Долина Рыжего Базара

Виктор Балдоржиев
Шарын Хотгор или долина Рыжего Базара
Судьбы субъектных бурят-монголов

Жителям приграничных районов Восточных окраин России, особенно Забайкальского края, желательно знать, что предки подавляющего большинства бурят-монголов Монголии и Китая были неотъемлемой и, главное, субъектной, то есть самодостаточной, имеющей своё мнение, частью бурят-монгольского народа. По предварительным оценкам в социалистических России и Монголии, где проводились идентичные политические репрессии, а также в Китае, субъектных бурят-монголов жило более 30 000 тысяч человек. Это не менее 10 процентов от общего числа всех бурят-монголов того времени, имевших, что очень важно знать, собственную элиту в лице целой плеяды демократов, также уничтоженных в конце 1920-х и до начала 1940-х годов.
Даже будучи эмигрантами, подвергшись репрессиям и коллективизации в Монголии, они оставались сильными духом и самостоятельными людьми своего, монгольского, мира. Естественно, такими же стали их потомки.

В большинстве своём общая масса самодостаточных бурят-монголов исчезла в годы репрессий в названных трёх странах. Не всех убила система, многие из них умерли естественной смертью. Сменились поколения. После них субъектная часть бурят-монголов не возродилась нигде. Никаких признаков, что они возродятся в XXI веке, пока не заметно.
Каким и где будет рождение новой элиты таких бурят-монголов предугадать невозможно, но очевидно, что без знания языка, истории такого процесса может не быть вообще, ибо разлагающей питательной среде современности, в реакцию с которой вступает любой человек, могут противостоять только знание родного языка, реальной истории своего народа, дух своего мира и непрерывное развитие. Ведь любое явление должно опираться на какую-то базу, базовые знания, быть продолжением чего-то, то есть происходить и крепнуть, а не возникать хаотично из ниоткуда по чьему-то хотению. К сожалению, признаки такого продолжения тоже исключены. Опыт истории подсказывает, что для изменения исторического пути народа нужно хотя бы от 0, 5 до 1 процентов субъектных личностей от общего числа всего народа. Иначе народ неминуемо исчезает…

Для выяснения конкретных фактов эмиграции бурят-монголов России в свою цивилизационную среду, то есть Монголию и Китай, с начала 1900-х и до 1930-х годов, надо хоть какое-то время жить в среде потомков эмигрантов, что я и намерен сделать в самое ближайшее время. Цель конкретная: там очень много бесценных материалов по истории бурят-монголов, которые могут безвозвратно исчезнуть во мгле времени, их надо сохранить.
В эти дни я читаю и кропотливо изучаю книгу, подаренную мне недавно в Наранбулаге, центре сомона Баяндун, в которой собраны судьбы более сотни эмигрантов, а также их потомков. Замечу, что беглое чтение на современном монгольском (халхаском) языке ничего не даст, ибо подробности истории находятся, буквально, в каждом слове и словосочетании, в порядке их построения, смысл которых надо знать во всех вариантах использования в том или ином контенте.
Собрала и обобщила эти судьбы краевед из сомона Баяндун шарайд Буджавын Цэвэлмаа, предки которой уроженцы Кункура. Кстати, по общепринятому в монгольском мире обороту я сначала пишу род, потом имя отца, далее имя его сына или дочери. Если мой пример прочитать с конца, то получится Цэвэлмаа – дочь Буджава – из рода шарайд. Как видим, даже в современных монгольских текстах сохраняются традиции и обороты речи, которые позволяют человеку жить в своём мире и не становиться манкуртом.
Самодостаточного человека или субъектный народ невозможно сбить с пути. Все остальные неустойчивы и не внушают никакого доверия.

* * *

Среди бурят Монголии осталось предание, что в ноябре 1918 года через Онон, в районе местности Тохтор, ушли в Монголию более 70 семей бурят-монголов, гоня перед собой около 15 000 разного вида животных. Зафиксирован ли этот факт в каких-нибудь архивных документах не знаю, но буду искать. Об этом случае рассказывают многие жители сомонов Баяндун, Баянуул и Дадал, где живут потомки бурят-монголов, уроженцев обширных предгорий Алханая и других вершин, куда народ относит весь Дульдургинский район, а также территорию вверх по течению Онона вплоть до Кыринского района, где некогда жили бурят-монголы.
Таких переходов бурят-монголов в Монголию и Китай группами, семьями и поодиночке с начала 1900-х годов, после появления Транссибирской магистрали, кровавых бунтов и гражданской войны, было множество. Большая группа семей осела и обжилась на землях по реке Улза.
Территория сомона Баяндун находится напротив Дульдургинского, Акшинского и Кыринского районов России. От реки Улза до границы в разных местах от 30 до 60 километров. Природа и климат России и Монголии по обе стороны границы одинаковы…

