20 декабря. Выпускник

Константин Клюшкин
20 декабря 1967 года в Нью-Йорке состоялась премьера фильма Майка Николса "Выпускник".

Отправной точкой в создании этого фильма явилась рецензия на повесть "Выпускник" Чарльза Уэбба, опубликованная в The New York Times в октябре 1963 года. Эта рецензия попалась на глаза Лоуренсу Тёрману, 37-летнему независимому кинопродюсеру. Внимание Тёрмана привлекло содержавшееся в рецензии сравнение главного героя повести с его любимым персонажем культового романа Джерома Сэлинджера "Над пропастью во ржи" Холденом Колфилдом. И, быстро сориентировавшись, Тёрман приобрёл права на экранизацию повести Уэбба всего за одну тысячу долларов.

Спустя несколько лет Тёрман счёл себя вполне созревшим для продюсирования фильма по повести Чарльза Уэбба, причём изначально вопрос с режиссёром будущего фильма был для него решённым - Майк Николс (настоящее имя - Михаил Павлович Пешковский). Этот выбор был обусловлен следующими соображениями. Будучи руководителем своей собственной и независимой (от крупных кинокомпаний) продюсерской компании Lawrence Turman Productions, Лоуренс Тёрман не располагал значительными финансовыми средствами, а, следовательно, не мог нанимать именитых и дорогих режиссёров. А Майк Николс как раз только что снял свой первый, и оказавшийся весьма успешным, фильм "Кто боится Вирджинии Вульф?". Контрактом, заключённым с Майком Николсом, предусматривался гонорар в размере 150 тысяч долларов плюс 16% от прибыли, которую принесёт демонстрация фильма.

На главные роли в фильме, который будет ставить мгновенно ставший чрезвычайно популярным Майк Николс, претендовали очень многие известные актёры и актрисы. Так, на роль миссис Робинсон претендовали Софи Лорен, Симона Синьоре и многие другие тогдашние кинозвёзды. Сам Николс хотел снимать в этой роли Жанну Моро. Однако выбор продюсера пал на Энн Бэнкрофт. Даже несмотря на то, что 36-летняя к тому времени Энн Бэнкрофт по возрасту не очень соответствовала образу своей героини. Возможно, и здесь свою роль сыграли финансовые соображения. Впрочем, у Майка Николса уже был опыт съемок молодых актрис в ролях зрелых дам. Пример - Элизабет Тэйлор в фильме "Кто боится Вирджинии Вульф?".

Роль дочери миссис Робинсон - Элейн - примеряли на себя Джейн Фонда, Ли Ремик, Джули Кристи и многие другие звёзды. Но роль досталась мало кому известной к тому времени Кэтрин Росс. Опять же, возможно, по финансовым соображениям.

На главную роль всерьёз претендовал Роберт Редфорд. Но получил отказ. И не по причине финансов. Если вкратце изложить отрицательный ответ Николса Редфорду, то он выглядел примерно так: "Ты сам-то веришь, что тебя трудно соблазнить? Да ты сам за 5 минут соблазнишь любую". И в итоге главная роль досталась Дастину Хоффману. Именно вследствие его природной застенчивости и нерешительности. Хотя, возможно, и тут сыграли финансовые соображения: гонорар Хоффмана за эту роль составил всего 17 тысяч долларов. А после уплаты налогов Хоффману осталось всего 4 тысячи долларов.

На роль мистера Робинсона  по предложению Дастина Хоффмана пробовался его друг - Джин Хэкмен. Но было сочтено, что Хэкмен слишком молод для этой роли (хотя он всего на год моложе Энн Бэнкрофт). В итоге ему было отказано. Этот отказ принёс Хэкмену удачу: вследствие этого отказа он смог принять предложение сниматься в фильме "Бонни и Клайд" Артура Пенна, за роль в котором он впоследствии был номинирован на премию Оскар, благодаря чему началась успешная полоса в его актёрской карьере.

В начале 1968 года фильм Николса получил 7 номинаций на премию Золотой Глобус, из которых выиграл 5, в том числе важнейшие: Лучший фильм (комедия или мюзикл), Лучший режиссёр. В номинации Лучший режиссёр Майк Николс обошёл, в частности, Артура Пенна ("Бонни и Клайд") и Нормана Джуисона ("Полуночная жара"). Чуть позже "Выпускник" получил снова 7 номинаций на премию Оскар, но в этот раз победил лишь в одной, но важнейшей - Лучшая режиссура. В номинации Лучший фильм "Выпускник" проиграл фильму "Полуночная жара" Нормана Джуисона.

