20 декабря. Укрощение строптивого

Константин Клюшкин
20 декабря 1980-го года на экраны итальянских кинотеатров вышла кинокомедия "Укрощение строптивого" режиссёров Франко Кастеллано и Джузеппе Моччиа (Пиполо).

Несмотря на то, что, как отмечает российский кинокритик Владимир Сергеев, фильм был снят без каких-то особых претензий, хотя и с хорошим чувством юмора, за первый год демонстрации в Италии его посмотрели более 9 миллионов кинозрителей (или 16% населения Италии), в результате чего фильм собрал около 12 миллиардов лир, или примерно 10,5 миллионов долларов, что эквивалентно нынешним примерно 35 миллионам долларов. С этими показателями фильм занял второе место в итальянском кинопрокате сезона 1980/1981 годов.

Однако главный успех ждал фильм "Укрощение строптивого" в Советском Союзе. В нашей стране этот фильм, правда, изрядно порезанный, в 1983-м году посмотрели 56 миллионов кинозрителей, или более 21% населения. Возможно, этот успех в какой-то степени был обусловлен тем, что с творчеством Франко Кастеллано и Джузеппе Моччиа (Пиполо) советский кинозритель к 1983-му году был достаточно хорошо знаком. В 1979-м году с огромным успехом - 52 миллиона кинозрителей - по экранам советских кинотеатров прошёл фильм этих авторов "Синьор Робинзон", а ещё ранее, в 1973-м году Франко Кастеллано и Джузеппе Моччиа (Пиполо) выступили соавторами сценария фильма Эльдара Рязанова и Франко Просперо "Невероятные приключения итальянцев в России".

Я не случайно столь подробно привёл данные о кассовых результатах фильма "Укрощение строптивого". Дело в том, что, анализируя данные сайтов IMDB и Rotten Tomatoes, я пришёл к выводу, что американскому кинозрителю этот фильм остался практически не известным. Я неоднократно указывал на слабую осведомлённость американских кинозрителей о советских фильмах о Второй Мировой войне. Но это, по крайней мере, понятно, поскольку обусловлено сугубо идеологическими причинами - стремлением американской цензуры скрыть роль Советского Союза в победе над нацистской Германией. Но чем не угодила итальянская кинокомедия американским кинопрокатчикам, совершенно непонятно.

Ссылки на отсутствие коммерческого потенциала, каковые часто используются в качестве объяснения отсутствия советских военных фильмов в американском кинопрокате, в данном случае абсолютно неприменимы. Что я и хотел показать, приводя данные о зрительском успехе этой картины как в Италии, так и в СССР.

Остаётся только предположить, что причиной недопуска итальянской кинокомедии "Укрощение строптивого" на американский кинорынок явилась чрезвычайная прозорливость американских цензоров, уже в 80-е годы прошлого века предвидевших, что сорок лет спустя этот фильм наверняка подвергся бы рестрикциям. Ровно по тем основаниям, что и шедевр американского кинематографа "Унесённые ветром". А именно, по той причине, что роль служанки, а значит, представителя угнетаемой расы, в фильме играет чернокожая актриса.

Можно было бы предположить, что предубеждение американских цензоров к этому фильму возникло по причине гениального предвидения, что Орнелла Мути, актриса с русскими корнями, 35 лет спустя ради участия в благотворительном вечере совместно с тогдашним премьер-министром России В.В.Путиным готова будет сесть в тюрьму и заплатить штраф в 600 евро. Но это вряд ли, поскольку многие другие фильмы с участием этой актрисы спокойно и с успехом демонстрировались и демонстрируются в американском кинопрокате.

А если серьёзно, то и сегодня фильм "Укрощение строптивого" режиссёров Франко Кастеллано и Джузеппе Моччиа (Пиполо) пользуется огромной популярностью у кинозрителей, как минимум, не меньшей, чем в 80-е годы прошлого века. 79% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки от 8 до 10. А 30% пользователей оценили фильм высшим баллом - "десяткой".

С учетом сказанного рейтинг фильма "Укрощение строптивого" (см. Предисловие) составил 8,376, благодаря чему он занимает 382-е место в Золотой Тысяче.