Род Величко из Могилевской губернии

Борис Гузь
          С давних времен в Украине и Беларуси распространена фамилия Величко. О наиболее известных в прошлом украинских носителях фамилии есть несколько статей на авторской странице данного сайта. Эти Величко происходили из казацкой старшины Гетманщины, а их потомки стали в Российской империи выдающимися военачальниками, учеными, чиновниками, юристами, литераторами.
          В Беларуси казаков исторически не существовало. Начиная из середины XIII века, белорусские земли входили в состав Великого Княжества Литовского, затем Речи Посполитой. Там фамилия Величко часто встречалась, преимущественно, у белорусской шляхты и духовенства.
          Из духовного рода, проживавшего в Могилевской губернии, происходил известный российский и советский инженер-путеец Александр Федорович Величко (1879–1929), служивший на руководящих должностях по линии Министерства путей сообщения Российской империи, а после Октябрьского переворота – в Народном комиссариате путей сообщения СССР.
          Биография Александра Федоровича Величко достаточно подробно освещена в современных публикациях и в источниках советского периода, а история его рода восстанавливалась по скупым сведениям из дореволюционных документальных и исторических источников, адрес-календарей, епархиальных ведомостей, газетных статей, а также современных исторических публикаций белорусских и российских исследователей. Существенную помощь в поисках оказали и ныне живущие потомки этого рода.
          О первом известном представителе рода Федоре Величко, дедушке Александра, информации крайне мало, известно только, что он родился в начале ХIХ века и был священником. Известны два его сына, Савва и Федор, они оба получили духовное образование.
          Старший сын, Савва Федорович Величко (ок. 1840–1904), стал священником, в 1863 году был рукоположен к Свято-Вознесенской церкви местечка Баево Горецкого уезда. Приход был небольшим, в 1861 году в местечке имелось всего 57 деревянных домов, примерно треть из которых принадлежала евреям. В 1897 году в местечке проживало около 400 человек православного вероисповедания, что составляло немногим меньше половины от общего числа жителей.
          Савва Величко возглавлял приход 41 год, за длительное и безупречное церковное служение получил награды Русской Православной Церкви, именуемые правами на ношение: набедренника, скуфьи (1883), камилавки (1884), наперсного креста от Святейшего Синода (1896). Имелась также «светская» награда – орден Св. Анны 3-й степени (1898). Умер 27 июня 1904 года, похоронен в Баево.
          У Саввы Величко был сын Михаил, который также стал священником, о нем несколько позже.
          Младший сын, Федор Федорович Величко (1844–1920), окончил духовное училище и готовился стать священником, но вышло по-другому.
          Могилевская губерния была создана после I раздела Речи Посполитой в 1772 году.  Польские традиции у белорусского населения там были очень сильными, повсеместно использовался польский язык, местные дворяне называли себя шляхтичами, их дети получали образование в иезуитских коллегиумах, а сельское население говорило на белорусском языке.
          Важной составляющей интеграции вновь присоединенных земель в российский государственный механизм являлся повсеместный переход всех слоев населения на государственный русский язык. Усилия в этом направлении предпринимались еще со времен Екатерины II, но, по разным причинам, они не достигли желаемых результатов.
          Население в значительной массе оставалось неграмотным, русских начальных школ было крайне мало, в них катастрофически не хватало подготовленных учителей. Так, в Могилевской губернии 83 процента обучающих грамоте сами были малограмотными. Дошло до того, что с 1859 года от населения белорусских губерний стали поступать прошения с просьбой обучать детей польской грамоте.
          В 1862 году вышло «Высочайшее повеление» об открытии в западных губерниях народных училищ на новой основе. Новые правила 1863 года предполагали существенное увеличение числа начальных школ с привлечением в качестве учителей выпускников духовных семинарий и училищ, поскольку учительских семинарий в белорусских губерниях на тот период не было. Так Федор Федорович Величко и стал народным учителем, в 1863 году его направили в Чигиринское народное училище, а официальное назначение учителем состоялось в феврале 1864 года.
          Одноклассное народное училище в волостном местечке Чигиринка Быховского уезда основал на крестьянской земле в 1862 году священник местной Рождество-Богородицкой церкви Николай Борейко. Училище было смешанным, принимали мальчиков и девочек 8-12 лет, дети обучались три года, причем занятия проводились в одной классной комнате, где одновременно находились группы всех трех годов обучения. Учитель преподавал русский язык, чистописание и арифметику, а Закон Божий и церковное пение вел приходящий священник.
