Один день из жизни учительки

Наталья Кремлева
     Это было вчера. Вторник, тяжелый день, в плане того, что надо очень рано вставать, чтобы успеть приехать на работу в школу. А живу за городом и добираться надо на двух автобусах. Зима, холодно, совсем недавно стояли лютые сибирские морозы. Сейчас потеплело, но зима есть зима. 
       В автобусах – городских и пригородных постоянно кого-нибудь встречаю – родных, подруг, знакомых. На этот раз встретилась в автобусе с двоюродной племянницей. Она тихонько мне так сообщила: «Сережа, у нас идет на СВО, проходит комиссию сейчас».  «Вот еще один родной человек идет туда. Внук тетушки, что сидела в сталинских лагерях. Как бы она восприняла эту весть» - подумалось мне. Она так любила детей и внуков, так тряслась над ними. А забрали ее в 1946 году, когда младшая дочь была еще грудным ребенком. Хорошо, что  вскоре была амнистия для матерей и ее выпустили на свободу. А другая тетушка до 1953 года была в сталинской тюрьме в глухой сибирской тайге.
Но вот я и на месте в современной новой сверкающей школе. Готовлюсь к уроку. Перемена. Класс шумит, гудит. Подходит ко мне один мальчик, спрашивает: «Вы сейчас  что носите? Подштаники то одеваете. Зимой все должны носить подштаники». Переглянулась с рядом стоящими ребятами и вместе с ними разразилась неудержимым хохотом. Отойдя от смеха, поблагодарила мальчика за чуткость и заботу об учителе.
      Начался урок Памяти, посвященным памятным дням декабря. Это и день памяти Неизвестного солдата, день начала контрнаступления под Москвой, и день Героев России. Теперь такие уроки проводим чаще по понятным причинам, еще и отчитываемся фотографиями. Тема до боли близка - говорить не переговорить.  Позади – совместная деятельность по патриотическому воспитанию с ветеранами Великой Отечественной войны, написание работ о ветеранах, публикация книг о войне и многое другое.  Дети слушают внимательно,  один раз пришлось на некоторое время урок остановить. Слышу, два мальчика перепираются друг с другом. Подошла, стала выяснять, в чем дело. «Почему он записывает всех на бумажке» – говорит один. Обратилась ко второму. «А что они плохо себя ведут» - буркнул он. Я спросила его: «Тебя об этом попросила классный руководитель». «Нет» - ответил он. Говорю ему, что доносить на своих одноклассников неприлично, и раньше за это. во времена нашего детства, получали по полной.  «А что он про меня то  и то сказал» - опять буркнул он. «Ах, он за это на него решил  донести» - подумалось мне. Взяла у него записку, увидела, что там не одна фамилия, разорвала ее на части, ищу глазами корзину с мусором. Слышу, дети говорят быстро, почти всем классом,  где она. Выбрасываю  и чувствую, дружный вздох облегчения.
    Последний на сегодня урок. На этот раз дети постарше. Начинаю занятие с вопроса – что такое патриотизм в вашем понимании.  Один юноша, очень эрудированный, отдельно занимается по истории у кандидата исторических наук,  сходу выпалил: «Главное, мы должны знать правду о Родине, какой бы горькой она не была».  *Да, им нужна правда, иначе они не будут нам верить, а нашу ложь они чувствуют сердцем"- подумалось мне.
       Недавно нас историков краеведов собирали и предложили познакомить детей с планом развития нашего города и с презентацией по этой теме. Речь зашла и о том, чтобы дети в будущем не покидали город и страну.  На этом же уроке познакомила детей с презентацией и речь зашла о том, готовы ли они остаться навсегда в России, и если нет, то почему. Все тот же интеллектуал начал приводить примеры преимущества западных стран, я приводила другие примеры. Назвала двух своих учеников, в настоящее время лучших краеведов и экскурсоводов города, издающих книги по истории Сибири. Они живут интересной творческой жизнью и материально обеспечены. Предложила и ему пойти таким путем, тем более он уже знаток истории. Эрудит задумался, ничего не сказал. Не знаю, убедила ли я его?
После урока, подумала о том, что нашей стране еще предстоит битва за молодежь, за их души, чтобы жить и трудиться на Родине был их свободный выбор, а не по принуждению, чтобы не пришлось опять возводить железный занавес.