Уильям Лейн Крейг. Проблема зла

Инквизитор Эйзенхорн 2
ПРОБЛЕМА ЗЛА
Уильям Лейн Крейг

Проблема зла, безусловно, является величайшим препятствием для веры в существование Бога. Когда я размышляю о масштабах и глубине страданий в мире, будь то из-за бесчеловечности человека к человеку или из-за стихийных бедствий, тогда я должен признаться, что мне трудно поверить в существование Бога. Без
сомнения, многие из вас чувствовали то же самое. Получается, нам всем следует стать атеистами. Но это довольно серьезный шаг. Как мы можем быть уверены, что Бога не существует? Возможно, есть причина, по которой Бог допускает все зло в мире. Возможно, все это каким-то образом вписывается в общую схему вещей, которую мы можем лишь смутно различать, если вообще можем. Откуда мы знаем?
Как христианский теист, я убежден, что проблема зла, какой бы ужасной она ни была, в конечном счете не является опровержением существования Бога. Напротив, на самом деле, я думаю, что христианский теизм - это последняя надежда человека на решение проблемы зла. Чтобы объяснить, почему я так себя чувствую, будет полезно провести некоторые различия, чтобы сохранить ясность нашего мышления.
Во-первых, мы должны различать интеллектуальную и эмоциональную
проблему зла. Интеллектуальная проблема зла касается того, как дать рациональное объяснение тому, как Бог и зло могут сосуществовать. Эмоциональная проблема зла касается того, как устранить эмоциональную неприязнь людей к Богу, Который допускает страдания. Теперь давайте сначала рассмотрим интеллектуальную проблему зла.
Есть две версии этой проблемы: первая, логическая проблема зла и, во-вторых, вероятностная проблема. Согласно логической проблеме зла, логически невозможно, чтобы Бог и зло сосуществовали. Если Бог существует, то зло не может существовать. Если зло существует, то Бог не может существовать. Поскольку зло существует, из этого следует, что Бога не существует.
Но проблема с этим аргументом в том, что нет причин думать, что Бог и зло логически несовместимы. Между ними нет явного противоречия. Но если атеист имеет в виду, что есть некоторое скрытое противоречие между Богом и злом, тогда он должен предполагать какие-то скрытые предпосылки, которые выявляют это скрытое противоречие. Но проблема в том, что ни один философ никогда не был в состоянии идентифицировать такие предпосылки. Следовательно, логическая проблема зла не может доказать никакого несоответствия между Богом и злом.
Но более того: мы действительно можем доказать, что Бог и зло логически непротиворечивы. Видите ли, атеист предполагает, что у Бога не может быть морально достаточных причин допускать зло в мире.. Но это предположение не обязательно верно. До тех пор, пока возможно, что у Бога есть достаточные с моральной точки зрения причины допускать зло, из этого следует, что Бог и зло логически непротиворечивы.
И, конечно, это кажется, по крайней мере, логически возможным. Поэтому я очень рад
сообщить, что среди современных философов широко распространено мнение о том, что логическая проблема зла решена.. Сосуществование Бога и зла логически возможно.
Но мы еще не выбрались из тупика. На данный момент мы сталкиваемся с вероятностной проблемой зла. Согласно этой версии проблемы, сосуществование Бога и зла логически возможно, но , тем не менее, крайне маловероятно. Масштабы и глубина зла в мире настолько велики, что маловероятно, чтобы у Бога могли быть достаточные с моральной точки зрения причины для его разрешения. Следовательно, учитывая
зло в мире, маловероятно, что Бог существует. Теперь это гораздо более весомый аргумент, и поэтому я хочу сосредоточить на нем наше внимание. В ответ на эту версию проблемы зла я хочу высказать три основных замечания:
1. Мы не в том положении, чтобы оценивать вероятность того, есть ли у Бога достаточные с моральной точки зрения причины для происходящего зла. Как конечные личности, мы ограничены во времени, пространстве, интеллекте и проницательности. Но трансцендентный и суверенный Бог видит конец с самого начала и провиденциально упорядочивает историю таким образом, чтобы Его цели в конечном счете достигались посредством свободных решений человека. Чтобы достичь Своих целей, Богу, возможно, придется мириться с определенным злом на этом пути. Зло, которое кажется нам бессмысленным в наших ограниченных рамках, может рассматриваться как заслуживающее разрешения в более широких рамках Бога.