          Первые месяцы Федор Величко работал бесплатно, а после официального зачисления в штат стал получать 96 рублей в год от крестьянской общины. В Чигиринском училище он проработал 14 лет, а в 1877 году перевелся в приходское училище в уездном центре Быхов.
          Быховское приходское училище также было одноклассным, в нем была отдельная женская смена, занятия для девочек в том же классе после обеда вела Ольга Андреевна Комаровская, дочь губернского секретаря, окончившая частный женский пансион для православных девиц со званием учительницы начальных классов. В 1904 году женская смена выделилась в женское приходское училище.
          Приходское училище в Быхове входило в систему учебных заведений Министерства народного просвещения и финансировалось из казны. Федор Величко состоял в должности учителя городского приходского училища, получал жалованье 200 рублей в год, проживал в служебной квартире и был государственным чиновником, имея чин губернского секретаря (XII класс).
          Федор Федорович Величко прослужил народным учителем 45 лет, был награжден орденом Св. Анны 3-й степени и серебряной медалью «За усердие». В феврале 1909 года еженедельник «Крестьянин», издававшийся в Вильне, опубликовал статью «45-летний юбилей учителя». В статье было помещено фото Федора Федоровича и приведено много теплых слов о жизненном пути и подвижнической деятельности юбиляра на ниве народного просвещения. Отмечено с сожалением, что «прослужив 45 лет и отдав все силы и здоровье на служение народу и Родине юбиляр на склоне своих дней не имеет ни крова, ни куска хотя бы черствого хлеба».
          В семье Федора Федоровича было четверо детей: сыновья Александр, Семен, Владимир и дочь Зоя. Содержать большую семью на жалованье народного учителя было очень сложно. Значительная часть хозяйственных забот по содержанию семьи легла на плечи супруги. Жена Ф.Ф. Величко происходила из польского рода Глинка-Янчевских, её отец участвовал в Польском восстании 1863–1864 годов. При казенной квартире имелся огород, который она обрабатывала, также держала корову, откармливала свиней, в хозяйстве имелись куры.
          Несмотря на все невзгоды и финансовые трудности дети Федора Федоровича получили достойное образование.
          Зоя Федоровна Величко (1890–?), в замужестве Андреева, в 1907 году окончила Могилевское женское училище духовного ведомства, получив звание домашней учительницы, и преподавала в Быховском женском приходском училище, которым заведовала Ольга Комаровская.
          Старший сын Александр закончил уездное двухклассное приходское училище в Быхове и поступил в Могилевское реальное училище. С третьего класса начал зарабатывать репетиторством, оплачивая свое обучение и собирая деньги на дальнейшую учебу. В 1897 году, окончив реальное училище и скопив 100 рублей, приехал в Санкт-Петербург получать высшее образование, но из-за нехватки средств пришлось устроится корректором в редакцию «Журнала Министерства путей сообщения». В 1898 году поступил в Санкт-Петербургский институт инженеров путей сообщения императора Александра I. Параллельно по вечерам обучался в Санкт-Петербургском археологическом институте с двухлетним сроком обучения, который готовил археографов и архивистов. На протяжении всей учебы продолжал работать корректором, затем секретарем редакции журнала. Завершил обучение в археологическом институте в 1903 году, а в 1906 году окончил институт инженеров путей сообщения с правом на чин коллежского секретаря (по I разряду).
          Государственную службу начинал с низов, служил на Рязанско-Уральской железной дороге конторщиком и запасным агентом станции Москва-Товарная, далее занимал должности начальника станций Елец, Пенза, Кочетовка и, наконец, стал начальником Камышинского и Московского отделений службы движения.
          С 1912 года служил в Управлении железных дорог Министерства путей сообщения: чиновник особых поручений, ревизор. С 1914 года занимал доджности заведующего движением на Московской окружной линии Николаевской железной дороги и начальника Московского железнодорожного узла.
          К 1917 году стал одним из руководителей службы железнодорожного транспорта Российской империи, в январе 1917 года исполнял обязанности начальника железнодорожного эксплуатационного отдела Управления путей сообщения на театре военных действий, затем стал 1-м заместителем начальника Московско-Курской, Нижегородской и Муромской железных дорог. Имел чин надворного советника (VII класс), награжден орденом Св. Станислава 3-й степени.
