8. Четыре этапа рождения Я

Майкл Андреев
НОВЫЙ ПУШКИН, или ТАЙНА РОМАНА "ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН"
Роман - Драма - Эссе
Михаил Андреев, 2023

Здесь только отрывок.
Полный текст произведения: http://proza.ru/2023/12/18/601

     ЧЕТЫРЕ ЭТАПА РОЖДЕНИЯ "Я"
 
   Нулевое рождение.
Это когда из утробы матери рождается младенец, еще не умеющий ничего. Чувствующая  душа рождается гораздо раньше - уже через пару недель после зачатия. Никакого духа, никакого "Я" в момент рождения еще нет. Есть только забавный зверек: пупсик, чебурашка, котик, но не "Я".
 
   Первое рождение "Я"
Совершается в три-четыре года - это так называемый трехлетний кризис.
Ребенок, научившийся к этому времени ходить, говорить и думать, теперь испытывает родителей на прочность, превращается из ангелочка в непослушного деспота. Сопротивляется и игнорирует любую вашу волю по отношению к нему: "Не хочу одеваться! Не пойду в садик! Сам завяжу шнурки!" Ребенок орет, вырывается из рук, ударяется головой о стену, и окружающие возмущены: "Мама, вы что делаете с ребенком!"
А ничего - это обыкновенный трехлетний кризис.
Душе надо убедиться, что ее новорожденное "Я" может проявлять собственную волю. Через пару месяцев ребенок успокаивается: "Все в порядке, они кое-что поняли, я действительно могу на них влиять". А до кризиса он вообще мог не употреблять слова "я". Это не значит, что в три года "Я" целиком и полностью вошло в человека - нет, только небольшая порция его. Однако если ее не впустить - что родители охотно допустили бы - то человек упустит дальнейшее духовное развитие и остается неприспособленным для этой жизни аутистом.
 
   Второе рождение.
Так называемый "Рубикон" в 9 лет и 9 месяцев.
Школьные педагоги хорошо знают, что в 9 и 9 у ребенка наступает новый возраст, и его отношение к миру в корне меняется. Он как бы выходит из Рая, в котором пребывал до сих пор, когда мир был полностью для него и на его стороне. Теперь человек понимает, что он в мире одинок и покинут, что он как капля в океане, и страна эта не его страна, и родители эти не его родители - "Покажите мне документы, что я ваш ребенок! Вы скрываете от меня, что меня к вам подкинули!", и весь мир становится чуждым ему.
Это изменение происходит иногда быстро, на щелчок пальцев, иногда затягивается на несколько недель, но чем быстрее ребенок примет решение, что ему надо перестроиться и что-то предпринять, чтобы не потеряться во враждебном ему мире, что надо учиться, надо осваивать какое-то мастерство, надо быть нужным этому миру, тем лучше.
Это происходит одинаково и с мальчиками, и с девочками, а если не происходит, то означает одно - что новая порция "Я" не вошла в человека, и как следствие он останется с несамостоятельным мышлением и впитает в себя из домашнего окружения всевозможные ограничивающие убеждения, от которых не сможет освободиться до конца дней.

Их разговор благоразумный
О сенокосе, о вине,
О псарне, о своей родне,
Конечно, не блистал ни чувством,
Ни поэтическим огнем,
Ни остротою, ни умом,
Ни общежития искусством;
Но разговор их милых жен
Гораздо меньше был умен.
 
Вообще, надо понимать, что никакое внешнее воспитание или образование не влияют на развитие "Я". Истина в том, что "Я" спускается из духовного мира порциями. Никакое раннее обучение чтению или математике ничего не изменит в духе ребенка, пока его душа не созреет для принятия новой порции духа.
Только после Рубикона, вследствие коренного преобразования познавательных способностей и интереса к миру, начинается воспитание чувств. Ребенок начинает понимать смысл вычитания и деления, смысл прочитанного, причинно-следственные связи. И с этой порцией духа он будет работать и жить вплоть до 21 года, и ничего не изменится в духе даже в последующий пубертатный период, в 14-15 лет, просто тот же самый дух наделит душу чувством личной ответственности за то, что ты, как юноша, несешь в этот мир.
 
