Щелкунчик-Шемякин. Мариинский театр

Андрей Севбо
предновогоднее интервью для сайта MAD company

рисунок Э.Т-А Гофмана

К «Щелкунчику» я подступал в своей жизни не менее 12 раз.
Но самым-самым был тот Щелкунчик, который начался с телефонного звонка
22 года тому назад:
- С вами говорит Михаил Шемякин …
Обморок.

В Америку к Шемякину я летел одним бортом с Кириллом Симоновым,  хореографом будущего знаменитого Щелкунчика. Хореограф в то время напоминал мальчишку, который во чтобы то ни стало хотел казаться взрослым. Отчасти ему это удалось, так как Кирилл блестяще справился с этой, во всех смыслах, незаурядной постановкой.

Михаил Михайлович (при личном общении «Миша, вы») был весь в этом своём балете,
«в теме», в глубоководном погружении в сказку, музыку и свои причудливые фантазии. Гофман был его лучшим другом с детства.

Моим, кстати, тоже. Тут мы все встретились. Миша работал над Щелкунчиком в своем замке Клаверак в штате Нью-Йорк. По замку струилась музыка великолепного Петра Ильича в исполнении оркестра Мариинского театра, записанной фирмой Philips.
А кто за пультом? – Не ошиблись! И у Михаила Шемякина работа над балетом так же началась со звонка. Он и сам часто вспоминал:
- С вами говорит маэстро Гергиев.
Шутка.
Они же были на «ты».

А Кирилла Симонова Шемякин так и прозвал: наш Щелкунчик.
За полнейшее портретное сходство с его эскизом Щелкунчика.
 
Первое (и вторе и третье) впечатление от Замка и поместья вокруг Замка такое:
ты упал с неба прямо в сказку! Были у вас в детстве такие, знаете, книжки-альбомы с картинками, которые прям пахнут волшебной сказкой?
 
1. Известно, что Гофман еще и мечтал стать профессиональным художником.
Его стиль отличался своей авангардностью. Близки ли Вам художественные порывы Гофмана как художника?

Гофман, кстати, был ещё и вполне приличным музыкантом и даже композитором.
А вопрос о художничестве Гофмана лучше переадресовать  самому М Ш.
Он автор, я, в лучшем случае, Санчо Панса, оруженосец и ассистент Рыцаря.
Перешлем вопрос Шемякину.

И сразу же получим ответ - в виде эскизов М Ш к балету Щелкунчик.
Они оба блестящие рисовальщики!
Миша феерично стилизовал кое-какие свои эскизы персонажей балета, и особенно крыс-аристократов, под рисунки Гофмана.

Был ли авангард в этих рисунках Эрнста Амадея?
Миша-то известный во всем мире авангардист и модернист. И метафизик.
И гений. 
И Гофман для своего времени был крут и весьма авангарден.
И тоже гений.
Мне страшно посчастливилось в своей весьма заурядной жизни я встретить сразу двух гениев!

Кроме шуток. Гении все выродились на нашей земле. Они превратились в блогеров и финансистов. Михаил Михайлович последний из могикан! Последний гений.
Чем талант отличается от гения?
Отвечу: - упёртостью и верой в свое предназначение, в своё дело.
Но главное, чтобы каждое утро тебя будил не чужой тебе человек (желательно противоположного пола, хотя это не так и важно) такими словами:
- Дорогой, ты помнишь, что ты гений? Не забудь! – и чашечка горячего швейцарского шоколада.

Моей задачей было сделать так, чтобы Мишины шедевры (вдохновленные лично Эрнестом Амадеем Гофманом, отчасти Петром Ильичом, при участии Валерия Абисаловича) превратились если не в плоть и кровь, то во что-то более-менее материальное и не менее привлекательное. С очевидной меткой гения на длинном носу каждого Крыса-Аристократа.

Я демонстрировал всякие диковинные технологии. И нагонял на себя важность.  Говорил, что это не просто папье-маше, а то самое маше из рисового папье и сока гевеи, из которого делались японские доспехи Сэндай-до, и которых не брала ни одна катана. А вот это старинные технологии масок дель-арте, которые впитывают черты и душу актёра-исполнителя.

Миша свозил меня в индейскую деревню для оптовой закупки коровьих шкур и усадил меня за это самое папье-маше и то самое дель-арте.
Так незаметно пролетело сто лет.

2. Когда Вы приступали к работе над постановкой, 22 года назад, Ваши взгляды с самого начала совпадали с идеями Михаила Шемякина? Или же случались и разногласия?

Разногласия? Разумеется!
Я высказывал Михаилу Шемякину, что он хоть и гений, но поступает как злодей, заставляя меня сидеть в его замке из костей мамонта, самолично клеить папье-маше и надрываться над шкурами давно съеденных американских коров. Что необходимо основать мануфактуру непосредственно в граде Петра и привлечь к этой работе бедных студентов и красивых студенток. Так оно в конечном счете и вышло!