          Приняв сторону большевиков, с 1918 года успешно служил Народном комиссариате путей сообщения на руководящих должностях: управляющий эксплуатационным управлением (1918); старший инспектор высшей инспекции железных дорог (1919); член Центрального комитета по перевозкам (1921). Также с 1926 года состоял в авторитетной научно-технической организации – Всесоюзной ассоциации инженеров, входя в состав ее президиума и возглавляя транспортную секцию.
          Занимался и педагогической деятельностью: в 1912–1914 годах преподавал в Санкт-Петербургском институте инженеров путей сообщения, а в 1920–1922 годах – в Московском лесотехническом институте.
          Все свои знания и опыт направлял на развитие железнодорожной транспортной системы, хотя в новых условиях это было сложной задачей, поскольку от него далеко не все зависело.
          В это время в стране процветала бесхозяйственность, обусловленная переходом от НЭПа к командно-административной системе управления. Проводившаяся индустриализация привела к многочисленным сбоям и авариям в разных отраслях промышленности. Интенсификация товарных перевозок повлекла за собой рост числа крупных аварий на железной дороге и участившихся сбоев по доставке грузов, в частности, хлеба.
          Усилия большевиков по налаживанию хозяйственного механизма оказались безрезультатными, тогда и появилась идея свалить свои промахи на врагов рабочего класса, которые были связаны с бывшими хозяевами предприятий и с зарубежными разведками. Все специалисты, получившие образование в Российской империи, а «буржуазных спецов» было много, стали если еще неразоблаченными предателями, то в этом подозревались.
          Первой крупной «пробой пера» стало «Шахтинское дело» 1928 года, вылившееся в громкий судебный процесс, который проводился публично, затем «вредителей» стали искать и в других отраслях промышленности.
          Следующим делом стало «раскрытие» контрреволюционных организаций на железнодорожном транспорте, а также в золотоплатиновой промышленности. Разработку этого дела ОГПУ начало в 1928 г., по нему проходило 30 человек, А.Ф. Величко был арестован 3 октября 1928 г. Основными организаторами и идеологическими руководителями саботажа на железной дороге были объявлены А.Ф. Величко и Н.К. Фон-Мекк, 22 мая 1929 г. их приговорили к расстрелу, а остальные были приговорены к разным срокам тюремного заключения.
          Итоговой целью контрреволюционеров, по мнению следствия, являлось свержение советской власти, помощь иностранной интервенции и восстановление в стране капиталистического строя.
          Предъявленные по железнодорожному транспорту обвинения были надуманными, а в некоторых эпизодах просто абсурдными. Например, утверждалось, что за предложением увеличить объемы товарных перевозок, применяя тяжелогруженные составы, стояла иная тайная цель – добиться износа путей, вагонов и паровозов и оставить страну на случай интервенции без железных дорог. Парадоксально, но впоследствии идея увеличения грузоподъемности составов была реализована новым руководством Наркомата путей сообщения во главе с М. Кагановичем.
          Непосредственно А.Ф. Величко якобы срывал перевозки хлеба, создавая хлебные кризисы в наиболее важных потребительских районах, для чего не увязывал планов перевозок по линии Наркомторга и железной дороги, давая кружные направления хлебогрузам, и засыпая хлебогрузы на заведомо загруженные склады, что приводило к их порче.
          По данному делу не было судебного процесса, поскольку для итоговых обвинений при отсутствии улик требовались компрометирующие показания и самооговоры, а убедительных свидетельств обвинению получить не удалось. Поэтому смертные приговоры и были вынесены внесудебным органом, которым являлась Коллегия ОГПУ, где не предполагалось какой-либо предварительной судебной процедуры с правом обвиняемых на защиту.
          Деятельность ОГПУ по борьбе с вредительством освещалась в советской прессе. Всесоюзная партийная газета «Правда» в статье от 24 мая 1929 года поместила официальное сообщение ОГПУ о железнодорожном деле. В нем А.Ф. Величко был назван бывшим потомственным дворянином, что не соответствовало действительности. Он являлся внуком священника, а его отец уже принадлежал к мещанскому сословию. После выслуги гражданского чина титулярного советника (IX класс) А.Ф. Величко получил личное дворянство, которое не было потомственным.