Этот Дух Юности в период от 9,9 до 21-го года не есть еще до конца сформированный Дух. Он есть тот, кто через познание выстраивает пути взаимодействия с миром - но не через волю пока, и он представлен в романе как Ленский - романтик и поэт.
По сути, это еще не человек, а хороший мальчик, ищущий как понравиться девочке, своей Ольге.

Его душа была согрета
Приветом друга, лаской дев;
Он сердцем милый был невежда,
Его лелеяла надежда,
И мира новый блеск и шум
Еще пленяли юный ум.
Он забавлял мечтою сладкой
Сомненья сердца своего;
Цель жизни нашей для него
Была заманчивой загадкой,
Над ней он голову ломал
И чудеса подозревал.
 
   Третье и окончательное рождение "Я"
Происходит в возрасте 21-го года, но может и задержаться, и тогда человек до старости останется хорошим мальчиком (но уже дяденькой) или хорошей девочкой (но уже тетенькой), которые не способны к дальнейшему духовному развитию.
Очень по-разному проявляется это рождение: кто-то влюбился, с кем-то случилось что-то сверхъестественное, кому-то крупно повезло или не повезло. Рождение может произойти незаметно и практически мгновенно - как свет вспыхнул в конце тоннеля. Но существенно то, что теперь всё "Я" из прошлой жизни целиком, без остатка входит в эту, и никакого последующего вхождения больше не будет, ни в тридцать, ни в пятьдесят лет, потому что нечему больше входить.
 
Это "Я" или этот старый, сформированный из прошлой жизни Дух, берет в свои руки ответственность за духовное развитие души, раньше зависящее от учителей и родителей (они ему ее и сосватали). Он, старый воин - отставной генерал - говорит своей душе, воплощенной в новом уже теле: "Ты меня знаешь. Я тот, кто боролся и будет бороться за твое счастье".
По сути это есть брак Души с ее старым Лухом. Старый генерал берет замуж Татьяну - вот что происходит с душой человека в 21 год!
Отец может услышать тогда от своего укрепившегося в духе сына: "Прости, папа, я не намерен заниматься твоей юриспруденцией, я найду себе в жизни другое призвание, другой путь".
 
Теперь вы понимаете, что означает навоевавшийся отставной генерал, за которого вышла Татьяна!  Это старое "Я", вернувшееся к Душе из прошлой жизни. И оно будет служить ей также и в настоящей жизни, но в старом духе. Старый дух будет снабжать душу своим нажитым духовным содержанием, и пока она будет в этом содержании что-то еще находить, жизнь будет продолжаться.
 
   Четвертое рождение.
Происходит в момент смерти. Душа соединяется со своим новым, истинным "Я". Это истинное "Я" ни разу при жизни не входило в человека, а наблюдало за внутренней жизнью души, за всеми его душевными приключениями как бы со стороны.
И что оно предлагает душе при встрече?
Истинное "Я" приглашает ее взглянуть на прожитую жизнь, но теперь в совершенно новом духе. Все оказывается совсем по-другому, чем мы думали о себе при жизни! Теперь человек видит все свои ошибки и заблуждения в истинном свете - как всё было, на самом деле - и оказывается, что ошибок-то и не было, все было величественно и прекрасно с точки зрения Нового Духа! Душа понимает, что только сейчас она по-настоящему родилась. Не возникает даже мысли, что в картине жизни следует что-то исправить по морально-этическим соображениям! Картина удалась!
 
Мы не будем здесь говорить о том, что происходит в духовном мире, как строится в духе новое тело и т.д. Перепрыгивая через столетия, скажем лишь, что это новое "Я" точно также перенесет потом свой опыт в следующую жизнь, где оно уже как Онегин найдет свою Татьяну и будет точно так же в новых житейских условиях играть роль вернувшегося с войны генерала.
 
А может ли новое "Я" вступить в человека еще при жизни?
 
Чтобы пояснить, почему новое "Я" при жизни не торопится соединяться с Душой и не вторгается в ее планы, рассмотрим один образный пример.
 
   Продолжение:   ИСТОРИЯ С ПИСАТЕЛЕМ И ТЕТРАДКОЙ
   http://proza.ru/2023/12/21/692