Если позаимствовать иллюстрацию из развивающейся области науки, теории хаоса, ученые обнаружили, что определенные макроскопические системы, например,
погодные системы или популяции насекомых, необычайно чувствительны к мельчайшим возмущениям. Бабочка, порхающая на ветке в Западной Африке, может привести в движение силы, которые в конечном итоге приведут в действие ураган над Атлантическим океаном. Однако тот, кто наблюдает за трепещущей на ветке бабочкой, в принципе не может предсказать такой исход. Жестокое убийство невинного, смерть мужчины или ребенка от лейкемии может вызвать своего рода волновой эффект в истории, такой, что достаточная с моральной точки зрения причина, по которой Бог допустил это, может проявиться только столетия спустя и, возможно, в другой стране. Когда вы думаете о Божьем провидении на протяжении всей истории, я думаю, вы можете понять, насколько безнадежно для ограниченных наблюдателей рассуждать о вероятности того, что у Бога могла быть морально достаточная причина для допущения определенного зла. Мы просто не в том положении, чтобы оценивать такие вероятности.
2. Христианская вера включает в себя доктрины, которые увеличивают вероятность сосуществования Бога и зла. Таким образом, эти доктрины уменьшают любую невероятность существования Бога, которая, как считается, вытекает из существования зла. Каковы некоторые из этих доктрин? Позвольте мне упомянуть четыре:
а. Главная цель жизни - не счастье, а познание Бога. Одна из причин, по которой
проблема зла кажется такой загадочной, заключается в том, что мы склонны думать, что если Бог существует, то Его цель для человеческой жизни - счастье в этом мире. Роль Бога состоит в том, чтобы обеспечить комфортные условия для Своего домашнего питомца - человека. Но с христианской точки зрения это неверно. Мы не Божьи домашние животные, и цель человека - не счастье в этом мире, а познание Бога, которое в конечном счете принесет истинную и вечную самореализацию человека. В жизни случается много зла, которое, возможно, совершенно бессмысленно по отношению к цели создания человеческого счастья в этом мире, но оно не может быть неоправданным по отношению к получению знания  Бога. Невинные человеческие страдания дают повод для более глубокой зависимости и доверия к Богу как со стороны самого страдальца, так и со стороны окружающих его людей. Конечно, независимо от того, какова  Божья
цель, достигаемая через наши страдания, что-то будет зависеть от нашей реакции. Реагируем ли мы гневом и горечью по отношению к Богу или обращаемся к Нему с верой за силой выстоять?
б. Человечество находится в состоянии бунта против Бога и Его цели. Вместо того чтобы подчиняться Богу и поклоняться Ему, люди восстают против Бога и идут своим собственным путем, и таким образом оказываются отчужденными от Бога, морально виновными перед Ним и блуждающими в духовной тьме, преследуя ложных богов, созданных ими самими. Ужасное человеческое зло в мире свидетельствует о порочности человека в этом состоянии духовного отчуждения от Бога. Христианин не удивляется человеческому злу в мире; напротив, он ожидает его. Библия говорит, что Бог предал человечество греху, который оно выбрало; Он не вмешивается, чтобы остановить все это, но позволяет человеческой развращенности идти своим чередом. Это только усиливает моральную ответственность человечества перед Богом, а также нашу порочность и нашу потребность в прощении и нравственном очищении.