Творческие разногласия с Михаилом Шемякиным? Только согласия.
Я вдыхал запах сказки в чертогах Клаверака, где днем и ночью, а больше ночью, так как Миша больше Ночной Гений, медитативно, с упоением, бурлила, ключом била работа над балетом Щелкунчик. Смею вас  уверить, что больше никто так не работал над спектаклем! Это было царство алхимика и мага.

По каменным плитам пола разметались драпировки из тканей нереальной красоты, завезённые из прядилен Малой Голландии, снятых с ткацких станков Лиона 17 столетия.
Истинно, истинно говорю вам, господа! Балерины и кордебалет Мариинского танцевали в костюмах, пошитых из тканей 18 века!  Разумеется, по эскизам М Ш и под его личным приглядом. А пригляд у М Ш  - как рентген – зрит насквозь, а если что не так, то – автоген! – испепелит! а с виду вроде ласковый, улыбчивый.
Ткани на самом деле ткались на исторических станках и по аутентичным технологиям. Это исторический факт.

Миша, весь в чёрном, как венецианский дож, бродил среди благородных складок тисненого панбархата и прочей парчи и разбрасывал охапки благоуханных роз, нежных как румянец нимфы, стыдливых и палевых оттенков.

В сторонке стоял хореограф-постановщик балета с портретным сходством с заглавным героем и запоминал па-де-де маэстро. Так создавался знаменитый вальс цветов из 2 акта балета Щелкунчик. Над головами витал бессмертный дух Чайковского и его божественные гармонии.

Потом все это паковалось, и в одиннадцати огромных иностранных чемоданах я вёз  драгоценный скарб через Атлантический океан прямо в город Санкт-Петербург, на Крюков канал. Помню, заплатил за них на русской таможне 200 $.

3. Какой акт (или картину) в «Щелкунчике» визуально можете назвать визуально Вашим любимым и почему?

Картина «Кухня» в 1-м акте. Дело было так. В Клаверак до меня приезжали главный технолог и художник по свету. Они быстренько сделали демонстрационную прирезку некоей воображаемой декорации. Типа - к примеру. Оба имели ученый и авторитетный вид.  Шемякин поверил в то, что необходимо делать декорацию именно таким вот образом. И так макет декорации попал в производство.

Но когда я случайно чуть не наступил на эскиз, выпавшей из корзины для мусора, то обомлел и вскричал:
- Миша, что это?

А это и был первоначальный эскиз картины «Кухня» выполненный в такой странной сферической перспективе, где все было немного изогнуто, и стены и окна и полки и бутылки, мебель – всё.

И мне удалось убедить самого Шемякина вернуть в работу именно этот эскиз.
Собственно, что и было мне поручено – воплотить его в мастерских. Поэтому мне эта картина нравится больше всех. Хотя и второй акт дивертисментов шикарный.

4. Можете назвать какую-то конкретную задачу в работе над спектаклем самой сложной? И в чем она заключалась?

Сложности,  возможно, заключались именно в том, чтобы сохранить все художественные фантазии и причуды замысла Шемякина, стараясь не идти на компромисс, а найти технологии и средства все это максимально близко к замыслу воплотить.
 
Но это целый коллектив Мариинского театра этим занимался.
Многое сопротивлялось, не без этого.
Но, все-таки, я рад, что поучаствовал в этом проекте, пусть и на правах ассистента-авантюриста.
И рад, что балет «Щелкунчик» под брендом «Шемякинский» идёт до сих пор.
И дарит зрителям драгоценный опыт прикосновения к волшебству, к чуду и к Рождеству.
Но, все-таки, я рад, что поучаствовал в этом проекте.
И рад, что балет «Щелкунчик» под брендом «Шемякинский» идёт до сих пор.
И дарит зрителям драгоценный подарок из волшебства, сказки и праздника Рождества.

- Авантюриста-ассистента? Это что, фигура речи? Михаил Шемякин, надо думать, кого попало не позвал бы в свой проект.

Вообще-то он дядька рисковый. Я, кстати, совсем уж и не был супер специалистом по изготовлению фантастических балетных костюмов, масок и тому подобного. Но в процессе им стал. Кстати долгое время уже после Щелкунчика М Ш воспринимал мою особь как своего рода ... ну сантехника или полотера - что-то узкоспециальное, герметичное.

И вот случай в лифте гостиницы Мариотт в Москве.
Мы случайно сталкиваемся с М Ш и С де К в эпицентре роскоши - в самом статусном отеле Москвы. И на мне нет фуражки ночного портье.
М Ш утрясал дела с мэрией, а я ставил балет в Большом театре.

Только качественная конструкция лифта уберегла нас от падения в бездну ... недоумения.
А еще после нескольких спектаклей в Мариинке, я и вовсе приобрел погоняло от М Ш "главный па балетам" (типа - по тарелочкам), выговариваемое с испусканием рыка льва.
До сих пор не может простить лифта в Мариотте.


(интервью провела красивая девушка, балерина и пресс атташе MAD company Gulnur)


Если долить пару капель художественной гимнастики,
то получится:

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
http://proza.ru/2022/10/26/1217
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
http://proza.ru/2022/11/15/1579