В 1969-м году "Выпускник" получил опять же 7 номинаций на британскую премию БАФТА, из которых победил в пяти, в том числе в важнейших: Лучший фильм и Лучшая режиссура. В номинации Лучший фильм Британская киноакадемия предпочла "Выпускника", в частности, фильму Стэнли Кубрика "2001: Космическая одиссея", а в номинации Лучший режиссёр отдала предпочтение Майку Николсу перед Франком Дзеффирелли, представлявшим "Ромео и Джульетту".

Любопытно, но в каких-либо других европейских и азиатских кинофорумах фильм Майка Николса не участвовал. Российский кинокритик Евгений Нефёдов в своей рецензии высказал своё предположение о причинах такой коллизии: "Есть подозрение, что мятежно настроенной молодёжи Западной Европы «Выпускник» казался половинчатым, а то и откровенно конформистским (и даже не особо пикантным на фоне фривольных итальянских и французских мелодрам), в социалистических же странах «проблемы» и «искания» сынка обеспеченных родителей оставили бы его сверстников глубоко равнодушными. Нужно было досконально знать нюансы американского образа жизни, в первую очередь – представителей наиболее обеспеченной части «среднего класса», чтобы сюжет воспринимался в особом (иносказательном) ключе и чтобы подтекст, интуитивно улавливавшийся соотечественниками кинематографистов, приобрёл язвительный оттенок." - http://allofcinema.com/vyipusknik-the-graduate-1967

Сразу, по выходу фильма на экраны, Роджер Эберт поставил фильму 4 звезды из 4-х возможных и написал: «Выпускник», самая смешная американская комедия года, вдохновлена свободой духа, которую молодые британские режиссеры привнесли в свои фильмы. Фильм очень забавный, но не из-за шуток и гэгов и прочего надоедливого мусора, а из-за того, что имеет собственную точку зрения. Правильнее сказать, фильм чётко показывает, против чего он выступает." - https://www.rogerebert.com/reviews/the-graduate-1967

Спустя 30 лет Эберт, уже в статусе лауреата Пулитцеровской премии и потому гуру американской кинокритики, отнял у фильма одну звезду и в своей второй рецензии на фильм написал: "«Выпускник», выпущенный в 1967 году, не содержит ни детей-цветов, ни хиппи, ни допинга, ни рок-музыки, ни политических манифестов, ни опасности. Это фильм об утомительном зануде и его добрых родителях. Единственный живой персонаж в фильме, кто способен видеть подоплеку ситуаций, понимать их мотивы и осмеливается искать свое счастье - миссис Робинсон (Энн Бэнкрофт). Становится ли от этого "Выпускник" плохим фильмом? Вовсе нет. Это хороший тематический фильм, просто время его прошло. Я даю ему три звезды за материал, который он содержит и доставляет удовольствие. Посмотреть этот фильм сегодня  - все равно что открыть капсулу времени. Зная, что этот фильм когда-то был кумиром целого поколения, можно понять, насколько глубока была пропасть между поколениями в это необыкновенное время в конце 1960-х годов. В фильмах того периода были настоящие мятежники (например, "Беспечный ездок"), но Бенджамин Брэддок не был одним из них." - https://www.rogerebert.com/reviews/the-graduate-1997

Действительно, в момент выхода на экраны фильм Майка Николса "Выпускник" пользовался у рядовых кинозрителей ошеломительным успехом. В США фильм посмотрели почти 86 миллионов кинозрителей, т.е., почти 43% населения, включая младенцев. В итоге при бюджете фильма в 3 миллиона долларов его кассовый сбор составил без малого 105 миллионов долларов. Т.е., сборы в 35 (!) раз превысили затраты. В СССР фильм не демонстрировался. Однако, "Выпускник" пришёлся по вкусу не только кинозрителям 60-х годов прошлого века. Современные кинозрители также весьма высоко оценили этот фильм. 69% пользователей IMDB и Кинопоиска по всему миру поставили этому фильму оценки от 8 до 10.

С учетом сказанного выше рейтинг фильма "Выпускник" (см. Предисловие) составил 9,484, благодаря чему он занял 87-е место в Золотой Тысяче. Эти показатели оказались самыми высокими среди аналогичных показателей фильмов, произведённых в 1967 году. Что служит основанием считать картину Майка Николса "Выпускник" лучшим фильмом мирового кинематографа 1967-го года.