в. Познание Бога перетекает в вечную жизнь. С христианской точки зрения, эта жизнь - еще не все, что есть. Иисус обещал вечную жизнь всем, кто доверяет Ему как своему Спасителю и Господу. В загробной жизни Бог вознаградит тех, кто мужественно переносил свои страдания и верит Ему, вечной жизнью, полной невыразимой радости. Апостол Павел, написавший большую часть Нового Завета, прожил жизнь, полную невероятных страданий. И все же он писал: “Мы не падаем духом. Ибо это незначительное, сиюминутное огорчение готовит нас к вечному бремени славы, не поддающейся никакому сравнению, потому что мы смотрим не на то, что видим, а на то, что невидимо, ибо то, что видно, преходяще, но то, что невидимо, вечно” (2 Кор. 4:16-18). Павел представляет себе как бы чашу весов, на которой все страдания этой жизни помещены на одну сторону, в то время как на другой стороне помещена слава, которую Бог дарует Своим детям на небесах. Тяжесть славы настолько велика, что буквально
не идет ни в какое сравнение со страданиями. Более того, чем дольше мы проводим в вечности, тем больше страдания этой жизни уменьшаются до бесконечно малого мгновения. Вот почему Павел мог назвать их “легким и сиюминутным недугом” - он были просто переполнен океаном Божественной вечности и радости, которую Бог изливает на тех, кто доверяет Ему.
г. Познание Бога - это несоизмеримое благо. Познать Бога, источник бесконечной
доброты и любви, - это ни с чем не сравнимое благо, смысл человеческого существования. Страдания этой жизни даже не идут ни в какое сравнение с этим. Таким образом, человек, который знает Бога, независимо от того, от чего он страдает, независимо от того, насколько ужасна его боль, все еще может сказать: “Бог добр ко мне”, просто в силу того факта , что он знает Бога, и это несравненное благо.
Эти четыре христианские доктрины значительно уменьшают любую неправдоподобность, которую, казалось бы, придает зло существованию Бога.
3. Относительно всего объема доказательств существование Бога вероятно. Вероятности зависят от того, какую исходную информацию вы рассматриваете. Например, предположим, что Джо - студент Университета Колорадо. Теперь предположим, что нам сообщили, что 95% студентов Университета Колорадо катаются на лыжах. Исходя из этой информации, весьма вероятно, что Джо катается на лыжах. Но тогда предположим, что мы также узнали, что Джо - инвалид с ампутированной конечностью и что 95% людей с ампутированными конечностями в Университете Колорадо не катаются на лыжах. Внезапно вероятность того, что Джо лыжник, резко снизилась!
Точно так же, если все, что вы рассматриваете в качестве справочной информации, - это зло в мире, то неудивительно, что существование Бога кажется невероятным по сравнению с этим. Но это не настоящий вопрос. Реальный вопрос заключается в том, является ли существование Бога невероятным по сравнению со всеми имеющимися доказательствами. Я убежден, что если принять во внимание все доказательства, то существование Бога более чем вероятно.
Позвольте мне привести три доказательства:
а. Бог дает лучшее объяснение того, почему существует Вселенная, а не ничто. Вы когда-нибудь спрашивали себя, почему вообще что-либо существует? Откуда все это взялось? Как правило, атеисты говорят, что Вселенная вечна и не имеет границ. Но открытия в астрономии и астрофизике, сделанные за последние 80 лет, сделали это невероятным. Согласно модели Вселенной Большого взрыва, вся материя и энергия, да и сами физические пространство и время, возникли примерно в момент 13,5 млрд. лет назад. До этого момента Вселенная просто не существовала. Следовательно, модель Большого взрыва требует создания Вселенной из ничего.
Теперь это, как правило, очень смущает атеиста. Квентин Смит, философ-атеист,
пишет: Реакция атеистов и агностиков на это развитие событий была сравнительно слабой, фактически почти незаметной. Неловкое молчание, по-видимому, является правилом, когда проблема возникает среди неверующих... Причину смущения нетеистов найти нетрудно. Энтони Кенни предполагает это в следующем утверждении: ‘Сторонник теории [Большого взрыва], по крайней мере, если он атеист, должен верить, что материя Вселенной возникла из ничего и посредством ничего’. Христианин-теист не сталкивается с подобными трудностями, поскольку теория Большого взрыва лишь подтверждает то, во что он всегда верил: в начале Бог сотворил вселенную. Теперь я задаю вам вопрос: что
более правдоподобно: что христианский теист прав или что Вселенная возникла беспричинно из ничего?
