Гость 7

Александр Викторович Зайцев
Не знаю, сколько я проспал, но, видимо, недолго. Судя по разговору Зосимыча и Ирки, только что по магнитоле были пятичасовые новости. Я не стал показывать вида, что проснулся. Было интересно, о чём и как могут говорить два таких разных человека, когда им никто не мешает. Вот уж действительно, разные: старик, всю жизнь проживший в деревне, у которого куча внуков, и довольно молодая незамужняя женщина, видевшая корову только на пакете пастеризованного молока.
Мои «девки», одна после стряпни, и мелкая после счастья спали богатырским сном, от чего мне вдруг подумалось, что счастье тоже забирает много сил. Или это возраст виноват, когда по младости лет всегда хочется спать? Ан нет, помнится мне, что и Ленка, отхватив счастья, всегда засыпает, оставляя меня наедине с подушкой.

- Вот скажите мне, Иван Зосимыч, что, без всего этого нельзя обойтись было?
- Видимо, нет, Ирина.
 
- Но почему «видимо»?

- Если бы мы знали все ответы на все вопросы, то понятия «вера» не было бы в принципе. Веру бы заменило знание. А оно Вам надо?

- Это же естественно, что знание сильнее веры!

- То есть? – тут я уловил в тоне Зосимыча лёгкую иронию.

- Знать, это сильнее, чем верить!

- Допустим. Тогда, Ирина Васильевна, почему Вы меня спрашиваете, можно или нельзя было «без этого обойтись»?

- Ну, так всё знать нельзя, - судя по движению машины, Ира уже начала нервничать.
Интересно, когда сегодня, чтобы выбесить меня, она начала гонять на своей, только что купленной «Тойоте», так ей было всё равно, во сколько её обойдётся ремонт, так как ОСАГО виновнику аварии затраты на ремонт его авто не компенсирует. За нас она тоже, кстати, не переживала. Это к слову, но я снова напрягся, как бы чего не случилось.

- Вот Вы и ответили на свой вопрос. Если всё знать нельзя, значит, в остальное надо либо верить, либо не верить. Ещё до того, как я родился, снесли храм Христа Спасителя. Потом в школе преподавали, была антирелигиозная пропаганда, что Бога нет и верить не в кого…

- Верить нужно в себя! -  укусить Ирку пока ещё не удалось никому.

- Ну, так вы у себя и спросите, надо было или не надо.

- Но я же не президент с Думой, откуда я знаю все их нюансы?

- Не «их», а «наших». Страна-то у нас на всех одна, и все мы за неё отвечаем. Не одинаково, как многим кажется, но одинаково, если по существу.

- Это как?

- Это просто. Каждый делает свое дело так хорошо, как умеет. И старается сделать лучше. Иначе никак.

- Совсем никак? И Бог не поможет?

- Ирина Васильевна, представьте, что следующее поколение будет хуже предыдущего…
 - Вот это как раз как преподаватель, я себе хорошо представляю. За некоторыми исключениями, что лишь подтверждают правила.

- Ну, и чем нам сможет помочь Бог в том случае, если каждое новое поколение будет проще предыдущего? Куда мы вернёмся, в конце концов, в каменный век?

- Подождите, - Ирка, кажется, растерялась, а мне показалось, что скорость нашего движения существенно упала.  – И что нам нужно делать?

- Ирина, спасибо Вам за одно единственное слово!

- Какое?

 - «Нам». Вам с Еленой и Славой, мне с Марьей и Машуней, вообще всем, нужно сегодня делать одно дело.
 
- Убивать врага?

- Ира, у меня отец погиб на войне. На войне, как и у многих моих сверстников. Так что, когда меня призвали  в армию, Родину защищать, так политрук зря на нас время не тратил. Мы были готовы на всё. Сейчас уже очень много лет прошло без большой войны. Я скажу плохо, но Вы, Ирина, меня поймёте.  За это время многие современные мальчики стали «девочками».   В переносном смысле, конечно.

- Да и не в переносном иногда тоже, - Ирка, похоже, начала входить в раж.

- Ирина Васильевна, «если враг не сдаётся, его уничтожают».

- А почему, начав с Бога, мы сразу перешли к врагам?

- Потому что всегда есть две силы.
 
- То есть, мы всегда правы, а они нет?

- Да. «С нами Бог»,  поэтому мы правы.

¬- «Gott mit uns» было написано на пряжках у некоторых…

Я хотел было вмешаться, чтобы помочь Зосимычу с иностранной фразой, но не тут-то было.