О бодонгууд Бадмын Базаре, которого в народе звали Рыжий Базар, известно, что он родился в 1877 году в местности Загдачей, что в предгорьях Алханая. В годы гражданской войны, возможно, в 1919 году, он перекочевал в Монголию. Если следовать из Загдачея по прямой, то до границы, по горам и долинам, через Онон и другие реки, всего 60-70 километров, а дальше – земли сомона Баяндун, где, кроме реки Улзы есть несколько её притоков и самостоятельных речушек, одна из которых Турген. В долинах этих рек и жили некоторые предки современных бурят Монголии из сомона Баяндун. Нет сомнения, что в России у них очень много родственников, проживающих как в Агинском Бурятском округе, так и за его пределами.
Каким же человек был при жизни Бадмын Базар?

Краеведы сомона Баяндун пишут, что Бадмын Базар, переселившись вместе с братьями на земли Монголии, обжился на правом берегу притока реки Улза Билуут-гол, его зимние и летние стойбища находились в местностях Цагаан хошуу и Бус Салхита – Белый мыс и Зона ветров, где он прожил 35 лет. Земляки его называли Шара Базар, то есть Рыжий Базар, а место его постоянного проживания до сих называется Шарын Хотгор, то есть падь или долина Рыжего Базара.
Надо быть очень незаурядным человеком, чтобы остаться в памяти народа, а имя или прозвище закрепились за целой долиной и звучали на устах даже через сто лет после ухода из жизни.
Известно, что к 1906 году его жена Дамбын Сэрэмжид родила ему пятерых сыновей, но четверых унесла нечистая сила, наслав разные болезни, а пятого, для того, чтобы обмануть нечистую силу, земляки вынуждены были украсть и воспитывать до семи лет в другом месте. По утверждению ламы болезни детей случались из-за того, что Сэрэмжид и Базар были несовместимы друг другу, а потому должны расстаться, что они и сделали.
Пятого сына звали Цэдэн-Иш, в семь лет, то есть в 1913 году, он был возвращен к отцу, который в 1917 году женился вторично. Взял он Базарын Дэжид, но она, видимо, не могла рожать, а потому супруги удочерили у семьи Дондогийн Цэвэна дочь Долгорсурэн. Кстати, кроме неё в семье Дондогийн Цэвэна были дочери Алтанцэцэн и Энхтуя. Конечно, семьи либо породнились, либо были родственниками.
Так, в старину, жили предки современных бурят-монголов.
В 1924 году хори-буряты, жившие в долине реки Турген, объединились и избрали своим главой Бадмын Базара, делопроизводителем стал его сын Цэдэн-Иш. Получается, что в то время Рыжему Базару было 47 лет, а его сыну – 18 лет.
Старожилы рассказывали, что Бадмын Базар в долине, названной его именем, косил сено со своим младшим зятем Дамдинжавом. У него были конные сенокосилки. Вместе они ставили до 8-10 огромных зародов. Животноводы первой и второй половины ХХ века хорошо представляют такой труд, а молодым надо рассказывать. Это огромные, длиной до 10-15, а шириной до 6-7 метров прямоугольные стога, высота которых могла достигать до 3-4 метров. Исходя из этих размеров, знающие животноводы могут подсчитать количества скота. К тому же речь идёт о конных сенокосилках, которые в первой четверти XX века были среди бурят редкостью. Следовательно, Базарын Бадма был довольно зажиточным и самостоятельным хозяином. К тому же сенокосилкой он управлялся сам, видимо, не доверял другим.
Осталось предание о том, как некий человек по имени Хурлын Зундуй, кстати, тоже имевший конную сенокосилку, заинтересовался: почему косилка рыжего старика Бадмы хорошо режет траву, а его косилка только мнёт и жуёт? Для ответа, во время перерыва, он подошёл и стал внимательно изучать косилку Рыжего Базара, но тот внезапно подошёл и отхлестал его ременным бичом, приговаривая: «У невоспитанного человека не надо ничего спрашивать, ибо он понимает только силу». Это соответствует тому, что непослушную скотину остаётся только бить, ибо другие доводы ей неизвестны. Наверное, Хурлын Зундуй не знал, что сегменты полотна косилки надо точить. Или же он должен был попросить старика поделиться опытом.
Вообще, Рыжий Базар был высоким и крупным человеком крепкого, как камень, телосложения. Физически очень сильный, нрава крутого, но справедлив и держал всегда сторону людей, не разделяя их на хороших и плохих, что вообще характерно для бурят того периода. Говорили, что обидчиков он мог свалить ударом с коня.
Зимой Бадмын Базар поил своих животных из реки Улза, сделав прорубь и соорудив корыта изо льда. Зимой кормит весь скот сеном, летом, как и полагается, пас, в это же время доил до 20 коров. Тут я замечу, что до середины ХХ века многие монголы не косили сено. Но большинство бурят Монголии, в том числе и Бадмын Базар уже в 1920-х годах или даже раннее косили сено, объединяли своих овец для пастьбы и зимовки, а в коллективизацию отдавали животных в общественное стадо, оставляя семье от 10 животных, а где 10, там может быть и 100. Даже в коллективных хозяйствах бурят-монголы оставались самостоятельными и самодостаточными хозяевами своей собственности.
Не зря лучший экономист Монголии, этнический бурят-монгол Даваадоржийн Ганболд, проводивший шоковую терапию в 1990-х годах, утверждал, что был уверен в успехе непопулярных законов, ибо монголы – природные животноводы и у них есть продовольственная база. Люмпенам и пролетариям, конечно, намного хуже…

