Сказка Александра Сокурова

Владислав Плеханов
                «Сказка» Александра Сокурова


Новый фильм Александра Сокурова «Сказка» (2022)  с самого начала старается внушить зрителю, что Христос не воскрес и не восшёл к Отцу, как Он обещал апостолам, а лежит в каком-то склепе напротив Сталина, мучается и жалуется на боли, ожидая как и другие смертные своей очереди к «Высшей Силе». Что это, если не очередная хула на Христа? Безобидное название этого фильма «Сказка» нисколько не смягчает этого гнусного издевательства*. Я даже не знаю какой другой фильм так изощрённо бы глумился над христианскою верой в Сына Божия.

В работе над этим фильмом участвовала целая команда помощников режиссёра, мастеров монтажа и мультипликации, работавших над фильмом, целая  "Мастерская Александра Сакурова". Никто из них, насколько мне известно, не дистанцировался от этой клеветы на Христа после выхода этого фильма. Более того у этой картины появились свои поклонники. Среди них директор Эрмитажа, академик М.Б. Пиотровский, сказавший в интервью ТАСС: «Фильм я видел на разных этапах, и он абсолютно замечательный»**.  А как же откровенная хула на Христа? Или это "такой художественный приём"? Свобода великого мастера, которому всё позволено?   

Кроме сцены с Христом в этом фильме показано, как Сталин, Гитлер, Муссолини, Черчилль, Наполеон и бесчисленные миллионы обманутых ими людей в виде волн волнующегося моря и в образе движущихся в тумане толп застряли после смерти в одном из кругов ада или зале ожидания в преддверии Страшного суда. Диктаторы по очереди подходят к огромным вратам, которые по их просьбе слегка приоткрываются, но ни одного из них  не пускают на приём к "Высшей силе" (так она называется в титрах) и строгий голос властно приказывает им подождать.

Режиссёр, подражая Данте, создал эти сцены на фоне театральных декораций напоминающих о «Божественной комедии». Однако в отличие от Данте он поместил в этом адском зале ожидания и Иисуса Христа, заставляя Его вместе с диктаторами ожидать своей очереди на приём к этой "Высшей силе". То есть он предлагает зрителю увидеть в Спасителе простого умершего смертного, а не Сына Божия. Ну хотя бы условно, ради сказки, ради авторской "конструкции", ради  сюжета, придуманного Сокуровым. (Представляете, как это "понравилось" бы Данте.)

Я увидел в этом фильме не художественное откровение о судьбах человечества, не правду о загробных судьбах диктаторов 19-го  и 20-го веков, а состояние души современной творческой и научной интеллигенции, отступившей от Христа. Душа эта как в аду, ибо не верит в Искупителя, воскресшего и возшедшего к Отцу Небесному, не верит в промысл Божий, клеймит исторических деятелей, осуждает народы, обманутые ими, упрекает Христа в том, что Он допустил это «безобразие» на земле. Она сама себе Диктатор. Волны её возмущения и негодования в фильме очень высоко поднимаются и низко опускаются, не оставляя эту душу в покое. Это хорошо показано в фильме, в высшей степени панорамно, даже монументально.

Иными словами у создателей этого фильма получилось как в той истории с указательным пальцем: «Если ты указываешь на кого-то одним пальцем (на Христа и на диктаторов в аду), то три пальца указывают на тебя». То есть сами того не желая, они показали, что творится в их душе, что в ней Христос так и не воскрес***. Это безблагодатное состояние души они проецируют на всё: на историю, на Священное Писание, на искусство.  Cамое нехорошее, что эти "властители дум" навязывают  э т о, совершенно не уважая религиозные чувства верующих. Вот уж где воистину проявляется "Скорбное бесчувствие". 

------------------
* Тем более, что сам Сокуров охарактеризовал «Сказку» ещё до премьеры как «серьёзное произведение, очень содержательное и очень важное для нашего времени».

** Дмитрий Быков тоже официально заявил, что ему «Сказка» Сокурова понравилась и этот список поклонников фильма можно было бы продолжить.

*** Хотя и сказал им Господь:
 
                «Доколь воплю, доколь толкусь
                «Воскреснуть в хладных маловерах?»

                (Г. Р. Державин ода "Христос").