След на Земле Красненской

Виктор Лицуков
История населенных пунктов Красненского района Белгородской области.


О священнике, отце Димитрии, настоятеле Свято-Ильинского Храма села Красное, я впервые услышал со слов своей бабушки, она мне поведала,  что почти все новорожденные её братья и сестры, таинство Крещения приняли от него , хотя жили они с конца 19 века  весьма далеко от Красного, в Острогожском уезде, объяснила она мне такое явление не только привязанностью  к родному селу , но и личной дружбой её отца, Егора Андреевича Ушакова и отца Димитрия. Указала мне бабушка и на исток этой дружбы – строительство каменного Храма Пророка Илии, которое велось под пристальным вниманием священника, а прадед с братьями занимались производством кирпича для этой стройки, а один из них Василий Андреевич руководил строительством.

 Родился отец Димитрий (Дмитрий Михайлович Александров) в селе Шаталовка Нижнедевицкого уезда, в семье священника местной церкви в 1861 году, в 1873-77 годах он обучается в Бирюченском Духовном училище, после успешной сдачи экзаменов поступает в Воронежскую Духовную Семинарию, которую заканчивает в 1883 году, за успехи в учебе награжден книгой.

Определение на должность священника в Свято-Ильинский Храм села Красного он получает в конце1886-го года, прослужив, перед этим, полтора года в должности псаломщика на родине в селе Шаталовка. Служение на этом месте продлится немногим более 30-ти лет, а начнет молодой священник со строительства нового Каменного Храма, на момент прибытия в Красное был заложен фундамент и только начали возводиться стены. Личное участие в строительстве отца Димитрия огромное, что отмечено высшим Епархиальным начальством.
 
Храм был построен за 5 лет, прихожане с причтом на строительство внесли 50000 рублей. Благоустройство Храма продолжится ещё долгие годы, и начнется на следующий год после освящения главного престола. В 1891 году заказаны и установлены два иконостаса в приделы, прихожанам это будет стоить ещё 6000 рублей. В 1893 году вокруг Церкви будет устроена великолепная каменная ограда, с арочными воротами, башенками на углах , на которых будут водружены небольшие позолоченные купола с крестами, расходы увеличатся еще на 2000 рублей.
На этом энтузиазм отца Димитрия не иссяк. По окончании строительства ограды, на совете прихода по его предложению принимается решение о строительстве церковно-приходской школы, на что решено использовать кирпич от ограды старой церкви и каменной караулки при ней. Проект здания был заказан главному архитектору губернии, которым на то время был Александр Антонович Кюи, следует отметить, что Кюи был соавтором проекта Нового Эрмитажа в С-Петербурге, памятника Кольцову в Воронеже. От получения проекта до освящения новой школы прошло менее полугода ( освящена по чину домосвятия 20 октября 1894 года, фундамент заложен в апреле этого ж года), строительство обошлось прихожанам в 5000 рублей.

 В школу переносится и приходская, народная библиотека, созданная отцом Димитрием в 1891 году, третья в губернии, помимо Красного такое начинание было только в городе Новохоперске и селе Шаталовка Нижнедевицкого уезда. При активном участии священника, объединенная с школьной, библиотека стала самой крупной в регионе, в 1915 году в ней было 1100 книг, и в этом же году отец Димитрий жертвует на пополнение библиотечного фонда 400 рублей.

Вопросы просвещения отец Димитрий считал краеугольными и уделял этому много внимания и времени.  Помимо своего участия в процессе обучения грамоте, и духовного воспитания населения прихода, в нем участвовала и его супруга – матушка Клавдия Ксенофонтовна, она вела уроки рукоделия у девочек школы. Помимо того матушка с учительницами земской и церковно - приходской школ, организовывала в стенах школы ясли на период уборки ржи, за 10-ть дней уборки было до 250-ти посещений.

Еже ли духовное воспитание и образование входят в прямые обязанности приходского священника, то общественная деятельность не обязательна, но не для отца Дмитрия. Сразу по прибытии в Красное он организовывает Общество Трезвости, и на совете с прихожанами принимается решение на 3 года закрыть в селе все питейные заведения (было 3 заведения) , что в последствии будет повторено ещё дважды. В годы служения его в Красном создаются общества: Потребителей, Кредитное, Пчеловодов, в первых он является соучредителем, а в последнем председателем.  В общество пчеловодов, отцом Димитрием приглашаются ведущие ученые –пчеловоды России, для проведения двухнедельных курсов для местных пасечников. С его легкой руки в округе появляются и внедряются ульи системы Дадан, при обществе создается библиотека, в которой все желающие могут ознакомится с трудами ведущих специалистов в этой отрасли. Отец Дмитрий являлся инициатором создания образцово- показательного поля, на примере которого все могли ознакомиться с новинками в агротехнике, так же он приложил руку к созданию в селе прокатного пункта сельхозинвентаря.
 
Благодаря этим начинаниям отца Димитрия, Красное к 1917 году резко выделялось на фоне окружающих сёл уезда, как по уровню духовности и образованности, так и по сельскохозяйственным показателям. Память об отце Дмитрии в селе Красном на сегодняшний день находится на низком уровне, по сравнению с его заслугами в духовно нравственном и просветительском направлении. Даже на мемориальной табличке школы, построенной по его инициативе стоит не правильная дата постройки-1892 год, не говоря о том, что стоило бы упомянуть и его имя.Например –
«Здание школы, построено в 1894 году по проекту архитектора А.А. Кюи по инициативе настоятеля Ильинского Храма Д.М. Александрова, на средства сельского общества»

Покинул Красное отец Димитрий 11 января 1917 года, в связи с определением его Благочинным 3-го церковного округа Коротоякского уезда, со служением в Петропавловском Храме слободы Репьевки. За время служения в Ильинской церкви села Красного он неоднократно награждался, так   12.03.1893 награжден набедренником, 10.03.1900 награжден скуфьею, награжден камилавкою в 1905 г,Архипастырской Благословенной грамотой в 1905 г,орденом Святой Анны III степени в 1915 г,  в 1911г.назначен духовным следователем, 11.01.1917 назначен благочинным 3-го округа. В  1930-е годы был репрессирован , арестовывался по делу Буевцев , о дальнейшей судьбе не известно.

Источники и литература:

Журналы Коротоякского уездного земского собрания: С докладами Управы, отчетами и другими приложениями. - Коротояк, 1872-1914
Воронежские епархиальные ведомости. Воронеж, 1866–1917.
Епархиальные ведомости, Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде: еженедельное издание с прибавлениями. СПб., 1888–1918
Памятные книжки и адрес-календари Воронежской губернии [1856-1917]
Отчет Воронежского епархиального училищного совета о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты Воронежской епархии. - Воронеж, 1894-1915
Материалы к биографическому справочнику о выпускниках Воронежской семинарии (1745–2015 гг.). Выпускники полного курса Воронежской духовной семинарии 1780–1918 гг. // Иерей Павел Андреевич Овчинников
РГИА ф.799 оп. 33. д.247 Страховые ведомости церквей Коротоякского уезда.