- И что с того? Бог не на, простите, ширинке должен быть, Бог должен быть в человеке. Человек по Богу выверять себя должен, а не тыкать всем, что вроде как с нами Бог, и значит,  вам хана. Наоборот, нужно нести Бога людям. Именно нести, а не навязывать. – Зосимыч вздохнул. – Чтобы сами приходили к Нему… Наши солдаты шли в бой со словами «За родину, за Сталина», и на их ремнях ничего написано не было. У них и ремней-то тогда не было, только у матросов, и те с якорем да звёздочкой. Но ведь верили. Верили если не в Бога, то в Сталина, потому что человек обязательно должен верить. Иначе никак.
Вот Вы спросили, возможно ли было обойтись без этого, потому что Вы и не знаете и не верите. Вот и вся проблема: Потому, что Вы не можете зацепиться ни за один берег реки, Вас и несёт по течению.
 
- Тогда что происходит сейчас?

- А я тоже не знаю, но верю. Верую, что мы долго и терпеливо пытались Верой образумить познавших соблазн. И сами, чего говорить, хороши были в девяностые, но  и Бог помог удержаться на краю, и у самих сил хватило с обрыва не прыгать.
И чем больше пытались их образумить, тем большие соблазны враг сыпал на головы несчастным.

Сейчас идёт гражданская война,  Ирина Васильевна. Красные против белых. Очень интересные цвета, кстати. На большинстве флагов есть оба этих цвета. Вспомните ещё войну «алой и белой роз». Тоже гражданская. А икона Григория Победоносца? Конь белый, плащ красный.

- Допустим. Хорошо. Но почему началась эта, скажем по- Вашему, «гражданская» война?

- А Вы, Ирина, можете объяснить, почему она не гражданская?

- Потому, что воюют два разных государства.

- А то, что солдаты с обеих сторон кроют друг друга одним и тем же трёхэтажным матом? Это нормально, что им переводчик не нужен?

- Но всё-таки, они чаще говорят на своем, родном языке, который мы не понимаем.
- Родной язык - это тот, на котором ты ругаешься матом, когда прижмёт. А другой и выучить можно. Но материться и думать можно только на родном языке.
 
А теперь насчёт непонимания друг друга. Раз язык не такой, так и всё? Есть у меня родня под Костромой, у них родня из Ивановской области. Это всего несколько десятков километров.
Встречались несколько раз. Сидим, разговариваем, вроде все слова одинаковые,  а понять не можем без переводчика. Все говорят по-русски, а понять друг друга не можем. И слова-то одинаковые, но говор не такой. Так что, костромские ярославцам  войну объявить должны? Потому что  у них «говор» не такой? Что ещё «не такого» они предъявить должны? Чубы вместо бороды? Дурь это всё, причём, дурь детская. Как эти панки, что ли? У кого голова жёлтая, у кого синяя. Да что эти… женщины и то на всё готовы, лишь бы быть непохожими на других женщин.  И что теперь?
А вот то, что часть нашего народа соблазнилась обманом, так это и наша вина тоже, и мы за неё и сейчас расплачиваемся.
 
- Примем к сведению, - воздохнула Ирка, - Но чем, по-вашему, дело кончится? Когда?

- Понятно, чем. Бог не попираем.  Если мы от него снова не отвернёмся, то «Наше дело правое…» и далее по тексту. А вот когда? Пути Господни неисповедимы.

- Ладно, зайдём с другой стороны. В семнадцатом Бога отменили, а в сорок пятом победили. Это как понимать по-вашему?

- Так был сорок третий!

- Курская битва?

- Восстановление служения в храмах. Именно в сорок третьем году. Можете думать, что это случайность. Я верю, что нет. И когда после смерти Сталина снова начались гонения на церковь,   начался медленный, но необратимый развал Союза.

- При Хрущёве? – удивилась Ирка.

- Я уже помню эти времена. Более того, поскольку гонения были не такими и сильными, то империя хоть и распалась, но стержень сохранился. И заметьте, Ирина, когда начала разваливаться Россия, то Вера снова стала свободной. И развал сразу прекратился.

- Хорошо, - Ирку унять невозможно, - тогда почему при расколе Россия крепла и развивалась, как на дрожжах?

- При расколе я не жил, - Зосимыч улыбнулся. - Но, думаю, что царю Петру, чтобы из царства сделать империю, нужно было много чего всякого. А деньги были у богачей раскольников. До Петра их же никто не трогал. Жили, не тужили. А тут на тебе: раскол. А ведь Пётр не только раскольников потрошил, но и с обычных храмов колокола на пушки снимал. Так что Россия при Петре прирастала на богатства раскольников (и не только их), а не против воли Божьей. Скажи, Слав! Ты, похоже, уже давно не спишь?

Продолжение: http://proza.ru/2023/12/23/1128