2. Бог дает лучшее объяснение сложного порядка во Вселенной. В течение последних 40 лет ученые обнаружили, что существование разумной жизни зависит от сложного и деликатного баланса начальных условий, заданных в самом Большом взрыве. Теперь мы знаем, что  вселенные, запрещающие жизнь, значительно более вероятны, чем любая вселенная, допускающая жизнь, подобная нашей. Насколько это более
вероятно? Ответ заключается в том, что шансы на то, что вселенная должна быть пригодной для жизни, настолько бесконечно малы, что их невозможно понять и нереально рассчитать. Например, изменение силы притяжения или слабое взаимодействие атомов всего на одну часть из 10-100 предотвратило бы возникновение вселенной, допускающей жизнь. Так называемая космологическая постоянная "лямбда", которая управляет инфляционным расширением Вселенной и ответственна за недавно обнаруженное ускорение расширения Вселенной, точно настроена примерно на одну часть из 10-120.
Оксфордский физик Роджер Пенроуз подсчитал, что вероятность
того, что особое состояние нашей вселенной с низкой энтропией, от которого зависит наша жизнь, возникло чисто случайно, по крайней мере, так же мала, как примерно одна часть из 1010^(123). Пенроуз комментирует: “Я даже не могу вспомнить что-либо еще в физике, точность чего, как известно, приближается, даже отдаленно, к цифре, подобной
одной части из 1010^(123). ”Существует множество величин и констант, которые должны быть точно настроены таким образом, если мы хотим, чтобы Вселенная допускала жизнь. И не только каждая величина должна быть тонко настроена; их соотношения друг к другу также должны быть точно настроены. Итак, невероятность умножается на невероятность за невероятностью, пока наш разум не запутается в непостижимых числах. Нет никакой физической причины, по которой эти константы и величины должны обладать теми значениями, которые они имеют..
Бывший агностик физик Пол Дэвис комментирует: “Благодаря своей научной работе я все больше и больше убеждаюсь в том, что физическая вселенная создана с
такой удивительной изобретательностью, что я не могу принять это просто как грубый факт”. Аналогичным образом, Фред Хойл замечает: “Интерпретация фактов, основанная на здравом смысле, предполагает, что суперинтеллект поиграл с физикой”. Роберт Джастроу, бывший глава Института космических исследований имени Годдарда НАСА, называет это самым убедительным доказательством существования Бога, когда-либо полученным наукой. Точка зрения, которой всегда придерживались христианские теисты, что существует разумный Создатель Вселенной, кажется, имеет гораздо больше смысла, чем атеистическая точка зрения о том, что вселенная, возникнув беспричинно из ничего, просто случайно была настроена с непостижимой точностью для существования разумной жизни.
3. Объективные моральные ценности в мире. Если Бога не существует, то объективных моральных ценностей не существует. Многие теисты и атеисты сходятся во мнении по этому вопросу. Например, философ науки Майкл Рьюз  объясняет,
"Мораль - это биологическая адаптация в не меньшей степени, чем руки, ноги и зубы. Рассматриваемая как рационально оправданный набор утверждений о чем-то объективном, этика иллюзорна. Я ценю, что когда кто-то говорит "Возлюби ближнего своего, как самого себя", он думает, что имеет в виду нечто большее, чем самих себя. Тем не менее, такое указание действительно лишено оснований. Мораль - это просто помощь
выживанию и размножению... и любой более глубокий смысл иллюзорен.
Фридрих Ницше, великий атеист XIX века, провозгласивший смерть Бога,
понимал, что смерть Бога означает разрушение всякого смысла и ценности в жизни.