Кроме животноводства, Бадмын Базар занимался лесозаготовками, готовил для земляков деловой лес и дрова, изготавливал дранку, которую отвозил в Баян-Тумэн, то есть в аймак, и продавал.
Человеком был искусным и мозговитым, народным. Непременный участник всех праздников, гость свадеб и обрядовых мероприятий, где обязательны гулянки, а там, зачастую, потасовки и драки. Старожилы рассказывали, что на них Бадмын Базар был первым и нередко возвращался домой с окровавленной, перевязанной белой материей, головой. В народе даже осталась песня, где есть строки:
Урьняан шарын байхад
Уураг тархим х;ндуулхэй
Бадамын шарын байхад
Байгал тархим х;нд;;лхэй, то есть:

Когда присутствует Рыжий,
У меня не на месте мозги,
Когда рядом находится Рыжий,
То побита моя голова...

Вообще, он был уважаемым и очень щедрым, хлебосольным человеком. Имеющий всегда отдаст. А что может дать не имеющий? Рыжий Базар помогал людям и армии в 1939 году во время войны на Халхин-голе, в конце 1945 года, во время освобождения Внутренней Монголии от японских захватчиков, связавшись с командованием пятой дивизии Народной армии, увозил в Баян-Тумэн тёплую одежду, деловой лес, продукты, отдавал своих коней, скот. Он всегда был на стороне простого народа и человека, который живёт своим трудом. Заметим, что это не государственные поставки, не гуманитарная помощь, а дар отдельного человека, который увозил свою живность и добро по конкретным адресам и конкретным людям. От чистого сердца.

Говорили, что, живя в России, Бадмын Базар вместе с Пунцагийн Цэрэном был на тыловых работах в Первую мировую войну, а позже, во время гражданской войны, его призвали в колчаковскую армию, он прошёл сквозь огонь и медные трубы, копая под обстрелами окопы, не видя конца убийствам и массовой бойне. Многое испытал и пережил Бадмын Базар, детство и молодость которого миновали в XIX веке самодержавной России, а зрелость и старость в XX веке, где полыхали две мировые войны, бунты, гражданская война, репрессии, коллективизация и т.д. и т. п… Он был и остался личностью.
Во время Корейской войны 1950-1953 годов Бадмын Базар отдал в помощь осиротевшим детям Кореи 70 голов крупного рогатого скота. Если государства оказывают друг другу помощь ради каких-то политических целей и выгод, то простые люди простым людям – безвозмездно и от души.

Уже в преклонных летах, в 1953 году, Бадмын Базар отдал в общественное стадо сомона М;нген морьт (Серебряные кони), где жили его родственники, семейство Дондогийн Цэвэна, 100 голов крупного рогатого скота. Ему уже было тяжело пасти и ухаживать за животными. Жизнь его закончилась в этом сомоне, предположительно в 1954 году.
Сегодня в сомоне Баяндун живут многочисленные потомки его младшего брата Дамдинжава – Очиржав, Цэвэгжав, Дулам, Дуламжав, Рэгзэдмаа и другие.
Таковы известные факты судьбы Бадмын Базара, которого земляки называли Шара Базар или Рыжий Базар. В долине Шарын Хотгор ветры гнут шелковистые травы, взлетают с водоёмов лебеди и гуси, пасутся в траве неописуемой красоты дрофы. Несёт свои воды, сверкая под солнцем, неумолчная Улза. И всюду пасутся тысячные отары овец и коз, табуны лошадей, стада коров, высоко поднимают головы и оглядывают степь верблюды. И парят в синем небе над ними орлы.
Всё так, как и мечтал когда-то Бадмын Базар, один из многих самодостаточных бурят-монголов, ушедших от беззаконий и неволи в свой мир и проживших в нём жизнь. Пусть продолжаются их думы и мечты.
Не забудем о них…