          «Торгово-Промышленная газета» опубликовала об этом деле идеологически выдержанную заметку, приведя информацию, которой не было в официальном сообщении ОГПУ. Статья начиналась абзацем: «Вчера опубликовано было сообщение о вредительском заговоре на железнодорожном транспорте и в золотоплатиновой промышленности во главе с некогда крупнейшим миллионером Фон-Мекком, б. генерал-инженером Величко и б. помощником министра во времена Керенского Пальчинским».
          Касательно генерал-инженера Величко газетчики напутали, инженер-генерал с такой фамилией действительно существовал, но это был Константин Иванович Величко, крупнейший специалист по фортификации и строительству оборонительных сооружений, профессор Николаевской инженерной академии, а в советское время – профессор фортификации Военно-инженерной академии им. Куйбышева. О нем можно прочитать на данном сайте в авторской статье «Генерал К.И. Величко – страницы биографии». К железнодорожному транспорту К.И. Величко отношения не имел, да и умер он своей смертью от болезни в 1927 году в возрасте 71 год.
          Ввиду отсутствия других источников информации ошибка газетчиков начала жить собственной жизнью, изложенное в ней стало подаваться без всякой проверки как установленный факт. Так, А. Солженицын во второй главе книги «Архипелаг ГУЛАГ», упомянув Величко, привел сведения из биографии К.И. Величко, подредактировав их под тему репрессий на железнодорожном транспорте: «К.И. Величко, военный инженер, бывший профессор военной академии генштаба, генерал-лейтенант, в царском военном министерстве руководил Управлением военных сообщений. Расстрелян. Ох, как пригодился бы в 1941!». А. Солженицын, вероятно по неосведомленности, понизил К.И. Величко в генеральском звании, поскольку звание инженер-генерала (генерала рода войск) следовало за званием генерал-лейтенанта.
          Некритический подход имел место и в современных публикациях, в частности, в книге Р. Медведева «О Сталине и сталинизме», изданной в 1990 году, где А.Ф. Величко назван бывшим генералом царской армии.
          В материалах Фонда, созданного в 2000 году в Санкт-Петербурге основателем и первым руководителем научно-информационного центра «Мемориал» В.В. Иофе, написано то же, что и у А. Солженицына, только изменены инициалы: «Величко А.Ф. Военный инженер, бывший профессор военной академии генштаба, генерал-лейтенант, в царском военном министерстве руководил Управлением военных сообщений».
          Но вернемся к смертному приговору, вынесенному Коллегией ОГПУ. Об этом приговоре было сообщено уже после расстрела обвиняемых, поэтому остается только гадать, имел ли место расстрел, либо обвиняемые, или кто-то из них погибли, не выдержав допроса. Ведь показания Александра Величко в имеющихся материалах не приводятся.
          А.Ф. Величко был захоронен на территории Ваганьковского кладбища Москвы, место захоронения неизвестно. Реабилитирован Прокуратурой СССР 4 июля 1991 г. 
          Александр Величко состоял в браке с Елизаветой Михайловной Правосудович (1887–1944), в семье было четверо детей. После расстрела главы семьи все имущество из его дома по ул. Новой Басманной было конфисковано, а Елизавету Михайловну с детьми выслали из Москвы на 3 года с запретом на проживание в крупных городах, не позволив взять даже смену белья, только выдали билеты на проезд в один конец.
          По железнодорожному делу проходил и Правосудович Михаил Елевферьевич (1865–1929), инженер-путеец, председатель научно-технического комитета Народного комиссариата путей сообщения СССР (1928), профессор Ленинградского института путей сообщения, заведующий кафедрой «Локомотивы и локомотивное хозяйство» (1926). Елизавете Михайловне он приходился двоюродным дядей.
          М.Е. Правосудович был арестован вместе с группой старых специалистов-путейцев в начале 1929 года и 22 мая приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей с отбыванием в Соловецком лагере особого назначения.
В августе 1929 года с группой заключенных был обвинен в подготовке побега и 24 октября приговорен Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ к расстрелу. Вместе с ним к высшей мере наказания приговорили 36 заключенных. Приговор приведен в исполнение 29 октября 1929 года, расстрел произведен с южной стороны старого монастырского кладбища возле храма Онуфрия Великого. В 1989 году там был установлен памятный знак, к которому ведет аллея памяти. 