Я думаю, что Фридрих Ницше был прав. Но здесь мы должны быть очень осторожны. Вопрос здесь не в том: “Должны ли мы верить в Бога, чтобы жить нравственной жизнью?” Я не утверждаю однозначно. . Как и вопрос: “Можем ли мы признавать объективные моральные ценности, не веря в Бога?” Я думаю, что  можем. Скорее вопрос таков: “Если Бога не существует, существуют ли объективные моральные ценности?” Как и Рьюз, я не
вижу никаких причин думать, что в отсутствие Бога стадная мораль, выработанная homo sapiens, является  целью. В конце концов, если Бога нет, то что же такого особенного в людях? Они всего лишь случайные побочные продукты природы, которые развились относительно недавно на бесконечно малой пылинке, затерянной где-то во враждебной и бессмысленной вселенной, и которые обречены погибнуть индивидуально и коллективно за относительно короткое время. С атеистической точки зрения, некоторые действия, скажем, изнасилование, могут быть социально невыгодными, и поэтому в ходе развития человечества стали табу; но это абсолютно ничего не доказывает, что изнасилование действительно неправильно. С атеистической точки зрения, нет на самом деле нет ничего плохого в том, что вы кого-то насилуете. Таким образом, без Бога нет абсолютного добра и зла, которые навязываются нашей совести. Но проблема в том, что объективные ценности действительно существуют, и в глубине души мы все это знаем. Причин отрицать объективную реальность моральных ценностей не больше, чем объективную реальность физического мира. Такие действия, как изнасилование, жестокость и растление детей, являются не просто социально неприемлемым поведением - они являются моральной мерзостью. Некоторые вещи действительно неправильны.
Таким образом, как это ни парадоксально, зло на самом деле служит утверждению существования Бога. Ибо если объективные ценности не может существовать без Бога, и объективные ценности действительно существуют - что очевидно из реальности зла -
тогда неизбежно следует, что Бог существует. Таким образом, хотя зло в некотором смысле ставит под сомнение существование Бога, в более фундаментальном смысле оно демонстрирует существование Бога, поскольку зло не могло бы существовать без Бога.
Это только часть доказательств того, что Бог существует. Выдающийся философ Элвин Плантинга изложил около двух десятков аргументов в пользу существования Бога. Совокупная сила этих аргументов делает вероятным существование Бога. Подводя итог, если мои три тезиса верны, то зло не делает невероятным существование
христианского Бога; напротив, принимая во внимание весь объем доказательств, существование Бога очень вероятно. Таким образом, интеллектуальная проблема зла не опровергает существование Бога.
Но это подводит нас к эмоциональной проблеме зла. Я думаю, что большинство людей, отвергающих Бога из-за зла в мире, на самом деле делают это не из-за интеллектуальных трудностей; скорее это эмоциональная проблема. Им просто не нравится Бог, Который позволил бы им или другим страдать, и поэтому они
не хотят иметь с Ним ничего общего. Их атеизм - это просто эмоциональное отторжение. Может ли христианская вера что-то сказать этим людям?
Безусловно, может! Ибо это говорит нам о том, что Бог - не далекий Творец или безличная основа бытия, а любящий Отец, Который разделяет с нами наши страдания и обид. Профессор Плантинга писал: С точки зрения христианина, Бог не стоит сложа руки, хладнокровно наблюдая за страданиями Своих созданий. Он входит в наши страдания и разделяет их. Он переносит мучения, видя Своего Сына, Спасителя, Второе Лицо Троицы, обреченное на горько-жестокую и позорную крестную смерть. Христос был готов претерпеть муки самого ада... чтобы победить грех, смерть и зло, от которых страдает наш мир, и даровать нам жизнь более славную, чем мы можем себе представить. Он был
готов пострадать за нас, принять страдания, о которых мы не можем составить никакого представления".
Видите ли, Иисус перенес страдания, превосходящие всякое понимание: Он понес наказание за грехи всего мира. Никто из нас не может постичь это страдание. Хотя Он был невиновен, Он добровольно принял на себя наказание, которое мы заслужили. И почему? Потому что Он любит нас. Как мы можем отвергнуть Того, кто отказался от всего ради нас? Когда мы осознаем Его жертву и Его любовь к нам, это ставит проблему зла в совершенно ином свете. Ибо теперь мы ясно видим, что истинная проблема зла - это проблема нашего зла. Исполненные греха и морально виновные перед Богом, мы сталкиваемся с вопросом не о том, как Бог может оправдать Себя перед нами, а о том, как мы можем оправдаться перед Ним.
Таким образом, парадоксально, что, хотя проблема зла является величайшим возражением против существования Бога, в конце концов, Бог является единственным решением проблемы зла. Если Бога не существует, тогда мы потеряны без надежды в жизни, наполненной беспричинными и неискупленными страданиями. Бог - это конечная цель. ответ на проблему зла, ибо Он искупает нас от зла и вводит в вечную радость несоизмеримого блага, общения с Самим Собой.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn