Молчанье - золото, а дьявол - отец лжи

Игорь Го Марат
Совсем недавно я беседовал с одним очень интересным человеком и собеседником. Мы обсуждали фейковую интерпретацию молитвы «Отче наш», которую преподнесли на полях интернета. Я, немощный грешник, верующий православный христианин, пытался с горячностью обличить ложь, вынесенную на всеобщее обозрение людям в интернете. Посчитал, что подобной ложью могут смутить и посеять сомнения в душах новоначальных верующих.
«Нужно остерегаться обмана не только явного и очевидного, но и такого, который прикрыт тонким лукавством и хитростью.»
© Киприан Карфагенский

Ложная интерпретация молитвы, лапой лукавого ранило моё сердце и возмутило мысли.
В своих суждениях, я вдруг вспомнил историю со Святым Угодником Божьим, Николаем Чудотворцем :
«Согласно житию Дамаскина Студита, на соборе присутствовал Николай, который в присутствии императора дал Арию, оскорбившему Святую Троицу, пощёчину. За это он был заключён в тюрьму, где святому явились Христос и Богоматерь, возвратив ему отнятые знаки епископского достоинства — омофор и Евангелие.»
Святой Николай - есть вершина добродетели среди лика святых, но это именно святой! А кто я, как не пыль земная, немощный грешник перед Богом.
Но в  публикации, которую мы обсуждали была ложь о молитве «Отче наш».

Прав ли я в своей горячности? Не говорила ли во мне гордыня или тщеславие? Не возвысился ли я в своих суждениях перед собеседником, таким же верующим православным, моим братом?
И это не давало мне покоя пару дней, что заставило обратиться к трудам Святых отцов и учителей Церкви, к священникам - пастырям.

Так что же такое ложь? Чем она опасна для самого меня и окружающих меня людей?

«Когда возникла ложь? – Тогда же когда возникло зло. Бог зла не творил, зло – это, собственно, уклонение твари от Божественного добра. Тварь уклонилась от истинного добра тогда, когда уклонилась от Бога. Уклонилась, разумеется, в поисках ложного неистинного добра. Началоположником этого уклонения стал самообольстившийся падший ангел, сатана, обманувший сам себя. Впоследствии ему удалось увлечь на путь зла первых людей (Быт.3). Как он сделал это? Он прельстил их ложью.
Ложь, равно как и всякое зло и всякий грех – это “творение” сатаны. Обладает ли сие “творение” какой-то самодостаточной сущностью? Нет, не обладает – это всего лишь извращение божественного творения. Вдумаемся в значение слова ложь. Ложь — это, по сути, то;, чего нет. Это злой вымысел, фантазия, обман, шутка, клевета. Ложь это и есть сущность всякого греха, всякого зла. Не будь грех и зло льстивы и лживы – никто бы не польстился бы на них, ибо в действительности они мерзки и отвратительны. Итак, отец лжи – диавол (Ин.8:44).
Наши прародители обманутые диаволом и сами стали лгать Богу, друг другу и даже сами себе. С тех пор и до сего дня диавол успешно продолжает обольщать большую часть человечества (Откр.12:9). Дошло до того, что многие наиболее выдающиеся лжецы известны мировой истории, как выдающиеся и всеми почитаемые личности. Почему же человечество так раболепно преклоняется перед ложью? Потому что после грехопадения ложь приразилась к падшему человеческому естеству, стала для него как бы естественной. Св. Писание свидетельствует, что после падения человек по природе своей стал лжецом: “Всякий человек лжив” (Рим.3:4)5. Таким образом с одной стороны – диавол побуждает людей ко лжи6, с другой – падшая человеческая природа сама по себе удобопреклонна ко всякой неправде. Подчеркнем именно ко всякой: не только к большой и явной, но и к малой, едва приметной».
«Бог не приемлет ложь и никогда не лжет Сам (Притч.6:16-19; Числ.23:19). Человек созданный по образу и подобию Божию не был причастен ко лжи, как и ко всякому злу. Но и после падения людей, после изгнания их из рая, Бог призывал человечество отказаться от лжи, ибо без этого невозможно возвращение к Богу, в котором нет никакой лжи. В ветхозаветный период ложь была запрещена и осуждена законом Моисеевым. “И сказал Господь Моисею, говоря:…не лгите и не обманывайте друг друга” (Лев.19:1,2)7. Но могли ли люди, даже принадлежащие к избранному народу, в полноте исполнять эту нравственную заповедь? Очевидно, что нет, как не мог быть исполнен и весь закон собственными силами падшего человечества. Однако Ветхий Завет подготовил благоприятную почву для Божественного Спасителя».
© инок Всеволод,
насельник Свято-Троицкого монастыря,
Преподаватель патрологии и гомилетики
Свято-Троицкой духовной семинарии, Джорданвиль.

Конечно же меня в первую очередь возмутила ложная интерпретация молитвы «Отче наш», в которой я увидел именно ложь того, кто пытался преподнести свои измышления, как верные исторически и по смыслу. Нет, я не судил о человеке говорящем все это, а судил о лжи, которую он, автор данного поста, пытался внести в массы.
«Ложь и обман это излюбленное оружие сатаны в его борьбе с христианами. Так диавол подучил солгать первохристиан Ананию и Сапфиру, за что они поплатились жизнью (Деян.5:1-11). Он же, отец лжи, непрестанно воздвигал и воздвигает против Церкви Божией лже-учителей, лже-пророков и лже-апостолов – всевозможных еретиков. А в конце времен выйдет на бой с Церковью Агнца главный приспешник сатаны лже-мессия – антихрист».
«В книге “Пастырь” написанной перво-христианином Ермой имеется заповедь полученная им от Ангела: “люби истину, и пусть исходит из уст твоих всякая истина… потому что Бог истинен во всяком слове и никакой лжи нет в Нем. И те, которые лгут, отвергают Господа, и не возвращают Ему залога, который получили; а они получили от Него дух нелживый”».
«В послании приписываемом Апостолу Варнаве и, безусловно, передающем в общих чертах древнехристианское учение, говорится, что необходимо ненавидеть неправду, как об этом “говорит Сын Божий: «будем противиться всякой неправде и возненавидим ее».
© инок Всеволод, насельник Свято-Троицкого монастыря,
Преподаватель патрологии и гомилетики
Свято-Троицкой духовной семинарии.
И я ненавижу неправду. А знаю ли я истину, о которой говорит Ангел Божий: «...и пусть исходит из уст твоих всякая истина...потому что Бог истинен во всяком слове и никакой лжи нет в Нем».

Был ли я прав в своей горячности, беседуя о лживой информации в интернете, со своим братом во Христе? Или все - таки это моя гордыня и тщеславие говорили во мне во время беседы?
По словам святителя Игнатия Брянчанинова:
- Лжеучение не останавливается ни перед каким вымыслом, ни перед каким обманом, чтоб басням своим дать вид истины, и тем удобнее отравить ими душу.
Именно это - «отравление души лжеучением» беспокоило меня в беседе со свои братом. Получая ложную информацию о словах Божьих, искажая их и меняя тем самым суть, не смутятся ли души людей, ищущих истину?! И свою горячность в разговоре я оправдывал сам перед собой именно этим. Не гордыня ли это? Не отравилась ли моя душа сама, если вдруг вызвало во мне столь горячий отклик. Будто бы я сам себе пытался доказать, что вижу ложь, слышу ложь, но беспокоюсь видите ли об окружающих. Не тщеславие ли проявилось во мне? Не дьявол ли нашел в моей душе лазейку, чтобы возбудить низменный грех?
Я пытался обличить ложную информацию, которую преподнёс человек на публичное обозрение. А помнил ли я в этот момент о том, что «Обличение должно быть связано с состраданием и любовью к человеку, обличению должна предшествовать молитва, целью обличения должно быть исправление греха самим грешником или предупреждение от подобного поведения окружающих»;
что «грань между обличением и осуждением проходит там, где разделяются грех и добродетель. Путаем мы обличение и осуждение по той причине, что, как правило, не знаем, что такое правильное обличение, и говорим обычно лишь об осуждении. Обличать должно с любовью… Делать это можно только конкретно, ответственно, обоснованно, и притом так, чтобы это вело к исправлению, и вообще имело благие последствия…»
© священник Александр Любимов.
 Беседовал ли я с любовью со своим братом, обсуждая ложную информацию, котору мы прочитали и услышали? Или лишь тешил свое самолюбие мыслью, что я знаю правду и могу обличить ложь? Обличал ли я в таком случае или осуждал, забыв о добродетели? Или возвысился над всеми, якобы опираясь на свои знания?
Думаю, что все - таки я говорил с любовью к ближнему, пытаясь передать ему свои рассуждения на возникшую тему. Но вероятно я не испытывал такой же любви и добродетели к автору ложной информации. Да, не вероятно, а точно. Господи Иисусе Христе сыне Божий, помилуй меня грешного.
Премудрый Соломон говорит: «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя» (Притч.9:8). Если человек с живой душой, разумный, так, когда ему подскажешь, он возрадуется, возлюбит нас. Но если человек безумный, его трогать нельзя».
архимандрит Амвросий (Юрасов)

«И мы, обличая кого-нибудь, будем приступать к нему с великой кротостью и с великим благоразумием. Если ты видишь согрешающего брата, то обличи его не всенародно, но как повелел Христос: между тобою и им одним (Мф.18:15), притом не понося и не нападая на лежащего, но соболезнуя и сокрушаясь; будь и сам готов выслушать обличение, если ты согрешишь в чем-нибудь. …> Кто грешит, у того нет ума, потому что он опьянен и омрачен. Потому не говори так, и к словам своим: какая мне нужда? – не прибавляй еще: каждый понесет свое бремя (Гал.6:5). Ты навлекаешь и на себя величайшую ответственность, если, видя заблудшего, не хочешь помочь ему. …> Если мы так возьмемся за обличение, то легко сможем исправить грешащих; то же, что мы делаем, достойно скорее неразумных зверей, чем людей, ибо ныне если слышат, что некто в чем-то грешит, то с ним самим не разговаривают, сами же, подобно пьяным старухам, шепчутся друг с другом».
свт. Иоанн Златоуст

Завершая свое размышление о разговоре с очень интересным человеком, хочу сказать вот что:
Господи Иисусе Христе, прости и помилуй меня, грешного, за мою горячность, гордыню и тщеславие!
И огромное спасибо моему собеседнику, который еще раз заставил меня покопаться в своей душе, почитать Святых отцов Церкви, вспомнить слова Господа нашего, ощутить свою немощь и написать немного о том, что же такое ложь, цитируя святых и священников.

Господи, спаси и сохрани!