          Судьба Семена, одного из младших братьев Александра Федоровича, также была трагичной, как и старший брат, он был репрессирован и погиб.
          Семен Федорович Величко (1886–1941) перед войной проживал в г. Дмитров возле Москвы, работал на Дмитровском заводе фрезерных станков (механический завод), где заведовал библиотекой, проживал в заводском общежитии, барак № 4.
          Бараки перешли к заводу после завершения строительства канала «Москва-Волга». Канал строили заключенные Дмитровлага, Дмитровскому заводу передали вместе с бараками и часть заключенных, организовав «ИТЛ Дмитровского механического завода». Часть бараков предназначалась для вольнонаемных, эти бараки и использовались под общежития для заводских работников.
          7 октября 1941 года Семен Величко был арестован УНКВД Москвы и этапирован в Чистопольскую тюрьму (Татарстан, г. Чистополь). Его обвинили в антисоветской агитации, пораженческих настроениях, восхвалении фашизма, одобрении зверств.
          Тюрьму в Чистополе построили в середине XIX века, она предназначалась для содержания 350 заключенных. После начала войны в 43 камерах тюрьмы содержалось до двух тысяч человек. Переполненность камер привела к массовым заболеваниям и смертности, от болезней и голода с ноября 1941 года по март 1943 года умерли 1023 человека.
          Семен Федорович Величко не дождался приговора, он умер 23 ноября 1941 года. Его реабилитировали 23 февраля 2001 года, но это слабое утешение для потомков.
          И об упоминавшемся Михаиле, сыне священника Саввы Федоровича Величко, двоюродном брате Александра.
          Михаил Савельевич Величко (1865–1937) окончил в 1886 году Могилевскую духовную семинарию, в 1890 году был рукоположен в священники, служил в Рождество-Богородицкой церкви местечка Крупки Сенненского уезда. Это местечко вошло в состав Могилевской губернии в 1793 году после II раздела Речи Посполитой.
          Духовное служение М.С. Величко после Октябрьского переворота сопровождалось гонениями на церковь, происходившими повсеместно в рамках тогдашней государственной идеологии и политики.
          Он неоднократно подвергался преследованиям, в 1929 году находился под арестом и следствием по обвинению в поджоге, но предъявленных обвинений доказать не удалось. С 1930 года на приходе не служил, в 1931 году по обвинению в неуплате налога осужден Крупским народным судом и приговорен к 1 году лишения свободы. После освобождения проживал на иждивении сына в местечке Толочин Витебской области, где совершал исполнения треб на дому.
          Арестован 6 августа 1937 года Толочинским РО НКВД и помещен в Оршанскую тюрьму. Обвинялся в «систематической антисоветской агитации, распространении провокационных слухов: о войне и перемене власти; о том, что христианская вера укрепится снова». Постановлением Особой тройки НКВД БССР от 8 сентября 1937 года приговорен к расстрелу и конфискации имущества.
          Приговоренных к расстрелу обычно содержали в тюрьме, устроенной в бывшем иезуитском коллегиуме. Дата расстрела неизвестна, по сведениям очевидцев расстрелы священников проводились по ночам в Харьковском лесном массиве по правую сторону Могилевского шоссе, если ехать из Орши. Белорусские краеведы утверждают, что было расстреляно до 300 лиц духовного звания разных конфессий. В источниках имеются подробные сведения о 24 расстрелянных православных священниках, Михаил Величко в их числе.
          Существует мнение, что массовые репрессии имели место в 1937–1938 годах, а до этого ОГПУ еще не могло просто так расстрелять человека, ни в чем не признавшегося и ни в чем не изобличённого. Дела А.Ф. Величко и его родственников такое мнение опровергают, без судебного процесса можно было расстрелять кого-угодно, поскольку в доказательствах вымышленной вины просто не было необходимости.
          Пик репрессий действительно пришелся на 1937–1938 годы, затронув высшее партийное, государственное и военное руководство, но проводились репрессии непрерывно, начиная с Красного террора 1917–1922 годов и заканчивая «Делом врачей» 1953 года. Убедительным тому подтверждением является и трагическая судьба рода Величко из Беларуси. Были они достойными людьми, такими и остаются для потомков и в человеческой памяти.