилло Плауцио Пезоне, профессора гражданского права в Павии, работу, опубликованную в 1553, году, когда Бонги был ректором университета, поэтому Морони отдает дань уважения  должности Бонги.

      Художник очень внимательно относится к деталям одежды прелата. Он носит богатую черную атласную тунику, украшенную большим мехом, из которого видны белые очертания завитого воротника и рубашки. На голове у него довольно мягкая бархатная шапка в форме треуголки.

       Справа  открывается яркое окно, где видна башня ратуши и близлежащие здания. Башня изображена в заброшенном состоянии, на ее вершине растет растение. Конечно, на момент создания портрета башня уже не имела этих характеристик, но Морони хотел  показать период, когда Бонги был настоятелем Павии, поэтому все полотно является данью уважения прелату из Бергамо, вероятно, высоко ценимому художником того времени.